Всё чаще в описаниях зарубежных пивных новинок появляется интересный ингредиент — Phantasm, высушенные отходы переработки новозеландского винограда совиньон-блан. По заявлениям пивоваров, этот «волшебный порошок» помогает максимально раскрыть в пиве тропический характер.
Пиво Life
← Обратно к новостямПоэзия, воплощенная в железобетоне: завод «Бавария» в Петербурге

До революции завод «Бавария» на Петровском острове был одним из крупнейших пивоваренных производств в России, занимая третье место в стране по объему оборотного капитала после Калинкинского и Трехгорного. Его солодовня — одно из первых железобетонных зданий в Санкт-Петербурге — выдержала даже попытку намеренного обрушения в конце 80х. Признанная объектом культурного наследия, де-юре солодовня находится под защитой государства. Де-факто же здание медленно разрушается.
Немного истории: расцвет и падение петербургской «Баварии»
В первой половине XIX века Петровский остров слыл местом для прогулок и увеселений. Здесь располагался живописный сад и работал трактир — все это принадлежало немецкому пастору по фамилии Ламп. В 1820 году на Петровском острове заработал сахарный завод с небольшим пивоваренным цехом: отсюда поставляли пиво в трактир пастора Лампа. В 1862 году предприятие перешло в собственность российско-баварского акционерного сообщества «Бавария» и заработало как полноценное пивоваренное производство.
Учредителем акционерного сообщества «Бавария» был банкирский дом Гинцбургов — принадлежавший, пожалуй, главной банкирской династии Российской империи. Дом Гинцбургов финансировал строительство практически всех железных дорог и золотодобычу. Наконец, настал момент, когда династия Гинцбургов сделала ставку и на пиво.
В 1865 году заново отстроенная и переоснащенная «Бавария» начала работу. К 1868 году выпуск пива и медовухи составил 600 тыс. ведер в год. В 1906-м по оборотному капиталу компания уступала только Калинкинскому заводу в Петербурге и Трехгорному в Москве. А накануне сухого закона, в 1914 году, завод достиг максимальных годовых объемов производства в 3 млн ведер пива, или 37 млн литров.
На рубеже веков «Бавария» варила пильзнеры, мэрцены, бок и портер, а пиво выходило под марками «Баварское», «Столовое», «Мюнхенское», «Пльзенское», «Черное» и «Бок-Бир».
После периода простоя в годы сухого закона, введенного в Российской Империи в начале Первой мировой войны, предприятие возродилось в 1922 году как «1-й Промкомбинат», а позднее, в 1923 году, как «Красная Бавария».
В 1940 году тут ежегодно выпускалось 7 миллионов декалитров пива и 14 тысяч тонн солода. В советские годы «Красная Бавария» торговала сортами «Светлое», «Тёмное», «Петербургское» и «Оригинальное». Наконец, в 1990-е годы завод стал акционерным обществом, а в 2011 году — прекратил работу.
Детище Лео Серка
За время своего существования завод переоснащался 62 раза: предприятие всегда было оборудовано по последнему слову техники. Очередное такое переоснащение «Бавария» пережила в 1910–1913 годах. Солодовню — памятник архитектуры — построили в 1912 году по проекту архитектора Лео Серка, мэтра промышленной архитектуры. Он известен тем, что одним из первых стал применять железобетон, что было редкостью в начале XX века. Использовал он его и для строительства солодовни.
Внутрь железобетонной конструкции «вшиты» три сушильные камеры, пронизывающие строение на всю высоту семи этажей.
— Фасады солодовни выполнены в кирпичном стиле с элементами модерна. Трехчастный лицевой фасад, завершенный аттиковым этажом*, декорирован пилястрами, — рассказывают в КГИОП — Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
В стиле этого здания просматриваются мотивы ганзейской готической архитектуры, считает культуролог Михаил Уваров, в прошлом — организатор экскурсий и туров по Санкт-Петербургу:
— Это разновидность готического стиля, распространенная в северной Германии, Нидерландах и отчасти — Скандинавии. Его характерная особенность — красный кирпич, который в XIII-XVII веках применялся из-за дефицита строительного камня. В архитектуре «Баварии» о ганзейском стиле напоминают, в частности, щипцы, возвышающиеся на каждой из сушильных камер. На момент постройки эти декоративные элементы были призваны скрыть основания железобетонных вытяжных труб. К сожалению, трубы демонтировали. Ценность этого здания была бы выше, а его облик — целостнее, если бы трубы остались на месте. Именно они придавали ансамблю брутальности. Утилитарность тяжелых железобетонных труб уравновешивалась романтичными декоративными элементами — щипцами, которые делают промышленную архитектуру, если можно так выразиться, более «домашней» и уютной. Особенно из-за утраты труб пострадал вид, открывавшийся на «Баварию» с набережной реки Ждановки, ведь эффектный лицевой фасад здания с этого ракурса не виден. Он ориентирован на Петровский проспект, а не на реку.
