Законы

← Обратно к новостям
10 апреля 2018, 09:49

Демпинг убивает рынок: пора вводить минимальную цену пива

Демпинг убивает рынок: пора вводить минимальную цену пива

На полках супермаркетов и расплодившихся алкогольных дискаунтеров стоит дешевое пиво, цена которого выглядит неправдоподобно низкой. Profibeer решил разобраться: реально ли дать на полке такую цену, откуда появляется демпинг и почему он убивает рынок пива?

Сколько должно стоить пиво?

Мы опросили несколько пивоваров, которые производят пиво в бюджетном и среднем ценовом сегменте. Они согласились анонимно рассказать, из чего складывается себестоимость их продукции, и какую наценку ставят магазины и торговые сети.

Себестоимость может сильно различаться в зависимости от сорта, сырья, наличия или отсутствия собственных экспедиторов, оборудования, объемов производства, региона и т.д. Но усредненные данные выглядят так.

От 75 рублей – рентабельная цена за литр пива крупного завода

От 86 рублей – рентабельная цена за литр пива мини-пивоварни

– Помимо акцизов, надо учитывать еще и себестоимость, которая для отечественных сортов составляет 13-17 рублей, а для импортных – от 20-25 рублей, – считает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. – Добавьте сюда заработные платы сотрудников пивоваренных компаний и сетей реализации, затраты на логистику и хранение, закупку и эксплуатацию оборудования – суммы получаются весьма значительные.

Первопричины демпинга

Агрессивная конкурентная стратегия. Некоторые производители заливают дешевым пивом целые регионы, чтобы «зачистить» их от конкурентов.

Снижение покупательской способности потребителей. В этих условиях цена пива становится для покупателей решающей при выборе.

Сокращение объема рынка. Крупные производители пива демпингом пытаются сохранить свою долю на сужающемся рынке.

Падение объемов производства. У пивоварен появляются свободные мощности, которые экономически выгоднее занять продуктом с нулевой прибылью, чем оставить на простой.

– Плюс играет роль сезонность, – отмечает Павел Рукавицын, основатель Ravencraft. – Зимой потребление пива меньше, и конкуренция усиливается, особенно в массовом сегменте.

Источники дешевого пива

Первый – крупнейшие компании

– Самый жесткий дискаунтер на сегодня — это «Красное и белое». – отмечает Николай Желагин, совладелец сети магазинов «Беру выходной». – По моим подсчетам, на каждом проданном литре по 40 рублей они теряют примерно 15 рублей. Куда только смотрит ФАС? А все просто: «пиво без водки – деньги на ветер». Они зарабатывают за счет других товарных позиций. С точки же зрения пивоваров, это ситуация, когда никто почти не зарабатывает. Но та же «Балтика» явно готова на это идти.

– Если мы говорим о крупных заводах национального уровня, то можно смело утверждать, что основная их задача – оборот, потому что себестоимость продукции таких производителей минимальна, – рассуждает Андрей Акишин, главный пивовар «Августин». – Прибыль стабильна и регулируется известными методами уменьшения издержек. Весьма сильна в последние годы стала конкуренция дистрибьютеров с федеральными «социальными» алкогольными сетями. Они могут позволить себе самые низкие цены, не имея посредника в лице дистрибьютера, подстегивая последних снижать цены до весьма неаппетитной прибыли.

Второй – черный рынок

Формирование черного рынка – это попытка нескольких недобросовестных пивоварен выжить в ситуации, когда на рынке есть такие цены за литр пива, за которые большинство пивзаводов не «отобьют» и бутылку 0,5.

Есть и альтернативные мнения:

– В современных условиях и в частности с появлением ЕГАИС сомневаюсь, что где-то остался так называемый «черный рынок», – считает Андрей Акишин. – У мелких пивоварен есть флагманы, которые вытаскивают ценник, остальные под него подстраиваются. Соответственно рынок регулируется весьма честно и адекватно. В «хореку» особо не пускают крупные заводы из-за желания конечного покупателя пить эксклюзив, а не массовое пиво.

Самоподдерживающийся процесс

Самая опасная черта демпинга в том, что он превращается в самоподдерживающееся явление по мере того, как к демпинговым ценам привыкает потребитель.

Пивовары попали в замкнутый круг – они приучили покупателей к демпингу и вынуждены демпинговать, чтобы не потерять их.

– Низкие цены формируют в сознании потребителя устойчивое мнение, что все, что выше – это «бизнесмены зажрались», – рассказывает Николай Желагин. – Очень хорошо приживается это мнение на фоне сложной экономической ситуации в целом.

