Пиво

← Обратно к новостям
21 ноября 2018, 13:06

Бочка хайпа: почему лимитированные стауты становятся культовыми

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Бочка хайпа: почему лимитированные стауты становятся культовыми

#Сезонстаута официально наступил. Кто-то в эти дни просто переключается с сессионных IPA на более тёмное пиво. А кто-то заполняет календарь релизами крепких и сладких выдержанных в бочках стаутов. Эти вожделенные творения стоят в два, а то и во все десять раз дороже, чем обычный стаут. О том, почему цены на бутылку такого пива могут измеряться сотнями долларов, в журнале VinePair рассуждает Кэт Волински.

Завышенные ценники — это, в своём роде, часть привлекательности. На прошлых выходных тысячи гостей посетили в Чикаго 16-й ежегодный фестиваль пива, выдержанного в дереве или бочке (FOBAB), где свои самые редкие сорта показали сотни пивоварен. Билеты стоили от 85 долларов.

1 ноября вышел Founders Canadian Breakfast Stout (25 долларов за 750 мл). Десять дней спустя прошёл ежегодный Prop Day, когда Goose Island представила специальные сорта из известной серии Bourbon County Brand. Билеты на мероприятие разыгрывались в лотерею, победители которой определялись за месяц. Счастливчики получали возможность купить билет за 30 долларов, что, в свою очередь, позволяло приобрести ещё за 70 долларов набор бутылок. Общенациональный выпуск стаутов Bourbon County ежегодно происходит в Чёрную пятницу – после Дня благодарения. Стоимость пива начинается от 10 долларов. Ещё через пару недель суперфанаты Toppling Goliath смогут, купив билеты за 100 долларов, унести домой 350-миллилитровую бутылку Kentucky Brunch Brand Stout (KBBS).

Крепкие бочковые стауты сегодня стали визитной карточкой и драйвером прибыли для пивоварен по всей стране. Частично такая высокая стоимость пива обусловлена тем, насколько трудоёмко их производство. Но это ещё не всё. Успех шокирующе дорогих стаутов – это результат брендинга, экономики дефицита, а также во многом FOMO (fear of missing out — синдрома упущенной выгоды, боязни что-нибудь пропустить).

Но стоит ли это пиво своих заоблачных ценников? Как и сами стауты, ответ на этот вопрос далеко не прозрачный.

Бочки, баксы, беспокойство

Общепризнанно специальные релизы стаутов считаются продуктом современного стремления к превосходству и инстаграмного хвастовства, но они появились ещё в середине девяностых, когда Goose Island впервые выпустила Bourbon County Brand Stout (BCBS). В 2003 году Founders последовала их примеру и представила Kentucky Breakfast Stout (KBS) — шоколадный кофейный стаут, выдержанный в бочке из-под бурбона. FiftyFifty Brewing запустила свою серию Eclipse в 2007 году, а Toppling Goliath представила KBBS в 2012-м.

Себестоимость сортов с бочковой выдержкой, таких как Bourbon County, значительно выше, чем у «нормальных» стаутов или другого пива без выдержки. Для них часто требуется как минимум вдвое больше сырья — «вот так и накапливаются расходы», объясняет ведущий пивовар программы бочковой выдержки Goose Island Билл Сэвидж.

Автор книги Barrel-Aged Stouts and Selling Out Джош Ноэль пишет, что на Goose Island Honkers Ale требуется примерно 550 фунтов солода. На обычный имперский стаут уходит примерно 800, а на BCBS — более 1000.

Бочки тоже стоят денег, особенно в последние годы, говорит Сэвидж. По его оценкам, бочковой бум начался три-четыре года назад, и тогда образовался дефицит подержанных бочек из-под крепких напитков.

Сегодня бочки из-под бурбона продаются примерно по 150 долларов за штуку, и, как рассказывает Билл Сэвидж, для производства линейки Bourbon County их требуется несколько тысяч. Сэвидж не может сообщить точные цифры, однако легко прикинуть, что производство BCBS обходится в сотни тысяч долларов. Сравните это с пивом типа Honkers Ale, которое бродит и созревает в стальных танках не больше двух недель.

Выдержка – это тоже дорогостоящая операция, которая требует времени, пространства и рабочих рук. На Goose Island Сэвидж возглавляет команду из пяти пивоваров (скоро к ним присоединится шестой), которая круглый год занимается пивом с бочковой выдержкой, созревающим как минимум восемь месяцев.

Хайп-машина

Любители бочковых стаутов готовы тратить значительно количество времени и денег на приобретение самых редких и высоко оцениваемых специальных релизов. Окружающая эти релизы культура вдохновляет обзоры пива, ботлшеры, торговлю через всю страну и треды на реддите.

Чонси Джексон, обзорщик пива из Северной Каролины, часто показывает редкие стауты на своём ютуб-канале Allthingsbeer 510. Он следит за тем, какие из его обзоров становятся самыми популярными у аудитории. Если обзоры Founders KBS и CBS уже не те — «как и вкус, хайп и перепродажная стоимость», говорит Джексон, то обзоры стаутов Goose Island Bourbon County Brand — «одни из самых комментируемых и просматриваемых моих видео».