Солодовня меняет владельцев
Согласно техническому заключению КГИОП, здание находится в плохом состоянии. Кирпичная кладка частично разобрана, обрублены металлические стяжки и хомуты, утрачены некоторые декоративные элементы.
В конце 80-х здание и вовсе пытались разрушить: руководство завода посчитало, что солодовня загромождает территорию. Для этого администрация ослабила кирпичную кладку и сняла некоторые перекрытия — видимо, в надежде, что конструкция рухнет сама. Когда план не сработал, здание якобы даже хотели взорвать: как напоминание об этом в стенах остались отверстия для закладывания взрывчатки. Однако тогда в дело вмешалась прокуратура, и постройка дожила до наших дней.*
Здание пустовало не один год. У солодовни появился шанс на восстановление в 2012 году, когда ее приобрела с молотка строительная компания ООО «Стройпроект» (на тот момент ООО «Леонтьевский мыс»). Цена была снижена с изначальных 130 до 64 млн рублей. Предполагалось, что новый владелец отреставрирует здание, разместив в нем апартаменты и офисы, но работы так и не начались. Компания объясняла это тем, что ее представители ни разу не смогли попасть на территорию из-за другого застройщика — «Группы ЛСР». Стройфирма скупила все участки, окружающие здание, и доступ к нему был возможен только через ее территорию. По версии «Стройпроекта», строителей попросту не подпускали к объекту.
Из пивзавода в учебный класс
Ситуацию не исправило даже письмо с просьбой о содействии в КГИОП.
— Нам ответили: раз вы здание купили, то это ваши проблемы, как вы туда попадете. Мы с таким подходом не согласны. Это в корне неверно. Получается, что Петербург как бы самоустранился из этой ситуации, — так цитировал собственника портал о недвижимости Restate в 2017 году.
КГИОП выдавал собственнику охранное обязательство, которое предписывало выполнить реставрацию, за его неисполнение в 2018 году суд оштрафовал ООО «Леонтьевский мыс» на 338 тысяч рублей.
На месте остальных построек завода «Группа ЛСР» построила школу, а по соседству с бывшим заводом возвела жилой комплекс NEVA HAUS. В публикациях СМИ есть упоминания, что «ЛСР» вела переговоры со «Стройпроектом» о покупке солодовни, но камнем преткновения стала цена — завышенная, по мнению претендента на покупку. Бывший владелец «Стройпроекта» Игорь Оноков в 2021 году сообщал «Деловому Петербургу», что просил за объект 200 млн рублей, а «Группа ЛСР» готова была предложить не более 100 миллионов.
На сегодня у «Баварии» новый владелец — физическое лицо, Сергей Кузнецов. В ноябре 2024 года суд выдал новому собственнику охранное обязательство с требованием выполнить консервацию объекта.
О Сергее Кузнецове известно, что до декабря 2021 года он числился одним из учредителей баскетбольного клуба «Спартак — Нева», как и бывший владелец солодовни Игорь Оноков.
В ЛСР свою причастность к затягиванию сроков традиционно отрицали. В компании ответили Profibeer, что не имеют отношения к объекту и не могут комментировать вопросы, связанные с ним.
Культуролог Михаил Уваров рассказал, какое применение историческому зданию он видит:
— Сделать из «Баварии» бизнес-центр — не самая лучшая идея, хотя для сохранности объекта это лучше, чем ничего. На мой вкус, правильнее открыть там культурное или развлекательное пространство, чтобы вход был не по пропускам. Тогда полюбоваться старинной архитектурой могли все желающие, и наследие промышленного Петербурга в полной мере принадлежало бы городу, людям. И, конечно, было бы здорово восстановить трубы — но это если помечтать. Насколько я понимаю, строение в опасном положении. Негативно повлиять на него мог именно демонтаж труб. Как ни странно, ослабление нагрузки, а не только ее возрастание, способно дестабилизировать конструкцию и ускорить разрушение.
Аттиковый этаж * — надстроенный над основным карнизом здания этаж, напоминающий мансарду.
* — из книги «Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты», автор Сергей Петров, 2016 год.
Американская ассоциация сидроделов USACM представила новую версию стилевого руководства, кратко описывающего виды сидра и пуаре.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти / Зарегистрироваться
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти / Зарегистрироваться