Пиво

← Обратно к новостям
07 июня 2016, 14:25

Александр Иджон: Знаковое пиво России

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Александр Иджон: Знаковое пиво России

Со времён СССР пивоварение в России изменилось кардинально и процесс изменения пивного рынка не прекращается и не прекратится. Рынок не только плавно меняется под воздействием «модных тенденций» или технологических новшеств, иногда он меняется скачкообразно, когда появляется новая марка пива или даже новый сорт, «взрывающий» устоявшийся уклад. Это так называемые «знаковые» марки пива. Я перечислю несколько таких марок пива, которые, на мой взгляд, заставили рынок измениться.

Первое такое пиво, появившееся после развала СССР – «Балтика №3». Новый, современный завод «Балтика» в Санкт-Петербурге позволил выпустить пиво мирового качества, которое на фоне остального постсоветского пива было огромным прорывом. Это сейчас мы считаем пиво от пивгиантов скучным и пустым, но в те времена большинство российского пива имело массу дефектов во вкусе, на фоне чего Балтика естественно выигрывала.

Efes Pilsner – ко времени выпуска этого пива чистых «евролагеров» в России уже было предостаточно, но именно Efes Pilsner стал первым массовым лицензионным сортом (небольшой объём других лицензионных сортов, типа Topvar на Хамовническом, попытки производства которых были в начале 90-х, не в счёт в связи с относительно небольшим объёмом). Впервые, до широкого потребителя была донесена идея производства зарубежного пива не только в стране происхождения. Теперь это воспринимается как обыденность, но тогда было новинкой.

«Бочкарёв белое пшеничное» и «Балтика № 8», первое массовое пшеничное пиво. Небольшие заводы и до этого выпускали вайцен, но особым спросом оно не пользовалось, т.к. потребитель с подозрением относился к «мутному» пиву. В дальнейшем, большинство пивоваренных компаний включило пшеничное пиво в свою линейку, и оно заняло определённую нишу, хотя по-прежнему небольшую.

Тёмное пиво. До середины 2000-х оно мало пользовалось спросом. Большинство крупных компаний не варили или снимали с производства тёмное пиво под лозунгом «потребителю это не интересно». Но вдруг «потребителю» стало интересно «Очаково Чёрное лёгкое». Затем взрывные продажи «Велкопоповицкий Козел тёмное» подтвердили, что всё это домыслы нерадивых маркетологов. Как в случае и с утверждением «покупатели не хотят горькое пиво».

В 2008 году Московская Пивоваренная Компания выходит на рынок с маркой «Жигули Барное». Казалось бы, чем можно удивить рынок светлых лагеров? Однако удивили, да так, что заставили занервничать пивгигантов. Удивили не только дизайном. Его в дальнейшем многие пытались и пытаются копировать, удивили вкусом. Сделали светлый лагер чуть более охмелённым, чем весь тот, что продавался по всей России. Результат не заставил себя ждать.

«Хмелевая» история хорошо видна на примере успеха томского «Крюгер Pils», а в дальнейшем и «Хамовнки пильзенское» (опять от МПК). Ещё более горькие сорта, которые так же пользовались и пользуются хорошим спросом.

Чуть позже та же история повторилась с элем. Первый массовый эль выпустила «Балтика» – «Олд Бобби эль». Тем не менее, эстафету перехватила всё та же МПК, выпустив «Мохнатого шмеля», который стал весьма популярным. Но, это уже практически начало так называемой «крафтовой революции» – ситуации, когда из-за законодательных ущемлений пивгиганты начали терять рынок, а небольшие и мини пивоварни наращивать объёмы. В первую очередь, за счёт новых, непривычных широкой публике сортов.

Первым «промышленным» IPA в России можно считать Red Machine от Евгения Толстова, сваренной на питерской пивоварне Knightberg. Первым IPA, разлитым в бутылки, был «Атомная прачечная» от екатеринбургской Jaws. Оба этих пива и по сей день весьма популярны среди любителей крафта.

Крафтовая революция не осталась незамеченной большими пивоваренными компаниями. Сначала робкая попытка InBev выпустить эль в английском стиле в линейке «Тинькофф авторское», потом мощная атака в серии «Сибирская корона», где были представлены уже IPA, стаут и ржаное пиво.

Наверняка я что-то и кого-то в этой статье забыл. Недооценил вклад какого-то пива или пивзавода в развитие российского пивного рынка, но в рамках статьи это практически невозможно. Как невозможно сказать, какое пиво более, а какое менее «знаковое».  Главное, что рынок не стоит на месте и с развитием «пивной революции», мы увидим ещё много новых стилей пива, которые могут изменить представление о пиве.

0 1946
Поделиться
Лица
Иджон Александр Викторович

Пивной блогер.

Комментарии 0
12 января 2019
Jolly Goblin Fest-2019 (Обнинск)

12 января в Обнинске пройдёт четвёртый фестиваль Jolly Goblin Fest, приуроченный к семилетию паба «Весёлый гоблин».

16 февраля 2019
IV Фестиваль домашнего пивоварения (Екатеринбург)

Четвёртый фестиваль домашнего пивоварения пройдёт в Екатеринбурге 16 февраля 2019 года.

16 февраля 2019
Конференция «CRAFT. Сделать модный бизнес прибыльным» (Малоярославец)

16 февраля 2019 года в Малоярославце (Калужская область) пройдёт конференция «CRAFT. Сделать модный бизнес прибыльным», организованная пивоварней GRENADER.

Лучшее
1 10649
Павел Егоров: Лучшее пиво Российской Империи