Пиво

← Обратно к новостям

Виктор Воронков: «При желании всегда можно разобраться в подлинных причинах информационных атак»

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Виктор Воронков: «При желании всегда можно разобраться в подлинных причинах информационных атак»

Женские гормоны в пиве, пиво из порошка, вред от пива в ПЭТ-бутылках... Несостоятельность этих «страшилок» очевидна всем, кто работает в пивоваренной отрасли. О том, почему потребители так легко идут на поводу у такого рода домыслов, как распознавать информационные манипуляции и что им противопоставить, порталу Profibeer рассказал президент Центра независимых социологических исследований Виктор Воронков. 

— В социологии нагнетание мнимой опасности вокруг какого-либо явления давно известно и получило название моральной паники. Диагностировать моральную панику довольно просто, ее классические симптомы — «демонизация» определенной социальной группы, например, производителей тех или иных товаров и услуг и постоянное указание на то, что они оказывает негативное влияние на какие-то процессы, требование «немедленно принять жесткие меры» — как правило, неоправданно жесткие по сравнению с реальными опасностями (если такие вообще есть) и активное нагнетание грозящей опасности.

— Моральные паники конструируются и распространяются по определенным законам, причем слово «конструируются» здесь — ключевое для понимания сущности процесса. У конструкторов моральной паники всегда есть цель — идеологическая или коммерческая: заработать денег, устранить конкурента либо получить над ним некоторую власть, вынудив вступить в дискуссию и оправдываться, дискредитировать какое-либо явление или процесс. А далее эта идея вбрасывается в СМИ и начинает буквально «продаваться», продавая эти СМИ, поскольку все, что связано с безопасностью, угрозами жизни и здоровью, монетизируется очень быстро. Люди верят СМИ — возможно, больше, чем стоило бы, и в последнее время мы видим массу событий, в политической жизни например, целиком и полностью сконструированных и получивших распространение и живучесть именно посредством СМИ.

— Непременный атрибут таких конструкций — «доказательность» мифа, которая зачастую создается упоминанием неких якобы научных данных, каких-то малоизвестных и сомнительных ученых с низкопробными «исследованиями», которые не выдерживают никакой критики со стороны подлинной науки. Но к сожалению, надо констатировать тот факт, что лженаука в России живет и побеждает, в том числе и потому, что поверить проще, чем проверить. А потребитель зачастую не утруждается проверкой предлагаемых ему фактов, ведь для этого нужны и время, и знания, и главное — желание разобраться. Феномен периодически возникающих в информационном пространстве этаких остапов бендеров от науки это только доказывает. Чего стоит относительно недавняя история псевдоученого Виктора Петрика, чьи спекуляции на проблеме чистой воды ради продвижения «нанофильтров» собственной разработки едва не стоили российскому бюджету 15 трл рублей!

— Что касается вреда и последствий от моральной паники — у социологов есть теорема Томаса, которая гласит — миф, воспринимаемый как реальность, имеет реальные последствия. Что с этим делать и как бороться? Один из вариантов — деконструировать подобные истории в жанре анатомий политического скандала, появившемся около 20 лет назад — то есть показать, что и кто за этим стоит, с чего все начиналось, и тем самым хотя бы отчасти снять флер научности и добрых побуждений с мифологической истории, вскрыв ее истинную сущность и подлинные мотивы. Что важно — деконструкции так же хорошо, как и мифы, воспринимаются потребителями и поэтому имеют неплохие шансы дезавуировать противную сторону. Правда, есть одно неприятное «но» — уровень тревожности в нашем сегодняшнем обществе, опасений всего и вся настолько высок, что любая негативная информация рассеивается по принципу «ложки нашлись, но осадочек остался». К тому же такого объема манипулятивной информации, как у нас, наверное, нет нигде в мире.

— Но есть и хорошие новости. Моральные паники, как любое искусственно созданное в чьих-то интересах явление, имеют свойство заканчиваться, как только достигнуты цели их распространителей либо они утратили к этому интерес. И примеры этому тоже есть — мы знаем, как много заблуждений исчезло из нашего сознания — или было подавлено ввиду несоразмерности опасности и выгоды: вряд ли, например, кто-то откажется от сотового телефона, несмотря на активно обсуждавшийся некоторое время назад вред от их использования.

— И второе — повторюсь, при желании, потратив некоторое количество времени и интеллектуальных усилий, всегда есть шанс разобраться в подлинных причинах информационных атак, потому что в конце концов, это люди придумали моральную панику, а не наоборот.

0 1928
Поделиться
Лица
Воронков Виктор Михайлович

Президент Центра независимых социологических исследований.

Комментарии 0
18 сентября 2019
Маргаритинская ярмарка (Архангельск)

С 18 по 22 сентября в Архангельске пройдёт традиционная международная Маргаритинская ярмарка.

19 сентября 2019
2-й «Балтийский АЛКО Конвент» (Санкт-Петербург)

19-20 сентября 2019 года в Конгресс-центре международного конгрессно-выставочного комплекса «Экспофорум» в Санкт-Петербурге состоится Второй «Балтийский АЛКО Конвент», или BALCON.

20 сентября 2019
Фестиваль хмеля и солода (Липецк)

C 20 по 22 сентября в Липецке, на набережной реки Воронеж, в рамках гастрономического фестиваля «Вкусный город» пройдёт пивной фестиваль.

Лучшее
0 21313
Большое интервью Михаила Ершова: «Мы находимся в нише, в которой никого нет»