Консультации юриста

05.06.2020
Мы производители пива, работали по одной декларации, ее аннулировали, теперь получили новую декларацию. Должны ли мы на сайте ФСРАР уточнить сведения, что мы теперь работаем по другой декларации, или только когда будем выпускать новый сорт пива и регистрировать его в ФСРАР, то там указать новую декларацию?
Ответ:

По всей видимости, речь в тексте вопроса идет об аннулировании (прекращении действия) декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза в Порядке, утвержденном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 № 41.

Согласно указанному Порядку, действие декларации о соответствии считается прекращенным с даты внесения соответствующих сведений Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитацией) или уполномоченным органом (органом по сертификации) в единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.

Законодательство о техническом регулировании устанавливает, что производитель обязан прекратить реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии прекращено.

Оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии запрещен законом, при этом алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, должна сопровождаться информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия.

В свою очередь, производитель вправе выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия, и обязан указывать в сопроводительной документации на продукцию сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

Что касается выпуска в оборот нового сорта пива, то организация  обязана не позднее чем за 5 дней до даты первой поставки представить в Росалкогольрегулирование уведомление о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции (далее — уведомление), на основании которого сведения о такой продукции будут внесены в федеральный реестр алкогольной продукции (далее — ФРАП).

Вместе с тем, сведения о декларации соответствия и/или сертификате соответствия относятся к иным (необязательным) сведениям об алкогольной продукции,  и указываются в уведомлении  по усмотрению организации-производителя.

Таким образом, уведомление, и, соответственно, ФРАП, могут не содержать сведений о декларации соответствия, однако реализация нового сорта пива в любом случае должна сопровождаться указанием  сведений о действующей декларации соответствия.

Нормативное обоснование:

  • пункты 19, 21, 23, 24 «Порядка регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза», утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 № 41;
  • подпункт 22 статьи 2, абзац шестой пункта 3 статьи 11, абзац девятый пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции от 01.05.2019, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 28.11.2019);
  • подпункт 5.1.4 «Положения о Федеральной службе по аккредитации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 «О Федеральной службе по аккредитации» № 845 (в редакции от 23.11.2019);
  • абзацы второй-четвертый, шестой пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в редакции от 28.11.2018);
  • пункт 2.4, абзац четырнадцатый пункта 4.17 «ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 № 401-ст (в редакции от 29.11.2012);
  • пункт 12 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (в редакции от 05.12.2019);
  • пункты 2-5, подпункт «л» пункта 6 «Положения о представлении уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 474 (в редакции от 05.08.2015);

пункт 38 «Методических рекомендаций по заполнению уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции», утвержденных Приказом Росалкогольрегулирования от 04.12.2013 № 306.

Читать далее Свернуть
04.06.2020
Подскажите, где прописано в законе, что организация-ООО должна осуществлять отгрузки пива (продукции, не подлежащей лицензированию) через ЕГАИС именно со склада-места нахождения продукции, а не по месту нахождения самого юрлица? Можно ли отгрузки фиксировать через ЕГАИС, полученный на юрадрес ООО?
Ответ:

Пунктами 1, 2 «Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 650, установлено, что программно-аппаратные средства организаций, являясь частью технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, должны быть расположены по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации (по месту осуществления деятельности).

Также Приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 установлено, что заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции должны представляться поставщиками продукции по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции.

За нарушение указанной обязанности (то есть при фиксации сведений в ЕГАИС не с фактического места отгрузки) статьей 14.19 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены санкции:

  • в отношении должностного лица — в виде наложения административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой;
  • в отношении юридического лица — в виде наложения административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

Нормативное обоснование:

  • пункты 1, 2 «Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 650 «О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции от 22.06.2019);
  • абзац первый пункта 5.1.1 Приложения № 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 «Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов»;
  • абзац девятый пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции от 01.05.2019, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 28.11.2019);
  • статья 14.19 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 16.12.2019).
Читать далее Свернуть
03.06.2020
Есть открытое ООО и пивоварня с самодельным оборудованием, но как производитель пива мы не регистрировались и не подавали документы в РАР. Какого наказание за продажу нашего пива под собственным брендом или под брендом другой пивоварни?
Ответ:

Примечания эксперта:

  1. В ответе рассматриваются составы правонарушений (преступлений), в той или иной мере связанных именно с предпринимательской деятельностью в области производства и/или оборота пива. В частности, по причине многовариантности не рассматриваются потенциальные составы правонарушений (преступлений) в сфере налоговых, экологических, градостроительных, санитарно-эпидемиологических нарушений, а также в сфере защиты прав потребителей.
  2. Ввиду некорректности употребленной в тексте вопроса формулировки «по собственным брендом или под брендом другой пивоварни» ответ дается исходя из нарушений, допущенных непосредственно организацией-производителем (продавцом).

Обозначенная в тексте вопроса деятельность подпадает под целый букет нарушений запретов, установленных пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (подробнее см. ссылки в нормативном обосновании), однако не исключены и нарушения иных запретов.

Подобные действия и нарушения исходя из характера и сути действий организации и ее должностных лиц могут квалифицироваться и как административные, и как уголовные составы наказуемых деяний:

  • в соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ: оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом;
  • в соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ: нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • в соответствии со статьей 14.19 Кодекса об административных правонарушениях РФ: нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке;
  • в соответствии с частью 1 статьи 43 Кодекса об административных правонарушениях РФ: нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям;
  • в соответствии со статьей 45 Кодекса об административных правонарушениях РФ: реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
  • в соответствии с частью 3 статьи 15.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ: производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации;
  • в соответствии с частью 4 статьи 15.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ: оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны;
  • в соответствии со статьей 15.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ: искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей;
  • в соответствии с частью 1 статьи 7.5-1 Кодекса об административных правонарушениях РФ: непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности;
  • в соответствии со статьей 238 Уголовного кодекса РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности».

Кроме того, в целях пресечения незаконных производства и оборота алкогольной продукции нелегально произведенная и (или) запущенная в оборот алкогольная продукция подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц.

Обращаем ваше внимание, что вышеприведенный перечень потенциальных составов не является не исчерпывающим, и может (и будет) расширен проверяющими органами исходя из действительного содержания незаконных действий организации и её должностных лиц.

Нормативное обоснование:

  • подпункт 22 статьи 2, статьи 8, 10.2, 11, 14, 16, пункт 1 статьи 25, абзацы восьмой, девятый, тринадцатый, двадцать первый, двадцать третий, двадцать четвертый, двадцать шестой, двадцать седьмой, сорок девятый пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции от 01.05.2019, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 28.11.2019);
  • части 2 и 3 статьи 14.16, статья 14.19, часть 1 статьи 43, статьей 14.45, части 3 и 4 статьи 15.12, статьей 15.13, часть 1 статьи 19.7.5-1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 16.12.2019);
  • статья 238 «Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в редакции от 02.12.2019);
  • статья 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции от 02.08.2019).
Читать далее Свернуть
03.03.2016
Приказ Росалкогольрегулирования от 03.03.2016 № 54 «Об утверждении формата представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, сельскохозяйственными товаропроизводителями с использованием программно-аппаратных средств, а также формата представления подтверждения о фиксации информации и уведомления об отказе фиксации»
Принят в третьем чтении
Законопроект № 195567-7 «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части устранения ограничений на производство пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров, предназначенной для поставки за пределы Российской Федерации)»
Подписан президентом
Законопроект №186057-7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Внесен в Госдуму
Законопроект № 320969-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"»
14 июня 2020
«Лучший по профессии»: «Лучший пивовар»

В Самаре пройдет федеральный этап всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» в номинации «Лучший пивовар».

18 июня 2020
National Homebrewers Conference (США)

С 18 по 20 июня пройдёт ежегодная конференция Американской ассоциации домашних пивоваров.

25 июня 2020
Черноморский форум виноделия (Москва)

Черноморский форум виноделия является специализированным комплексным отраслевым мероприятием.

Лучшее
2 119133
Пивные бокалы: руководство начинающего биргика