Пиво

← Обратно к новостям
13 апреля 2016, 12:24

Объединяться или ждать справедливости?

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Объединяться или ждать справедливости?

До недавнего времени на рынок пивобезалкогольной продукции власти не обращали столь пристального внимания. Пивоваренный бизнес развивался своим ходом. Планомерным и ровным этот ход назвать трудно, но в регулирование производства, да и оборота тоже, государственный регулятор не вмешивался. Зоркое законодательное око обращалось к пиву в тех случаях, когда не заметить его уже было трудно – массированная реклама с использованием основ привлечения внимания, порой морально мало допустимого и т.п.

Это внимание в 2004 году закончилось законодательным ограничением воздействия пивоваров на потребителя, т.е. на рекламу. В пивной теме исчезли образы людей и животных, значительно ограничилось эфирное время. Так «повзрослела» целевая аудитория и неконтролируемые рефлекторные покупки сократились. Теперь реклама пива говорит только о пиве и лишь немного намекает на человеческие наслаждения.

Если 90-е годы ознаменовались новой эрой в пивной индустрии – в Россию пришли мировые гиганты-пивопроизводители – то «нулевые» - это массовое развитие отечественного малого и среднего пивоварения. А это новые сорта, новые тренды, новые «законы» бизнеса как в пивоварении, так и обороте пенного напитка. Сама отрасль еще с советских времен является пивобезалкогольной. А как ей еще называться, если на одном оборудовании производится не только пиво, но столь любимые на Руси напитки, как квас, медовуха, сидр и др. А розлив воды и лимонадов на «пивных» линиях занимает половину объема отечественного пивобезалкогольного производства.

Вот только теперь подавляющая часть российского рынка пива принадлежит транснациональным компаниям. Теперь и регулирование, и бизнес просто обязан опираться на мировой опыт. По российскому законодательству в 2011 году пиво внесли под действие «алкогольного» закона. С этого момента, созданная в 2008(2009) году, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка стала применять алкогольные нормы и к пивобезалкогольному рынку. Поскольку специфика производства, да и оборота пива значительно отличается от крепкого алкоголя, то применяемые нормы не всегда действенны, а зачастую и губительны для отрасли.

Можно рассчитывать на «здравый смысл» органов государственной власти и думать, что все само наладится, а в это время затаиться, приостановить или потерять свой бизнес или же уйти в тень...

Но самый действенный способ – это наладить диалог с регулятором. Тем более что и инструменты для этого появились. И в данном вопросе опять примером могут послужить транснациональные гиганты, одним из незыблемых бизнес-инструментов которых является участие в профильной общественной организации в странах присутствия компании. Именно это позволяет с относительной легкостью держать руку на пульсе законодательных норм и их изменений, ведь каждый бизнес - это в первую очередь планирование, а уж затем реализация. GR-службы (Government Relations – дословно: взаимодействие с органами государственной власти) существуют в каждой международной компании, а в российских это очень редкое явление. Зачастую подобную функцию для отечественных компаний, мелких и крупных, выполняют общественные организации. Именно Союзы, Ассоциации и Партнерства несут огромную и важную функцию взаимодействия с органами государственной власти. Причем это взаимодействие имеет важность не только для бизнеса – законодатели нуждаются в нем не менее.

На сегодняшний день в России государственное внимание и регулирование касается не только как такового производства пенного напитка и воздействия на потребителя (реклама), но и всего оборота: закупки, хранение, реализация и т.п. Конечно, можно рассчитывать, что представители иностранных компаний на российском рынке смогут закрыть много вопросов в части государственного регулирования и требований. Но если пивопроизводителей в России насчитывается около 600, то оптовых «пивореализаторов» в 3, а то и в 4 раза больше (это еще не берем в расчет розницу – той на порядок больше) – и все они представляют именно российский бизнес.

Что ж, при таком раскладе, для успешного ведения своего пивобезалкогольного бизнеса, каждое предприятие должно иметь своего GR-специалиста. Как этого достигнуть? Есть два способа: добавить еще одну единицу (или больше) в штатное расписание своего предприятия или войти в состав общественной организации, которая не только «закроет дыры» в вопросах взаимодействия с властью, но и позволит получить дополнительный опыт от ваших конкурентов или партнеров (это уже как вам больше нравится называть).

0 1058
Поделиться
Лица
Аверина Алиса

Наш человек по ту сторону регулирования. Колумнист Profibeer.

Комментарии 0
17 ноября 2018
Winter Craft Beer Fest (Киев)

17 ноября в Киеве, на территории ВДНХ (павильон № 3, пр. Академика Глушкова, 1), пройдёт Winter Craft Beer Fest — фестиваль, посвящённый зимним сортам пива.

19 ноября 2018
Форум «Антиконтрафакт-2018» (Москва)

19-21 ноября в Москве состоится Шестой международный форум «Антиконтрафакт-2018», посвящённый проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе защиты прав интеллектуальной собственности.

22 ноября 2018
Семинар «Актуальные требования к пивоваренной отрасли в рамках действующего законодательства» (Воронеж)

22 ноября в Воронеже пройдёт семинар «МИЦ «Пиво и напитки ХХI век». Семинар будет посвящён актуальным требованиям законодательства, а также профессиональной дегустации пива.

Лучшее
0 8786
Сергей Григорьев: «Мы радуемся пивной революции, но что будет, когда мода пройдет?»