Пиво

← Обратно к новостям
14 апреля 2016, 11:48 — Собственный материал Profibeer

Вадим Морозов: «Если мы хотим сохранить формат „магазинов у дома“, мы не должны запрещать в них продажу алкоголя»

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Вадим Морозов: «Если мы хотим сохранить формат „магазинов у дома“, мы не должны запрещать в них продажу алкоголя»

В Омской области идет общественная дискуссия вокруг ситуации с торговлем алкоголем на первых этажах жилых домов. Позицию бизнеса в этом вопросе порталу Profibeer изложил Вадим Морозов, председатель РОО ОО «Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства».

— Начну, пожалуй, с небольшой предыстории вопроса. Три года назад в нашей области была запрещена продажа спиртного с 10 вечера до 10 утра. С целью обойти этот закон часть торговых точек начала срочно «перепрофилироваться» в заведения общепита, на которых данный запрет не распространяется. В итоге количество таких заведений возросло почти наполовину: с 423 единиц в 2013 году до 633 в нынешнем. Чтобы прикрыть эту «лазейку», депутаты в начале года приняли ряд поправок к закону о реализации алкоголя, которыми введен запрет на ночную торговлю алкоголем в заведениях общепита с площадью зала меньше 25 кв. метров (для г. Омска) и меньше 15 кв. метров (для сельских районов), запрет на ночную продажу алкоголя навынос и по заказам, запрет на ночную торговлю алкоголем в заведениях общепита, расположенных в помещениях, переведенных из жилого в нежилое и расположенных на первых этажах жилых домов. Как депутат законодательного собрания, могу отметить, что этот законопроект обсуждался почти 9 месяцев, прошел ОРВ и общественные слушания, на которые мог прийти любой горожанин, и в итоге, как мне кажется, был найден разумный и для бизнеса, и для жителей города компромисс. Да, мы ввели ограничение по времени, но после 10 вечера основная масса покупателей уже прошла, зато в самые «бойкие» часы предприниматель имеет возможность работать, не теряя в чеке.

— Однако тема, которая поднимается сейчас, — о полном запрете торговли алкогольной продукцией в магазинах на первых этажах жилых домов, — требует еще более вдумчивого и осторожного подхода. Увы, основания вновь возвращаться к антиалкогольным мерам есть: последние 3-4 года Омская область находится среди регионов — лидеров по потреблению алкоголя, в том числе и несовершеннолетними, и только сейчас мы начинаем сглаживать эту ситуацию. Кроме того, будучи федеральным, этот тренд все активнее поддерживается в регионах: запрет на розничную продажу алкогольной продукции в предприятиях розничной торговли и общественного питания, расположенных в нежилых помещениях многоквартирного жилого дома по состоянию на конец 2015 года был закреплен уже в 12 субъектах Российской Федерации (а сейчас, наверное, их еще больше).

— Но на другой чаше весов — очень большой пласт предпринимательского сообщества. Значительное число и небольших магазинов формата «у дома», почти 80%, и сетевых магазинов шаговой доступности в Омской области сосредоточено именно в жилом фонде — так сложилось исторически, начиная с 90-х годов, когда в период приватизации первые этажи активно раскупались и переводились в нежилые помещения. Что делать теперь этим предпринимателям? И если сетевики еще как-то смогут пережить тотальный запрет на продажу спиртного, хотя и понесут большие убытки, то традиционная розница, имеющая с алкоголя основной доход, просто уйдет с рынка. Причем в нашем случае — безальтернативно, это будет удар, который власти не смогут компенсировать.

— Наконец, в этой проблеме есть еще один аспект — финансовый. Начиная с 2015 года у нас в регионе набирает силу тенденция укрупнения участников алкогольного рынка: если раньше на одну лицензию приходилось, условно говоря, 100 точек продаж, то сейчас их уже 200. Вполне возможно, речь идет о договоренностях небольших магазинчиков с держателями действующих лицензий о переходе под их «патронат». С одной стороны, это хорошо: крупные сети — держатели лицензий дорожат своей репутацией, контролируют свои магазины, отслеживают изменения в законодательстве, следят за качеством товара и смогут обеспечить работу по своим стандартам и перешедших под их юрисдикцию мелких предпринимателей. Но с другой стороны, для регионального бюджета этот тренд означает пусть небольшие, но потери. Так что нам предстоит решить непростую задачу. Если мы говорим, что магазины у дома как формат должны сохраниться — а это объективно мировая тенденция, мы не можем запретить в них продажу алкоголя. Альтернатива вынести алкоголь в специализированные магазины здесь не пройдет, к тому же получается, что мы выдавливаем с рынка местных предпринимателей, расчищая место сетям. Поэтому будем искать компромисс, ибо полный запрет принесет только вред — это точно. 

0 1104
Поделиться
Лица
Морозов Вадим Владимирович

Председатель РОО ОО «Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства».

Комментарии 0
24 апреля 2019
IV Ресторанный экономический форум (Москва)

24-25 апреля в Москве пройдёт IV Ресторанный экономический форум, одно из ключевых событий рынка индустрии питания.
В первый день форума пройдут 10 тематических конференций – рестопрактикумов, а второй день будет посвящён рестотурам.

01 мая 2019
St. Petersburg Craft Event

Крафтовый фестиваль для любителей авторского пивоварения, хорошей музыки и гастрономического разнообразия пройдёт 1 мая 2019 года в центре дизайна ArtPlay.

03 мая 2019
Tallinn Craft Beer Weekend 2019

Tallinn Craft Beer Weekend 2019 пройдёт 3-4 мая 2019 года.

Лучшее
0 28380
Секреты продажи крафта от Николая Желагина