Пиво

← Обратно к новостям
11 января 2019, 11:32

Мужской прищур: уместен ли стриптиз на Zwanze Day?

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Мужской прищур: уместен ли стриптиз на Zwanze Day?

Для одержимых любителей ламбиков и гёзов существует не так уж много событий, к которым относятся с таким же трепетом, как ко Дню Zwanze. Традиции празднования сложились еще в 2011 году, когда пивоварня Cantillon начала продавать свой ежегодный Zwanze-релиз (экспериментальный, ограниченный выпуск ламбика, каждый год новый) в барах и пивоварнях по всему миру.

Как правило, кеги откупориваются одновременно по всей планете ровно в 9 вечера по бельгийскому времени. Традиции празднования могут отличаться и варьироваться в зависимости от места (и страны). День Zwanze, отмечающийся в конце сентября, где бы ни проходило мероприятие, буквально наполнен легкомыслием, шумной кишащей толпой и своим карнавальным духом. В 2018 году событие впервые прошло в России.

Однако в прошлом году празднование, которое Cantillon провела совместно с Moeder Lambic — одним из самых популярных баров Брюсселя, — затмило само пиво. О том, что случилось на мероприятии, и о том, что произошло дальше, на сайте Good Beer Hunting рассказывает Лили Уэйт.

После впечатляющей речи владельца Cantillon Жана Ван Роя, Колетт Кольеретка, танцовщица бурлеска, выступающая в брюссельском кабаре «Мадемуазель», начала раздеваться прямо перед баром. Кульминацией шоу стал момент, когда девушка сбросила с себя все, кроме накладок на соски и стрингов, бодро взболтала две бутылки и разбрызгала пену на свое практически обнаженное тело.

Видеозапись выступления моментально разлетелась по фейсбуку и разделила аудиторию на два враждующих лагеря. Некоторые критиковали Cantillon за грубую и сексистскую маркетинговую стратегию, в то время как другие отстаивали артистизм и мастерство исполнения. Даже спустя несколько месяцев, от этого события тянет дымком, как от пепелища недавно разгоревшегося пожара.

Бурная реакция

Многие критиковали видео в социальных сетях, но были и те, кто в своем праведном гневе дошли до того, что полностью отреклись от Cantillon.

— Вполне возможно, что это был последний День Zwanze, в котором я принимала участие, — написала в фейсбуке Дорин Барбер из пивоварни Cloudwater. — Если Cantillon считает, что это круто и приемлемо, то, возможно, им не нужны мои деньги.

Hop Hideout, алкогольный магазин в британском Шеффилде, публично заявил, что они готовы даже убрать бутылки Cantillon с прилавков.

— После их недавних выходок на День Zwanze в Moeder Lambic (не говоря уже о многих других вещах, на которые я закрыла глаза), случай с танцовщицей оказался поворотным моментом, после которого мы откажемся от поставок пива в ближайшем обозримом будущем, — написала владелица магазина Джулс Грей.

Другие продавцы пива придерживаются аналогичной точки зрения.

— Мы тоже пришли к подобному решению, — обозначила свою позицию в комментарии к сообщению Hop Hideout Джен Фергюсон, совладелица лондонского Hop Burns and Black. — Пиво Cantillion — всего лишь песчинка в огромном разнообразии продукции. Многие бренды ничем не уступают в качестве, если не превосходят.

Даже в Lambic is Life — печально известной группе мемов на фейсбуке (которая, как ни странно, считает Ван Роя своим членом) — некоторые любители пива были настроены критически:

— Устаревше, старомодно и неловко, — высказался член группы Мэтью «Фудж» Шер. — Но, конечно, в отрасли по-прежнему доминируют одни стариканы, поэтому они и ловят кайф от этого. Жалкое зрелище.

Один большой поклонник ламбика, которого мы назовём Томом, поскольку он пожелал не раскрывать своего реального имени, отмечает, что «многие люди приходят к выводу, что жалоба основана на пуританской морали, а не на равном восприятии ролей мужчины и женщины».

Иными словами, основная часть комментариев, написанных в поддержку перформанса, воспринимала наготу как способ самовыражения, особенно не вникая в основную проблему — или исторический прецедент, если хотите — в постановке.

Точки зрения

То, что в пивном мире доминировали и продолжают доминировать мужчины — это факт. Поскольку сама продукция, тематические мероприятия и реклама изначально были ориентированы на потребителей мужского пола, становится довольно трудно выделить, где бурлескная составляющая презентации напитка, а где кроется откровенно сексистский посыл. Несмотря на артистизм и мастерство мадемуазель Кольеретки, многие женщины ощутили знакомое чувство неловкости и дискомфорта от того, что женское тело до сих пор эксплуатируется в качестве маркетинговой приманки.

