Пиво

← Обратно к новостям
15 июня 2017, 09:59

Иван Белецкий: Скандал вокруг RateBeer – конец эпохи?

«Варите с профессионалами!»

www.profimalt.ru

В крафтовом мире – очередной скандал, связанный тем, что все-не-так-как-раньше. Пивгигант InBev купил долю в  пакете акций портала RateBeer, что вызвало гнев крафтового сообщества. Стоит ли история выеденного яйца?

Вообще, конечно, стоит. Поведение InBev на американском пивном рынке в последние годы – это не просто звоночки крафтовому сообществу, это прямо-таки набат. «Мини-пивоваренный мир не будет таким, как прежде, правила игры меняются», – говорит этот звон. Мы все сами хотели выхода крафта в большой мир, так чего же удивляться, что в сферу, в которой начали крутиться большие деньги, пришли те, кто их зарабатывает?

Выглядит ли опасно эта покупка? Пивгигант начнет накручивать себе рейтинги? Даже если так, повлияет ли это на что-нибудь?

Другое дело – символизм и архитектоника процесса. InBev в очередной раз утверждает себя значимым игроком на поле, которое, по мнению многих, должно быть запретным для него. InBev вновь – в который раз – действует через аффилированные компании, то есть стараясь более или менее скрыть себя во всех этих сделках. С пивоварнями же происходит примерно то же самое: игра «найди уши InBev в очередной сделке» уже стала национальной забавой американских биргиков наподобие отечественной игры «найди собственность проворовавшихся чиновников».

Становятся ли хуже сорта «продавшихся» компаний, станет ли хуже Ratebeer? Однозначного ответа на этот вопрос нет (хотя Goose Island постепенно «оптимизируют», например). Однако рассуждения о появлении на рынке крупных игроков не лежат в плоскости качества и вкуса (в случае с покупкой пивоварен) или журналистской объективности (в случае с покупкой доли в Ratebeer): крафтовый мир никогда не был однозначно «качественным», «вкусным» или «объективным».

Дело в том, что пивгиганты – это «другие». Они, с точки зрения американских мини-пивоварен, не могут лезть в мини-пивоваренные дела. У них, как считают биргики, нет достаточного для производства крафтового пива уровня аутентичности, всё произведенное ими автоматически является подделкой – даже если вкус и качество перепроданных лейблов остаются прежними. В конце концов, идея независимости и противостояния большому пивоварению – это идея, создавшая феномен крафтового пива, это чуть ли не единственное, что может объединить ресторанные пивоварни с пилзами и хеллями и экспериментаторов с кисляками и имперскими стаутами. Теперь у крафтового движения эту идею забирают с позиции «потому что можем».

Ирония ситуации в том, что на новость первым среди «крафтовых» медиа-личностей откликнулся Сэм Каладжионе, владелец Dogfish Head. Он демонстративно потребовал исключить его компанию из рейтингов Ratebeer: «...мы попросили Anheuser-Busch InBev и RateBeer немедленно удалить все отзывы и упоминания о пиве Dogfish Head с сайта RateBeer. Производитель пива не имеет права манипулировать тем, что люди слышат и говорят о пиве, тем, как пиво оценивается, какие сорта получают дополнительное внимание на сайте, который может выглядеть как достоверная и на 100% создаваемая пользователями платформа. По нашему мнению, эта и другие подобные инициативы этически сомнительны, в них нас беспокоит нехватка прозрачности».

Каладжионе – человек, который неоднократно подвергался нападкам крафтового сообщества за «пивгигантизм»: чего стоит хотя бы история с отсуживанием прав на торговую марку Namaste у одной из мелких пивоварен. Однако все эти скандалы связаны с крафтовым миром, а теперь приходится противостоять не таким же, как ты – вчерашним домашним пивоварам – а большой и более-менее сносно работающей машине.

В конце концов, какую ответную стратегию могут предложить крафтовые производители, будучи не в силах сопротивляться давлению большого капитала в условиях свободного рынка? Любой бойкот — это, по сути, уход от борьбы. «Нас вытесняют из нашей сферы – давайте уйдем в резервацию», – как бы говорит Каладжионе. Завтра абстрактный InBev купит долю в абстрактном Untappd, пивовары уйдут и оттуда?

Возможно, эта стратегия этически оправдана (если, опять же, забыть про поведение самих Dogfish Head). Вероятно, следует ждать дальнейшего дробления пивоваренной сферы (вопрос, в какой его сегмент – «минипивоваренный» или «пивгигантовский» – войдут Dogfish Head или Sixpoint, выступившие с аналогичным заявлением об исключении из списков Ratebeer). Возможно, даже слово «крафт» мини-пивоварни за собой застолбить не смогут.

01261
Поделиться
Комментарии 0
01 октября 2017
Конкурс «МедиаБармен-2017»

С 1 октября начнётся приём заявок на конкурс «МедиаБармен-2017».

19 октября 2017
Международный форум пивоваров и рестораторов - 2017 (Украина)

19 и 20 октября в Ровно пройдет четвёртый международный форум, который соберёт около 300 участников – владельцев, директоров, технологов пивзаводов, ресторанов-пивоварен,  а также представителей пивных пабов, фирменных магазинов по продаже крафтового пива,  торговых сетей, фирм-экспортеров и импортеров пива.

23 октября 2017
«Школа пивовара» (Новосибирск)

Одиннадцатый региональный обучающий семинар Союза российских пивоваров «Школа пивовара» пройдет в Новосибирске 23-27 октября 2017 года.

Лучшее
0 3467
Mikkeller: «Пиво сегодня на миллионы лет впереди вина»