Пиво Pro

← Обратно к новостям

Павел Толстых: «Парадокс пивоваренной GR-индустрии в том, что, будучи самой профессиональной на алкогольном рынке, она имеет наименьшее влияние»

Павел Толстых: «Парадокс пивоваренной GR-индустрии в том, что, будучи самой профессиональной на алкогольном рынке, она имеет наименьшее влияние»

Выстраивание участниками алкогольного рынка эффективных коммуникаций с органами власти — одно из самых сложных и неоднозначных направлений в современной российской GR-практике. Проанализировать сильные и слабые стороны водочного, пивного и винодельческого лобби портал Profibeer попросил одного из самых известных российских специалистов по связям с госорганами, руководителя Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павла Толстых.

— Лоббирование интересов каждой группы участников алкогольного рынка — производителей вина, пива и крепкого алкоголя — имеет свои особенности, предопределенные как сложившимися традициями ведения бизнеса, так и менталитетом всех участников этого процесса в целом.

— Так, сильной стороной лобби крепкого алкоголя является его срощенность с политической и властной элитой как регионального, так и федерального уровня. Производство водки в силу определенных сложностей, связанных с получением лицензий и прочих разрешительных документов, уже давно не является сугубо коммерческим процессом — будучи околовластным по своей природе, этот бизнес имеет возможность гораздо проще решать вопросы с государственными органами как на местах, так и в области законодательного и нормативного регулирования в целом. Кроме того, этот вид деятельности зачастую непрозрачен и скрыт от общественного контроля, поскольку не имеет достаточных механизмов корпоративного надзора за нецелевым выводом денежных средств. Учитывая российскую ментальность, это упрощает его возможности аккумулировать необходимые финансовые ресурсы для решения «под ключ» вопросов с органами власти, в том числе в процессе теневого лоббирования.

— Если говорить об особенностях лоббизма виноделов, то его существенным плюсом является более комфортная, с политической точки зрения, природа их товара. Защита производителей водки и пива сопряжена с достаточно высокими репутационными рисками и потенциальной потерей «очков» в политическом процессе. Не случайно у нас так мало открытых, публичных лоббистов пива, водки, табака. На этом фоне представлять в коридорах власти интересы производителей вина — гораздо более благодарное дело, имеющее вполне убедительное «алиби» в глазах общественного мнения: вино — благородный продукт, больше того — аграрный продукт, следовательно, его лоббисты — уже не алкогольные, а аграрные лоббисты. Кроме того, наличие в обойме винных лоббистов таких влиятельных фигур, как бывший губернатор Краснодарского края Александр Ткачев или уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов также усиливает их блок и создает все предпосылки для достижения нужных отрасли результатов. Однако существенным минусом лоббизма винодельческой отрасли является отсутствие в ней индустрии профессионального  корпоративного GR как таковой. На этом рынке нет крупных международных и корпоративных игроков (по сравнению, например, с пивоваренной отраслью) и их опыта в этой сфере, а российские компании зачастую не имеют ни собственных GR-департаментов, ни достаточного количества профессиональных джиарщиков.

— Особенно интересны в плане анализа практики лоббизма пивоваренной индустрии. Уже обозначенные выше трудности, которые испытывают их GR-департаменты, усугубляются сегодня тем фактом, что более 80% пивоваренного рынка контролируется иностранным капиталом. В условиях нынешнего геополитического тренда это дает оппонентам пивоваренной отрасли непреходящий популистский аргумент — лоббируя интересы пивоваров, ты защищаешь пивной алкоголизм, насаждаемый нам враждебным Западом. Другая особенность коммуникаций пивоваренного бизнеса с властью — абсолютная прозрачность с точки зрения затрат на лоббизм. Западные компании очень жестко регулируют нецелевые траты на политическую деятельность, история их взаимоотношений с властью длится не один десяток лет, и практики противодействия коррупционным вопросам развиты в них очень сильно. Поэтому пивная индустрия выстраивает отношения с властью, что называется, в белых перчатках, цивилизованным путем, который исключает различного рода теневое воздействие. И в условиях российских реалий это — безусловный минус с точки зрения достижения целей. Другим негативным фактором является то, что пятый год подряд пивоваренные компании теряют рынок на фоне сокращения потребления пива в стране, акционеры этих компаний теряют деньги и как следствие — секвестируют в том числе финансирование и численность штата в GR-департаментах, что не может не сказаться на эффективности их работы.

— Несомненным преимуществом пивоваров в диалоге с властью является отличное понимание ими самой природы влияния на властные структуры, технологий формирования общественного мнения, а также наличие опыта по созданию коалиций и взаимодействию со стейкхолдерами, то есть всего того, что называется профессиональным, цивилизованным лоббизмом. Хотя при этом нельзя не отметить печальный для отрасли парадокс — будучи безусловно номером один по уровню профессионализма среди всех других субъектов алкогольного рынка, GR-индустрия пивоваров является в то же время наименее влиятельной и результативной в своей группе. Какими причинами это можно объяснить и почему пиво, будучи слабоалкогольным напитком, приближенным в структуре потребления к вину, оказалось в российском общественном сознании демонизированным наравне с крепким алкоголем? Думаю, ответ на этот вопрос для пивоваров будет нелицеприятным. Индустрия пожинает плоды той агрессивной направленной на молодежь рекламы, сформировавшей когда-то культ публичного, не слишком цивилизованного потребления пивных напитков, против которого сегодня идет ожесточенная борьба. Тогда, десять лет назад, механизмы профессионального и этического самоограничения не были запущены, и сегодня это рикошетом возвращается. «Злым демоном» для пивного реноме стал и тогдашний главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко, с чьей легкой руки пошло в народ выражение «пивной алкоголизм». Ну и повторюсь, нынешние изменения в геополитике всегда будут давать повод для нападок на пивоваренную отрасль как на иностранный капитал, который нас спаивает.