Критическая теория являет собой основу для понимания полемики вокруг Cantillon. Феминистский кинокритик Лаура Малви первой ввела термин «мужской взгляд», который фигурировал в ее знаменитом эссе, написанном в 1975 году «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф». По ее мнению, это одно из проявлений гендерного неравенства. Будучи преимущественно врождённым или неосознанным, «мужской взгляд» всё ещё объективирует, опошляет и сексуализирует женщин.

Проще говоря, если аудитория является мужской, то женской ролью считается исключительно ублажение и развлечение мужчин. Обычно это происходит как сознательно, так и неосознанно, но вряд ли кто-то поспорит, что гендерное неравенство — всё ещё наша реальность, которая формирует основные социальные роли.

Теория Малви получила дальнейшее развитие в черновом варианте научной работы британского ученого Джона Бергера «Искусство видеть». В своем телесериале 1972 года — а позже и в одноименной книге — Бергер рассмотрел различные роли, которые играют мужчины и женщины в обществе. Согласно его теории, мужчина видит себя в роли активного самца, а женщину — в роли пассивной самки.  «Мужчины смотрят на женщин, — пишет Бергер. — Женщины наблюдают, как на них смотрят». Знакомая ситуация?

«Мужской взгляд» и, как следствие, связанное с ним восприятие женщины исключительно как объекта являются характерными признаками нашей культуры. Различные маркетинговые кампании, направленные на оба пола, да и презентация образа женщины и женских форм в рекламе и поп-культуре — неопровержимые доказательства в поддержку точки зрения искусствоведа.

Очевидные примеры этого явления встречаются и в пивной отрасли. Во всем мире в алкогольной индустрии по-прежнему доминируют мужчины, и большинство пьющих пиво – тоже представители сильного пола. Не верите? Просто спросите любую женщину-бармена о пресловутом «мужском взгляде».

Выраженная брутальность и гетеросексуальность, проявляющиеся в стиле управления отраслью, навязывают характерный образ восприятия представительниц слабого пола. И основное качество, по которому может быть оценена женщина — внешность.

При взгляде на проблему с этого ракурса инцидент в Moeder Lambic предстает не в самом лучшем свете. Это шоу, поставленное в заведении, управляемом двумя мужчинами, на событии, организованном пивоваренной компанией, владельцем которой является мужчина, перед преимущественно мужской аудиторией.  Шоу, в ходе которого женщина снимает одежду и обливается с ног до головы пивом, неизбежно будет восприниматься как по-настоящему мужское развлечение для по-настоящему настоящих мужчин. Более того, выступление было зафиксировано на камеру (что добавляет еще более яркие краски в и без того пестренькую палитру) и транслировалось аудитории, состоящей из мужчин. Безусловно, это еще больше усугубило проблему.

Судя по официальным извинениям Ван Роя, владелец компании, казалось, вполне осознавал, чем это может обернуться.

— То, что последний номер был снят на камеру — огромная ошибка с нашей стороны, — писал он, — и мы признаем, что это конкретное выступление не должно было входить в программу такого события, как День Zwanze.

Это бурлеск-шоу — только один из примеров распространяющейся проблемы сексизма в пивном мире.

— По какой-то причине пивная индустрия разделилась на две группы: быдловатые шовинисты (нам наплевать, и если вы оскорблены, то это ваша проблема) и те, кто мнит себя до одури просветленными (и то, возможно, лишь наполовину), — говорит пивной блогер Бет Дэммон. —  Даже если человек глубоко интересуется качеством пива, которое он пьет, это вовсе не значит, что ему есть дело до культурных проявлений, встречающихся в повседневной жизни, и уж тем более это не показатель, что его заботят мировоззрение и посыл какой-то крафтовой пивоварни.

Приведем в качестве примера Big Beaver Brewing Co в Лавленде, штат Колорадо.

— Если вы не слышали об этих ребятах них, вы должны залезть на их сайт, — говорит Никки Фрик, менеджер социальных сетей пивоварни. — Их логотип грубоват, их слоган «Я б нализался». Кроме того, у них есть пиво с нелепыми названиями, типа «Эмбер был ее псевдоним» (Amber Was Her Stage Name) и «Упругий коричневый орешек» (Bust-A-Nut Brown). Это действительно отвратительно, и, очевидно, ориентировано только на мужчин — тем не менее, компания остаётся  конкурентоспособной.

