Бары и магазины

← Обратно к новостям
31 января 2018, 16:43 — РБК

Работа над ошибками: предприниматель потерял 3 млн рублей на продаже крафтового пива

Работа над ошибками: предприниматель потерял 3 млн рублей на продаже крафтового пива

Антон Белых разбирается в пиве и коммерческой недвижимости, но его сеть магазинов крафтового пива «Биркофф» проработала всего 1,5 года и принесла 3 млн рублей совокупных убытков. РБК вместе с предпринимателем и экспертами разбирается, какие ошибки он совершил.

Сам Антон считает, совершил все возможные промахи – ошибся с выбором места, ассортимента, оборудования и сотрудников. Кроме того, попытался изобрести новый формат, который оказался никому не нужен.

По образованию Антон социолог, выпускник МГУ. Он несколько лет проработал в газете «Коммерсант», а в 2012 году решил уйти из журналистики в риэлторский бизнес. Знакомство с крафтом началось, когда он попробовал пиво от Panzer Brewery. С тех пор Антон сильно увлекся миром крафтового пива, изучал сорта, собирал информацию о пивоварнях. В 2016 году он созрел для того, что открыть свой магазин. Белых снял помещение около станции метро Перово на юго-востоке Москвы. Место показалось ему удачным, и он не придал значения тому, что крупная сетевая розница обходит это помещение стороной.

Открытие первого магазина стоило предпринимателю 500 тыс. рублей:

  • Аренда помещения – 240 тыс. рублей
  • Фонд оплаты труда – 80 тыс. рублей
  • Ремонт – 60 тыс. рублей
  • Охлаждающее оборудование – 30 тыс. рублей
  • Реклама – 50 тыс. рублей

Начали с 16 сортов разливного пива, снеков и сидра. Оборудование для розлива они взяли в аренду у поставщика. По условию  — покупать пиво нужно только у него. Белых видит в этом ошибку – не стоило экономить на покупке оборудования, чтобы иметь возможность самостоятельно определять ассортимент.

В качестве дополнительно дохода Белых и его партнер решили продавать кофе на вынос и молочные продукты.

Магазин открылся в апреле 2016 года. Сначала все шло хорошо – сработал промоушен и реклама в соцсетях. В магазин пошли люди, выручка позволяла окупать расходы, была надежда нарастить оборот. Вскоре пришлось отказаться от молока – его мало кто покупал. Кофе в продаже оставили, продавая всего по 10–20 чашек в день при цене от 79 рублей за порцию. 

— В Перово старые дома, там живет рабочий класс, натуральный кофе здесь пьют мало, — вспоминает Белых.

Для начала предприниматель сам встал за прилавок, чтобы узнать о вкусах покупателей. Они его разочаровали – в основном просили налить 1,5 литра «Жигулевского», а на дорогие крафтовые сорта внимания не обращали. Летом, вопреки надеждам, продажи пива не выросли.

Позже возникли проблемы с холодильным оборудованием – оно оказалось некачественным, пиво портилось в кегах. Деньги за него вернули, но репутация уже была подпорчена. В итоге удалось изменить условия и расширить ассортимент, а также поставить холодильник с бутылочным пивом. Но все оказалось тщетным: покупатели ходили в магазин по соседству, в котором помимо пива продавали сигареты и пирожки. По словам предпринимателя, в пивном бизнесе возможность продавать табак очень помогает.

Пришлось сокращать издержки – уволили одного продавца, поменяли поставщика снеков, отказались от услуг доставки и сами стали ездить за товаром. Расходов получалось 270–350 тыс. рублей в месяц. Выручка составляла примерно столько же, а летом появились убытки — 10-40 тыс. рублей в месяц.

Предприниматели решили применить несколько маркетинговых приемов – «Жигулевское» по акции по 75 рублей за литр. В лучший месяц магазин принес 100 тыс. рублей прибыли.

Но Антон не унывал и решил открыть еще одну точку у станции метро Алексеевская. Район перспективный и оживленный – рядом ВДНХ и центр. На второй магазин также ушло 500 тыс. рублей. Но и в этом месте покупатели предпочли дешевые разливные сорта дорогим крафтовым.

Предприниматель долго ломал голову над тем, как конкурентам удается успешно работать в премиум-сегменте. Опытным путем он выяснил, что некоторые выдают дешевые сорта за дорогие. Например, продают «Чешское элитное», которое варят многие российские пивоварни и которое стоит у поставщика 90 рублей за литр, как немецкий «Шпатен», который в опте стоит 220 рублей за литр.

