Пиво

← Обратно к новостям
26 декабря 2016, 14:36 — Коммерсантъ

Феномен российского крафтового пивоварения

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Феномен российского крафтового пивоварения

Корреспондент «Коммерсантъ-Деньги» Мария Либерман обратила свой взор на рынок крафтового пива в России: истории пивоварен, которые стояли у истоков крафтовой революции и размышления о том, что такое крафт в масштабах нашей страны. 

Свой первый IPA  Владимир Елсуков, основатель пивоварни Jaws, сварил четыре года назад в Заречном в заброшенной прачечной, которую переоборудовал в пивоварню. Сорт получил название «Атомная прачечная». Изначально, пивоварню в качестве серьезного бизнес-проекта Елсуковы не рассматривали, но уже к моменту третьей варки в 2014 году у пивоварни появилась толпа поклонников. Сегодня «Атомная прачечная», согласно рейтингу международной пивной соцсети Untappd, главный российский крафт, а пивоварня Jaws — один из лидеров рынка.

Пивоварня «Бакунин» появилась в 2013 году в результате союза ресторатора Романенко с домашним пивоваром Юрием Митиным и профессиональным пивоваром-технологом Владимиром Наумкиным и является контрактной. Пиво по рецептам «Бакунина» варится на арендованных свободных мощностях других пивоварен — общий оборот около 100 тонн в месяц. «Бакунину» одному из немногих уже удалось выйти на европейский рынок — часть пива делается на территории Латвии, Польши, Германии, Голландии и там же распространяется.

Выпускникам Московского физико-технического института друзьям Денису Ковалеву и Евгению Толстову запустить свою пивоварню Victory Art Brew все-таки удалось. До этого они несколько месяцев варили свое пиво по контракту. Вложения требовались небольшие — около 200 тыс. рублей на партию. Когда первые несколько партий успешно разошлись, партнеры решились на запуск собственной пивоварни.

Понятие «крафт» сформировалось в США: все началось с закона — было узаконено домашнее пивоварение, и крафтовым стало считаться предприятие, в котором пивовару принадлежит 75% акций и он варит не больше определенных объемов. В Европе крафтом именуют просто пиво, сваренное по авторскому рецепту,— традиционный рецепт, как известно, прописан на скрижалях немецкого и чешского пивоварения.

России же не подходят оба определения. Малые региональные пивоварни занимают около 10-15% рынка, при этом варят они, конечно, далеко не крафтовое пиво, а обычное, как правило, низового брожения — светлые или темные лагеры. И так же часто, как раньше на любое пиво приделывали определение «живое», теперь чуть не все именуют «крафтовым», но ни тем, ни другим пиво от этого не становится. Крупные пивоваренные компании, в свою очередь, могут выпускать сорта, которые по всем ощущениям биргиков являются крафтовыми. 

Международные наблюдатели новые российские пивные реалии находят весьма привлекательными.

– Крафтовая история начала развиваться в России и Восточной Европе примерно в одно и то же время, — рассказывает Армен Захарян, эксперт уровня Certified Beer Server американской школы пивных сомелье Cicerone и основатель популярного проекта «Пивзал».— Но Россия уже сильно ушла вперед. Конечно, здесь не изобретают велосипед: крафтовая революция случилась 30 лет назад — с некоторыми отличиями — в США и Великобритании, и другие страны сейчас в основном просто перенимают то, что наработано там. Но Россия движется быстрее, чем, к примеру, Польша или Хорватия, и здесь энтузиасты не жалеют на это ни времени, ни денег.

В прошлом году объем всего российского пивного рынка составил 698 млн декалитров. На пиво, которое называют крафтовым, по разным оценкам, приходится 1-2% (7-10 млн декалитров). При этом стагнация рынка на крафтовый сегмент не распространяется: по данным Euromonitor International, российские потребители стабильно теряют интерес только к лагеру (примерно по 8% в год), а вот на темное пиво и стауты спрос, напротив, растет.

Выхода на рынок крафта крупных игроков никто не опасается. Конечно, качественное авторское пиво в рознице стоит дороже прочего — в московских барах средняя цена за бокал пива объемом 0,4 литра — 250 рублей, в розлив пиво в магазинах продается за 250-350 рублей за литр. Но и затраты на него выше: как утверждает большинство производителей, рентабельность бизнеса не более 5%, а для гигантов пивоварения это будет совсем не выгодно. 

0 2177
Поделиться
Комментарии 0
25 мая 2019
Minsk Home Brewers' Festival

25 мая в Минске пройдёт уже девятый по счёту фестиваль домашних пивоваров. Местом проведения выбран фудкорт под открытым небом «Песочница».

31 мая 2019
VII Фестиваль крафтового пива SibCraftFest (Новосибирск)

VII Сибирский фестиваль крафтового пива SibCraftFest пройдет 31 мая и 1 июня 2019 года по адресу: г. Новосибирск, ул. Николаева, 12/2.

31 мая 2019
Выставка Simple Expo (Москва)

31 мая и 1 июня в Москве, в Конгресс-парке «Radisson Украина», пройдёт винная выставка Simple Expo, приуроченная к 25-летию компании Simple.

Лучшее
1 14199
Посторонитесь, IPA: в моду входит пильзнер