Когда Деммон раскритиковала пивоварню Acoustic Ales за безвкусные этикетки с изображением девушки, то выслушала отборнейшую «арию» от женщины — менеджера пивоварни.

— Она сказала, что «это не может быть сексистским, если женщина говорит, что все в порядке». Я думаю, что подобная система убеждений столь же пагубна, если не больше, чем исторически сложившееся типично мужское мнение, — говорит Деммон. — Просто смешно отрицать культуру, которая упорно обесценивала роль женщины с начала времен, потому что вы думаете, что это не влияет на вас и происходит не с вами. Это до такой степени недальновидно, что я лучше промолчу.

Спорные этикетки

Cantillon не первый раз попала под огонь критики сексизма в пиве. Долгое время предметом критических статей, дебатов и разговоров был малиновый ламбик Rosé de Gambrinus, так как на его этикетке изображена розовощекая и обнаженная женщина, сидящая на коленях полностью одетого и немного раскрасневшегося мужчины. Некоторые также посчитали сомнительным название абрикосового ламбика Fou’Foune («Бутончик»). Cantillon утверждает, что название отсылает к Франсуа Даронну, занимавшемуся выращиванием абрикосов, которого прозвали Fou'Foune, но во французском сленге слово также используется для обозначения гениталий молоденьких девушек.

Когда Cantillon впервые в 1990 году экспортировала Rosé de Gambrinus в Соединённые Штаты, Wide World Imports Inc сочла этикетку слишком неподходящей для американского рынка и предложила «одеть» девушку.

— Они предложили решение проблемы, которая, по их мнению, могла произойти, — говорит Дэн Шелтон, основатель нынешнего импортера Cantillon, Shelton Brothers. — Но пивоваренная компания и художник, Раймонд Куманс, просто пришли в ужас. Они сказали: «Вот это непристойно».

По словам Шелтона и по свидетельствам Жана Ван Роя и его отца Жана-Пьера, Куман был оскорблен предложенными изменениями в своей работе и воскликнул: «Вы можете сказать своему американскому импортёру, что под этим синим платьем женщина tous a poil!». Вам нужен перевод? Абсолютно голая.

Shelton Brothers вернулись от более скромной этикетки к оригиналу в 1996 году, так и оставив много неразъясненных моментов, в то время как другие неуместные женские образы были удалены с пивных этикеток. Cantillon, кажется, предпочли играть по другим правилам. Во многом именно историческая важность Cantillon и их прославленный статус позволяют почувствовать свободу в аспектах деятельности, за которыми с пристальным вниманием следят другие компании.

Многие утверждают, что этикетка Rosé de Gambrinus больше похожа на классическую живопись, чем на современную сексистскую рекламу.

— Ощущение, что это настоящая живопись. Оригинальный рисунок, — поделился брюссельский автор книг о пиве Эоган Уолш. — Я не говорю, что это хорошо, но люди из мира ламбика, особенно пивовары, очень упрямы.

То, что рисунок относится к 1980-м годам, подкрепляет исторический аргумент. Тем не менее, это оправдание сейчас вызывает сомнение.

— Что касается культурологического аспекта дел, я думаю, что женщины в подавляющем большинстве всегда изображаются как объекты, а не как люди, — говорит Деммон. — Но все это привело к молчаливому договору между поколениями, суть которого в том, что женщины — второсортные существа, подчиненные мужским желаниям и идеалам.

Комик из Тасмании Ханна Гэдсби, получившая известность благодаря вышедшему на Netflix шоу Nanette, в новом двухсерийном документальном фильме Nakedy Nudes тоже ставит под вопрос исторически сложившийся образ женщины в искусстве.

— Только потому, что это продолжалось на протяжении многих столетий, вовсе не значит, что круто быть таким закостеневшим консерватором, — говорит она. — Перестаньте глазеть на спящих женщин, перестаньте подсматривать, как они принимают душ. Отвалите уже! Мы не наблюдаем ничего нового. Мир искусства не существует в вакууме. Будучи только объектом, женщина не обладает таким культурным влиянием, как представители противоположного пола, поэтому мужчины тем временем так и продолжают создавать токсичную культуру. Они пишут историю, у них есть власть.

Изменение репутации

В своем извинительном заявлении на фейсбуке Ван Рой пытается представить спорное бурлеск-шоу в контекте всего перформанса. Он отмечает, что это было не единственное вечернее представление. Ему предшествовали «песня и переодевание, акробат и танцоры кабаре и т. д.» Это действительно кое-что проясняет.