Ущерб от демпинга

От демпинга теряют все.

  • Пивовары теряют доходы, работают в убыток, чтобы сохранить долю на рынке.
  • Государству приходится бороться с серым рынком. Ситуация в пиве далеко не такая тяжелая, как в крепком алкоголе, мимо ЕГАИС проходят считанные проценты от всего объема производства. Но если ситуация с демпингом не изменится, эта доля будет расти.
  • Потребитель, ориентируясь в первую очередь на ценник, поощряет пивоваров, которые снижают себестоимость производства, экономя на качестве и вкусе напитка.

Борьба с демпингом

Когда речь идет о борьбе с таким явлением, как демпинг, то существует два возможных способа: в наших условиях утопический и реалистичный.

Пока что утопический для нашего рынка вариант – преодоление экономического кризиса и рост доходов населения. Это зависит от многих факторов, на которые пивовары не в силах повлиять. При этом сама проблема демпинга все усугубляется и превращается в самоподдерживающийся процесс.

Более реалистичный вариант борьбы с демпингом – это дифференцированный акциз и введение минимальной розничной цены на пиво. Мы начали серию текстов на эту тему и рассказываем, как они зарекомендовали себя в России и в мире.

Дмитрий Тарасевич: «Минимальная розничная цена пива – реальная альтернатива лицензированию и маркировке»

Минимальная цена на пиво: смотрим на мировой опыт

Пивные акцизы в странах мира: США

Пивные акцизы в странах мира: Чехия

Пивные акцизы в странах мира: Германия

Пивные акцизы в странах мира: Бельгия

815463
Поделиться
Комментарии 8
Ринат
23 апреля 2018, 21:44

Жадность, жадность и ещё раз жадность торгашей и государства определяет цену на пиво.
Люблю лагер 4,8-5,2%.
В мае прошлого года поездил по европе. В супермаркетах за 0,5л лагера в стекле платил: Чехия - 24 рубля (!!!), Мюнхен - 25 рублей, Базель - 57 рублей, Копенгаген 63 рубля, Мальмё- 69 руб., Осло - 200(!!!) руб. за 0,4л. Ну давайте на норвегов равняться, где доход на душу на 1-м месте в мире.

Сергей
15 апреля 2018, 12:17

Ну скажу вам честно. В Томске сейчас настолько много пива, что работать очень тяжело. Мало того, что ситуация в стране не очень, продаж в магазинах нет, оптовики ничего не покупают. Но зато производители крупные дают цену на пиво в 28 РУБЛЕЙ ЗА ЛИТР!!! 28 рублей без ЕГАИСА в черную! Попробуйте сконкурировать с такой ценой

Александр
13 апреля 2018, 21:45

Ну насчет наценки в рознице 20% лукавство. Сетевики крутят от 50 и выше.

Имя Сэм Саруэль
11 апреля 2018, 08:57

Давайте начнём сначала с повышений зарплат, а потом постепенно дойдёт дело и до борьбы с демпингом... А то пиво будут пить только пивовары частных пивоварен... друг у друга.

Юрий
11 апреля 2018, 07:23

По крупным себестоимость ниже, основная доля в ценнике - упаковка, логистика и акциз.

1
10 апреля 2018, 21:25

установление минимальной цены - нарушение свободной конкуренции на рынке.

Антон
10 апреля 2018, 19:14

В 12 р уложить 2 бутылки, 2 этикетки, 2 пробки и упаковку с логистикой нереально для малой пивоварни.

Эд
11 апреля 2018, 09:29

Маленькие пивоварни могут и в розлив торговать в своём регионе пока либо имя не приобретут, либо не укрупнятся.

29 апреля 2018
St. Petersburg Craft Weekend 2018

29 и 30 апреля 2018 года в седьмом павильоне «ЛенЭкспо» состоится третий по счету St. Petersburg Craft Weekend, организованный компанией KwakInn Club.

29 апреля 2018
St. Petersburg Craft Event

Фестиваль крафтового пивоварения St. Petersburg Craft Event пройдёт 29 апреля 2018 года в центре дизайна ArtPlay.

30 апреля 2018
Old Skull Fest 2018 (Санкт-Петербург)

Шестой фестиваль альтернативного, коммунного и анархо-пивоварения Old Skull Fest пройдёт в Санкт-Петербурге 30 апреля в 20 часов в Aurora Concert Hall.

Лучшее
4 9032
Хмелевой сдвиг: крафтовые пивовары кардинально меняют подход к охмелению