В прибыльные дни точка на Алексеевской приносила по 25 тыс. рублей в день и работала в плюс (в Перово – до 20 тыс. рублей). Но тут возникли проблемы с продавцами. Сейчас предприниматели называют ошибку с выбором персонала ключевой. Продавцов выбирали самостоятельно, разместив объявление. Так среди персонала оказались воровка, алкоголик и девушка, которая устроила попойку на рабочем месте, узнав, что руководства в этот день в магазине не будет.

В 2017 году вторая точка тоже начала приносить убытки, и предприниматели решили закрыть бизнес. Суммарные потери за 1,5 года работы они оценили в 3 млн рублей.

5 советов, как не прогореть на пивном рынке

Александр Малеев, основатель крафтовых баров «Все твои друзья» и «Широкую на Широкую»

Расположение

Оно может и не играть определяющую роль, если у вас еще до открытия есть своя аудитория, тусовка или определенная история. Если этого нет и работать предстоит на случайных посетителей, то нужно искать проходное место.

Концепция

Люди в основном предпочитают простое и понятное пиво от крупных производителей, крафтовое пиво — это очень нишевая история. Но простое пиво сейчас продают очень многие, поэтому новым игрокам я советую искать свое лицо. Это может быть, например, связано с кухней. Беспроигрышный вариант — сочетание пива и пиццы (четыре-пять позиций достаточно). В Санкт-Петербурге таких барчиков-пиццерий немало, а в Москве они только стали появляться.

Доступные цены

В Москве все еще не хватает и долго будет не хватать мест с демократичными ценами. Но пуститься на это должна позволять арендная плата. Можно, конечно, не выдумывать никаких концепций, если у вас нет конкурентов в районе, но они обязательно появятся. Нужно хотя бы делать ремонт так, чтобы нестыдно было пригласить маму.

Хозяин начеку

В своем заведении я рекомендую стараться проводить как можно больше времени, не только в первые месяцы после открытия, а всегда. Самому вставать за стойку, знакомиться с гостями, угощать их периодически. Выживают те заведения, которые смогли сформировать вокруг себя сообщество друзей.

Персонал

Команду надо набирать из круга близких друзей и знакомых. Или хотя бы по их рекомендациям. У нас в первом баре не работает ни одного человека со стороны. Затем сложнее искать адекватных людей, когда идет развитие. Друзей на все не хватит. Три-четыре места — это, пожалуй, потолок, когда можно самому контролировать процессы.

3 28837
Поделиться
Комментарии 3
Антон
02 февраля 2018, 00:52

Расчет затрат с первых строк некорректный, аренда, ремонт, охлаждайка..... а процесс производства или закупка? вложить 500 тысяч и не иметь оборотных средств - это приобретение пассива, требующего последующих постоянных вложений. Это не бизнес, это с родни покупки машины или кофеварки, но никак не цепь капиталообразующих процессов.... судя по всему стартовый капитал изначально был не ниже 1 500 000 рублей. Не путайте пожалуйста молодых потенциальных предпринимателей, которые год за годом копили денег на свое дело, что б по Вашим советом быстренько прос...ть их

Мирон
01 февраля 2018, 22:53

Ошибка здесь одна..... Из серии "бисер перед свиньями метать"! Российскому электорату "Портва" по 50 рублей нужна, а не Крафтовое пиво! Те, кто в нем разбирается давно пьют его в месте изначального производства.... Да... Вам бы еще Устричный ресторан открыть..... Отбою бы от гостей не было!!!

Вал
03 февраля 2018, 04:10

Советник хренов!!! С друзьями и знакомыми ты бизнес не построишь!!! Ты плохой управленец это факт!!!! Ты из тех людей которые хотят быстро срубить бабло!!!! Я согласен с людьми которые написали комментарии! У меня один вопрос где тебя нашли и ты свою басню Крылова расказываешь??? !!! У меня тоже очень много что расказывать но на меня не спрашивают

23 августа 2019
3-й Astra Craft Weekend (Астрахань)

23 и 24 августа 2019 года на летней площадке отеля «Азимут» (ул. Кремлевская, 4) пройдет Третий астраханский крафтовый фестиваль ASTRA CRAFT WEEKEND.

24 августа 2019
Прикамский фестиваль малых пивоварен Craft Fair (Ижевск)

24 августа 2019 года в Ижевске пройдёт Четвёртый Прикамский фестиваль малых пивоварен Craft Fair.

24 августа 2019
Craft Depot Fest 2019 (Москва)

Фестиваль Craft Depot Fest пройдёт 24 августа в Москве, на территории бизнес-квартала «Арма».

Лучшее
4 16681
Как создать собственный рецепт пива. Часть первая – цель