— Но надо отдать должное GR-специалистам пивоваренной отрасли, которые даже в условиях наименьшего благоприятствования нашли правильные контр-аргументы. Да, эти доводы не всегда слышат политики-популисты, но это и не столь важно, ведь они апеллируют к эмоциям, а не логике. Зато экономический блок правительства прекрасно понимает ценность зарубежных инвестиций, создаваемых ими рабочих мест и приносимых налогов, и пивоваренная отрасль ведет с ним диалог, выстраивая именно этот тред аргументации. Безусловным завоеванием пивоваров является также налаженный контакт с органами местной власти, которые, как никто, понимают, какова роль уплаченных пивных налогов в местных бюджетах. И в этом плане вообще сложно привести еще хоть один пример столь же эффективной работы в данном направлении и назвать хотя бы одну отрасль, которая могла бы, скажем, в течение недели аккумулировать поддержку нескольких десятков субъектов федерации, а за пару недель сделать правильную волну обращений, писем и звонков от органов области на местах. Поэтому в плане рекомендаций пивоварам можно назвать разве что докапитализацию профильных GR-департаментов для усиления их работы, основные стратегии которой, на мой взгляд, выбраны абсолютно точно.

 

04140
Поделиться
Лица
Толстых Павел Александрович

Руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти.

Смотрите также
0 4610
22.07.2021
Производители вин должны до 1 сентября предоставить в РАР заявления о переоформлении лицензии

2 июля вступили в силу изменения в ФЗ № 171 и ФЗ № 468. В этой связи РАР сообщает, что организации, имеющие лицензии на производство, хранение и поставки фруктового вина, винных напитков, виноматериалов, должны до 1 сентября 2021 в соответствии с п. 12 статьи 19 ФЗ № 171-ФЗ подать в РАР заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением вида производимой продукции:

0 11089
10.06.2021
Как начать эксперименты с кетл-саурингом

Кетл-сауринг даёт пивоварам широкие возможности для творчества и позволяет расширить палитру выпускаемого пива. О том, как освоить эту технологию пивоварне, раньше не пробовавшей экспериментировать с кислым пивом, рассказывает главный пивовар Breakside Brewery Бен Эдмундс.

0 3899
06.08.2021
В Удмуртии запретят ночную продажу алкоголя общепитам, которые торгуют полуфабрикатами

Власти Удмуртии обеспокоены ростом числа заболевших коронавирусом. Поэтому в регионе запретят ночную продажу алкоголя заведениям общепита, которые не имеют полного технологического цикла и работают с полуфабрикатами.

0 14607
06.05.2021
Как собирать и хранить дрожжи

Пивовары часто повторно используют дрожжи для экономии и более эффективного брожения. Однако чтобы дрожжи были здоровыми, нужно соблюдать правила их сбора и хранения, о которых рассказывает сайт Craft Brewing Business. При следовании им можно использовать дрожжи семь-десять раз.

1 15372
16.02.2021
Новый стиль: холодный IPA

Американские пивовары придумали очередной вид IPA — теперь холодный. О том, чем отличается этот стиль, и о пивоварне, которая его создала, рассказывает журнал Craft Beer & Brewing.

0 3052
27.07.2021
Евросоюз пока не запрашивал в ВТО консультации по российскому «закону о шампанском»

26 июля 2021 года торговый источник в Женеве сообщил, что пока Евросоюз не запрашивал в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) консультации с Россией по спорам о новом законе, который разрешает использовать термин «шампанское» только для российских напитков, а импортную продукцию относит к термину «игристое вино». Источник допустил, что Москва и Брюссель ведут переговоры, но ВТО к ним не имеет отношения.

Комментарии 0

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети
12 августа 2022
Gäubodenvolksfest (Германия)

Gäubodenvolksfest в Штраубинге занимает особое место в календаре событий региона. Сельскохозяйственный фестиваль, который был основан в 1812 году, превратился во второй по величине народный фестиваль в Баварии. Это смогло сохранить характер домашнего праздника Гойбодена и его уютную атмосферу.

20 августа 2022
Baikal Craft Fest 2022 (Иркутск)

5-й фестиваль крафтового пива Baikal Craft Fest 2022 пройдёт 20 августа 2022 года в Иркутске, на арт-заводе «Доренберг».

20 августа 2022
Craft Event Picnic (Санкт-Петербург)

20 августа в Центральном парке культуры и отдыха им. Кирова на Елагином острове  состоится первый летний open-air Craft Event Picnic.

Лучшее
0 32578
Сергей Григорьев: «Мы радуемся пивной революции, но что будет, когда мода пройдет?»