Это особенно примечательно с учётом накалённой ситуации вокруг того, кому принадлежит бренд. С 2011 года Goose Island полностью принадлежит Anheuser-Busch InBev — самому ненавистному для крафтового мира злодею. Вдобавок в 2016 году Goose Island отзывала из продажи некоторые стауты Bourbon County Brand.

Founders тоже не без противоречий. Миноритарная доля пивоварни куплена испанской Mahou-San Miguel, после чего многие из принципа отвернулись от Founders. Другие считают, что теперь пивоварня продаёт больше KBS и CBS, чем в прошлые годы, что делает их менее желанными.

Доступность (точнее, её ограниченность) — ключ к желанности такого пива. Как говорит владелец бруклинского ботлшопа Beer Karma Дэн Ламонака, «пиво FiftyFifty Brewing Eclipse стоит тупо дорого для пива, которое сегодня никому больше не нужно. У меня есть ящик его с прошлого года, и я продал, может быть, одну бутылку. Это пиво, которое когда-то было в авангарде – плотный насыщенный имперский стаут, а сегодня это банальное пиво. Люди проходят мимо него, потому что оно перестало быть предметом роскоши».

Стоит ли оно того?

Джексон получает запросы на обзор бочкового пива от Bottle Logic, Fremont Brewing, Prairie Artisan Ales, Side Project и Toppling Goliath. С одной стороны, дело в том, что многие хотят, но не могут достать такое пиво. А с другой – это пиво имеет большую стоимость перепродажи. Трейдеры хотят защитить свои вложения. На вторичном рынке оно может стоить от 80 до 300 долларов за бутылку, объясняет Джексон.

«Люди тратят сотни долларов на вторичном рынке. Я этого просто не могу понять», признаётся Ламонака. Он добавляет, что в этом месяце многие его постоянные клиенты интересовались Founders CBS, который они видели в Нью-Йорке по цене 30-35 долларов, и спрашивали, стоит ли он того? Нужно ли его покупать? По его словам, ответ требует уточнений.

«Я пробовал — и он был очень классным, если вам нравится пиво с кленовым сиропом, выдержанное в бочке из-под бурбона, то это пиво вы полюбите, — говорит он. — Но если вы увидите его по 40 долларов за бутылку, то нет, не берите, и если вам придётся надорваться, чтобы перекупить его — тоже нет».

«В том, чтобы попробовать то, что среднему человеку не достать, есть и элемент FOMO», говорит Ламонака. «Лучше ли он, чем всё остальное? Может быть. Он в пять, шесть, семь, восемь раз лучше с точки зрения ценности? Ни в коем случае. Но вы попробуете то, что не попробуют другие, и в этом половина его прелести».

Конечно, подлинное наслаждение пафосом, который окружает редкие сорта, — это веский довод. В конце концов, счастье купить нельзя, но к нему можно подобраться близко, купив правильную бутылку пива или билет на мероприятие. Многим фанатам стаутов посещение релизов и организация сделок даёт ни с чем не сравнимое чувство единения.

«Дело скорее в людях, с которыми вы встречаетесь, а не обязательно в пиве, — говорит Сэвидж. — Энтузиазм в индустрии, даже хотя он меняется и трансформируется, сохраняется с годами, и я думаю, что это круто».

Решать потребителю

Найти своих людей – бесценно. И всё-таки трудно избавиться от лёгкого цинизма при анализе столь раздутого рынка. Установление на стаут таких цен, по которым большинство потребителей покупать не готовы, — это пример того, как пивоварни получают выгоду от состояния рынка, говорит Ламонака. «Они делают так потому, что люди всё равно придут и купят».

Другими словами, пивовары устанавливают на эти стауты цену намного выше, чем на другое пиво, потому что их производство стоит дорого, и потому что рынок может это выдержать. Если бы никто не готов был платить 100 долларов за одну бутылку пива, Toppling Goliath перестал бы выпускать пиво по такой цене.

В конце концов, красота в глазах того, чьё пиво.

«Если у вас есть деньги, то почему бы и нет? — задаётся вопросом Джексон. — Людям нужно забыть о том, как было раньше… Пивовары тратят время и много денег на то, чтобы сварить классное пиво для своих фанатов. Если пивоварня хочет установить цену в 100 долларов за пиво, пусть так. Всё зависит от публики – готова она покупать или нет».

Сам Джексон готов за правильный бочковой стаут отдать половину своей коллекции.

0 2756
Поделиться
Комментарии 0
27 января 2019
Российский финал конкурса барменов Calvados Nouvelle Vogue International Trophies

27 января в Москве, в ресторане «Поплавок» (Мясницкая 7, стр.1) состоится российский финал Международного конкурса барменов Calvados Nouvelle Vogue International Trophies. Начало — в 15 часов.

11 февраля 2019
«Продэкспо-2019»

11-15 февраля в выставочном комплексе «Экспоцентр» пройдёт 26-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо».

12 февраля 2019
Алкоконгресс и Винный форум

12 февраля в рамках выставки «Продэкспо-2019» состоятся XIV АлкоКонгресс и V Винный форум.

Лучшее
2 39696
Мнение: в чем различие между портером и стаутом?