— Жан, оглядываясь назад, обеспокоен реакцией, и он извинился — конечно, не на 100%, но я почувствовал раскаяние больше, чем я ожидал, — говорит Уолш. — Я думаю, он понимает, что они совершили ошибку или неправильно оценили ситуацию.

Если учесть извинения Ван Роя, то выступление кажется не таким уж и низкопробным. Если допустить, что место действия — уличный театр под открытым небом, то номер танцовщицы не выглядит таким грязным. Девушка не давала отдельного выступления только конкретно для мужчин, а являлась частью разношерстной труппы кабаре. Учитывая, что представление последовало за номером с переодеванием (который, если вы правильно поняли, достаточно сложно назвать искусством), связанным со сменой гендерных ролей и попранием гендерных норм, то стриптиз можно было бы снисходительно рассматривать как насмешку над объективацией образа женщины в пивной индустрии.

Но опубликованное видео было вырвано из контекста, оно не только спровоцировало негативную реакцию пользователей Сети, но и закрепило репутацию Cantillon как компании с допотопными и сексистскими взглядами. Независимо от того, каким образом общий контекст перформанса прояснил ситуацию, эта точка зрения вряд ли изменится.

Владелица Hop Hideout Джулс Грей считает, что заявление Cantillon — это «шаг Жана вперёд  к эмпатии и пониманию», но она по-прежнему не согласна позицией пивоварни, другими её названиями сортов и этикетками.

— На бельгийском рынке (хотя у них длинная история женской репрезентации в пивоварении) не обсуждают, как в Британии или США, что допустимо, а что недопустимо, — добавляет Уолш.

— Я вижу проблему в самом факте того, что возникла идея пригласить бурлеск-труппу, — говорит Том. — Moeder и Cantillon связывают прочные отношения с труппой. Было бы логично устроить подобное дерзкое шоу к выпуску Magic Lambic — пива, сваренного для поддержки местного театра Magic Land, но на крупном мероприятии, таком как Zwanze, это было неуместно.

Соцсети стали вездесущими, и пивной мир глубоко погружён в онлайн, но легко бывает забыть о том, насколько глобально каждое пиво, каждая пивоварня и каждое событие. Так что если бы даже подобное представление произошло при выпуске Magic Lambic, а затем было снято на камеру и опубликовано в интернете, вполне вероятно, что реакция была бы аналогичной.

Защитники видео, отмечает Том, считают, что суть проблемы в сексуальной танцовщице, в сексуальном танце, а не в процессе принятия решений: «Для меня проблема в том, что два белых парня средних лет наняли на пивное мероприятие стриптизершу».

Ясно, что события на Zwanze 2018 года спровоцировали споры, которые продолжатся в течение некоторого времени.

Как написал в комментариях к посту Belgian Beer and Food пользователь фейсбука Тим Аллан, «это было сделано для развлечения гостей вечера» — а не в качестве маркетингового инструмента. Однако факт остается фактом:  на фоне продолжающейся фетишизации и коммерциализации образа женщины, девушка, исполняющая стриптиз, независимо от того, насколько искусно она это делает, не может не вызвать сексистских ассоциаций, особенно когда пивоваренная компания не стремится пересмотреть свои устаревшие взгляды и отказаться от своего шовинистского брендинга.

— Что вас смущает в бурлеске? Это проявление феминизма, и оно прекрасно. Вы можете считать, что Cantillon великолепна, — говорит Уолш. — Также у вас есть полное право думать, что бурлеск-шоу субботним вечером на улицах Брюсселя с женщиной, льющей пиво себе на грудь, — возможно, не лучшее проявление Дня Zwanze.

0 670
Поделиться
Комментарии 0
27 января 2019
Российский финал конкурса барменов Calvados Nouvelle Vogue International Trophies

27 января в Москве, в ресторане «Поплавок» (Мясницкая 7, стр.1) состоится российский финал Международного конкурса барменов Calvados Nouvelle Vogue International Trophies. Начало — в 15 часов.

11 февраля 2019
«Продэкспо-2019»

11-15 февраля в выставочном комплексе «Экспоцентр» пройдёт 26-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо».

12 февраля 2019
Алкоконгресс и Винный форум

12 февраля в рамках выставки «Продэкспо-2019» состоятся XIV АлкоКонгресс и V Винный форум.

Лучшее
0 23847
Секреты продажи крафта от Николая Желагина