Пиво

← Обратно к новостям
14 августа 2018, 14:07

Что нашли археологи в самых древних в мире пивных кружках?

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Что нашли археологи в самых древних в мире пивных кружках?

Этим летом появились сообщения о том, что археологи нашли на территории Ирака древнейшие пивные кружки. О том, что значит эта находка для науки, и о том, как велись исследования, рассказывает журнал Smithsonian.

Учёные уже давно знают, что пиво было важным элементом древних культур, но в основном по записям и рисункам: найти археологические свидетельства существования сброженного напитка было очень трудно. Но сегодня археологи используют для поиска пивного осадка в почти 2500-летних глиняных чашах, найденных на раскопках в Северном Ираке, новую технологию.

— Эльза Перручини обнаружила химические признаки брожения в сосудах, в которых также были найдены вещества, ассоциируемые с ячменём, — говорит Клаудия Глатц, старший преподаватель археологии университета Глазго и соавтор исследования, опубликованного недавно в Journal of Archaeological Science. — Сопоставив эти признаки, мы понимаем, что это было ячменное пиво.

Использование новой технологии с большой вероятностью станет прорывом и позволит археологам найти остатки пива в других местах раскопок. Но более того, благодаря этому Глатц и Перручини, аспирантка университета и ведущий автор исследования, узнали больше о дальних рубежах Вавилонской империи в период её культурного преобразования.

Раскопки в Хани Маси.

Археологи уже давно знали, что в Месопотамии пили пиво – они находили изображения, на которых демонстрировалось питьё пива, и указания в «бухгалтерских документах» на то, что пиво было частью пайка работников. Среди самых известных свидетельств – шумерский «Гимн Нинкаси», датируемый примерно 1800 годом до Рождества Христова. Рецепт пива, записанный в виде поэмы, восхваляет богиню пива Нинкаси за то, что она делает солод и готовит сусло.

Другие упоминания пива можно найти в эпосе о Гильгамеше – эта месопотамская поэма считается одним из старейших сохранившихся литературных произведений. Его герой Энкиду, дикий человек, выросший в лесу, выпивает семь чашек пива и решает, что цивилизация нравится ему достаточно сильно, чтобы стать товарищем Гильгамеша.

— Пиво — важнейший для Месопотамии продукт, — говорит Глатц. — Его пили все, к тому же, оно имело важное значение для общества, будучи элементом ритуалов. Оно во многом определяет личность месопотамцев.

Самые ранние физические следы пива датируются концом четвёртого тысячелетия до нашей эры – их нашли в современном Иране в месте под названием Годин Тепе. Археологи обнаружили на древней керамике так называемый пивной камень – побочный продукт процесса пивоварения.

Но Эльза Перручини пошла дальше в микроскопическом исследовании химических веществ в осадке на древних чашах и кувшинах. Вместе с Глатц они работают в большом археологическом проекте в месте под названием Хани Маси, где исследуют свидетельства об имперской экспансии вавилонцев в долину реки Дияла, связывающую низины, где зародились одни из первых в мире городов и империй, с богатыми ресурсами горами Загрос.

— Через этот район проходили очень важные дальние маршруты обмена, — говорит Глатц.

Вид раскопок с воздуха.

Раскопки в Хани Маси, над которыми работают Перручини и Глатц, датируются 1415-1290 годами до нашей эры – поздним бронзовым веком. Об этом говорят материальные свидетельства – керамика и погребения. Перручини заинтересовалась культурной идентификацией народа, который жил в этом районе, а что лучше свидетельствует о ней, чем еда и напитки, которые они потребляли?

Перручини говорит, что сначала пробовала более традиционные химические технологии для тестирования осадка, но обнаружила, что результаты получались загрязнёнными.

— Обычно во время раскопок люди по всему прикасаются и оставляют следы.

Один из проблемных загрязнителей – это солнцезащитный крем, который часто используют участники раскопок. Перручини поясняет, что некоторые химические компоненты в его составе аналогичны вину, что иногда может вводить археологов в заблуждение.

Эльза решила перенести лабораторию прямо в поле и начала работать со свежевыкопанными чашами в перчатках, чтобы получать более достоверные результаты, прежде чем находок коснётся кто-то ещё.

— Об этом редко говорят при работе с органическими остатками в археологии, — говорит Глатц, — так что метод Эльзы действительно очень важен для поиска достоверных археологических результатов – в прошлом их было не так много.

Затем Перручини проанализировала конкретные компоненты в осадке при помощи газовой хроматографии, которая разделяет разные вещества, присутствующие в смеси. Так что учёные смогли избежать современных загрязнений, а анализы почвы, отобранной снаружи сосудов, помогли вычислить возможные сторонние компоненты, принесённые за последние два тысячелетия почвой, и сфокусироваться только на археологически значимых веществах. Затем они сравнили найденные ими вещества с осадком, которые оставляют образцы современного пива, и нашли совпадения.

— Это действительно очень дёшево, — говорит Перручини и добавляет, что и другие археологи могут следовать её технологии при идентификации пива или других осадков в древних находках.

— С этими горшками они напали на «золотую жилу», — поясняет лектор университета штата Нью-Йорк Мара Горовитц, не участвовавшая в этом исследовании. — Кажется, они сделали то, о чём все мы мечтали.

Она с сожалением добавляет, что многие сосуды, найденные ранее, уже невозможно исследовать подобным образом, так как они, вероятно, уже были загрязнены современными химикатами.

Сосуды, датируемые 1415-1290 гг. до н. э., говорят об изменении привычек потребления: раньше пили из общего сосуда, а теперь — из индивидуальных.

Августа МакМахон, которая читает лекции по месопотамской археологии в Кембридже, соглашается, что многие археологи – в том числе и она сама – не были достаточно аккуратны в обращении со старыми сосудами и другими образцами, соблюдая только протокол, требуемый для радиоуглеродного датирования. По её мнению, это очень интересное и высоконаучное исследование.

И МакМахон, и Горовитц заинтересовались общественным аспектом исследования и его значимостью.

По данным иконографии и раскопок в поселениях более древних, чем Хани Маси, месопотамцы обычно пили пиво через соломинку из большого общего сосуда в третьем тысячелетии до нашей эры. Но в следующем тысячелетии эти огромные кувшины начали уступать место индивидуальным сосудам.

— Появилось огромное разнообразие сосудов для питья, — говорит Глатц, дополняя, что в прошлом археологи считали, что более изящные сосуды использовались для вина. Но химический анализ показал, что из них пили пиво.

Горовитц говорит, что переход на подобные сосуды говорит археологам об общественных процессах, а также о статусе и власти, которые отражаются в количестве труда, вложенного в изготовление сосудов.

Хани Маси – поселение времён касситского правления Вавилонской империей в Месопотамии, и, вероятно, оно было под контролем касситов. Племя касситов, которое происходило, возможно, из гор Загроса, ассимилировало многие месопотамские культурные традиции и установило дипломатические отношения с другими империями – в том числе Ассирией и Египтом.

— Хани Маси во многом напоминает любое другое отдалённое поселение, но анализ сосудов показывает, что, хотя оно и находилось на краю империи, местные жители пили пиво так же, как другие месопотамцы. Это говорит о том, что культурные практики из центра империи распространились к её краям, — говорит Глатц.

Пиво было важно для месопотамцев, потому что процесс соложения позволял зерну дольше храниться, а брожение повышало питательную ценность зерна. Кроме того, как говорит МакМахон, «люди пили пиво, потому что вода была не очень хорошей». Конечно, привлекало древних и лёгкое опьянение – даже в «Гимне Нинкаси» отмечается блаженное настроение, которое создаёт пиво. Но без холодильников пиво не хранилось долго.

— Месопотамцы, должно быть, постоянно варили пиво, — отмечает Глатц.

Конечно, всех волнует вопрос, каким пиво было на вкус. Перручини и другие учёные пытаются это установить, варя пиво по рецепту, описанному в «Гимне Нинкаси», с применением ингредиентов, которые, как они считают, могут дать осадок, схожий с найденным ими в Хани Маси.

Проблема в том, что в древних месопотамских текстах описывается несколько видов пива, и учёные не уверены в перечне ингредиентов. В отличие от других исследователей, которым недавно удалось воспроизвести 4000-летнее хеттское пиво, и оно оказалось вкусным, Перручини и её коллеги пока даже не пробовали сваренное в их лаборатории пиво.

— Оно так ужасно пахнет, — признаётся Эльза.

0 3200
Поделиться
Комментарии 0
12 января 2019
Jolly Goblin Fest-2019 (Обнинск)

12 января в Обнинске пройдёт четвёртый фестиваль Jolly Goblin Fest, приуроченный к семилетию паба «Весёлый гоблин».

16 февраля 2019
IV Фестиваль домашнего пивоварения (Екатеринбург)

Четвёртый фестиваль домашнего пивоварения пройдёт в Екатеринбурге 16 февраля 2019 года.

16 февраля 2019
Конференция «CRAFT. Сделать модный бизнес прибыльным» (Малоярославец)

16 февраля 2019 года в Малоярославце (Калужская область) пройдёт конференция «CRAFT. Сделать модный бизнес прибыльным», организованная пивоварней GRENADER.

Лучшее
1 11854
Эстонская пивоварня потроллила посетителей TCBW 2017