Пиво

← Обратно к новостям
29 июня 2018, 15:56

Как создаётся современная крафтовая культура в Бутане

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Как создаётся современная крафтовая культура в Бутане

Джошуа Малин продолжает исследовать пивоварение в самых отдалённых уголках планеты. Теперь VinePair рассказывает о крафтовой пивоварне в Бутане, которая стремится создать уникальные местные пивные традиции.

В Бутан попасть трудно, и это не случайно. В этом закрытом гималайском королевстве размером примерно со Швейцарию живут около 800 тысяч человек. Крошечный Бутан, граничащий с Индией и Китаем, самыми населёнными в мире странами, смотрит внутрь себя и стремится сохранить традиционную буддийскую культуру.

Телевидение до 1999 года было запрещено. Фотографии королевской семьи повсюду, снаружи и внутри домов. Власти законодательно поощряют ношение традиционных костюмов: гхо для мужчин и кира для женщин. Туризм ограничен и жёстко регулируется. В стране главенствует философия «валового национального счастья», в которой благополучие населения стоит наравне с экономическим развитием.

Дорджи Гъялцен строит пивоварню в Паро, городе в 55 км от столицы, Тхимпху, вот уже два года. Его Namgay Artisanal Brewery расположена неподалёку от известного своей опасностью аэропорта Паро, допуск на приземление в котором имеет лишь десяток пилотов. Это единственный в Бутане международный аэропорт.

Гъялцен не стремился построить первую в Бутане пивоварню, и даже не первую в стране крафтовую пивоварню. К 2018 году крафтовая волна уже пришла в изолированный Бутан. Вместо этого Гъялцен хочет варить по-настоящему локальное пиво и тем самым создать современную бутанскую пивную культуру.

Я посетил строящуюся пивоварню Гъялцена в апреле. Она уже поставляла пиво в кегах в несколько баров Паро и Тхимпху, и строительство было близко к завершению. Гъялцен ждал сертификации линии розлива в банки и следил за финальными стадиями строительства, подбирал персонал для бара и ресторана и работал над дистрибьюцией.

Сейчас в ассортименте пивоварни — лагер с красным рисом, тёмный и пшеничный эли, молочный стаут, IPA, пильзнер и сидр. Я хотел узнать, какой она будет.

*

Дорджи Гъялцен – сын предпринимателя: в стране, которая занимается в основном земледелием, их немного. Натуральное хозяйство в некоторых районах Бутана лишь недавно стало уступать урбанизации.

Отец Гъялцена поработал в строительстве, импорте и экспорте, торговле и, наконец, в индустрии гостеприимства. Сейчас семья управляет одним из лучших местных отелей в стране. Гъялцен в 2003 году отправился изучать отельный менеджмент в Les Roches в Швейцарии. Там он познакомился с европейскими пивоваренными традициями. Помня, что на его родине традиционно выращивают ячмень, пшеницу и другие зерновые, он начал планировать открытие пивоварни.

В 2009 году Гъялцен вернулся в Бутан. Пять лет он работал в семейном отеле и занимался домашним пивоварением, не забывая об идее создания стопроцентно локального пива. В 2015 году он завершил бизнес-план пивоварни. Поначалу он планировал варить литров 300 в день. По мере разговоров с инвесторами планы поменялись.

Дорджи Гъялцен

— Я познакомился с людьми, которые помогли мне с бизнес-планом и поиском инвесторов. Они предложили увеличить объём до 500 литров. Позднее, когда я занимался закупками, отец сказал, что может помочь мне деньгами, но нужно будет ещё увеличить производство. Мы расширились до 1000, а потом и до 2000 литров в день

Почему же амбиции выросли?

— Сначала я хотел составить план на пять лет. Но мой отец считает, что если у тебя есть план того, каким дело должно быть через пять лет, почему бы не сделать это прямо сейчас и не разделаться с этим? Я сказал – да, я готов.

С планом и первоначальными вложениями Гъялцен арендовал у своей матери неиспользуемую семейную землю. Удалённость Бутана, большая высота и связанные с этим перепады температуры усложнили задачу. Он закупил пивоваренное оборудование в Индии и Европе.

*

После знакомства с сооснователем Brooklyn Brewery Стивом Хинди Гъялцен решил сделать акцент на уникальном местном лагере. Red Rice Lager – это основной сорт пивоварни, сваренный из красного риса с местных ферм. Красный рис, с его ореховым вкусом, — самый распространённый в Бутане: он лучше, чем белый, подходит для большой высоты.

Red Rice Lager – это самая суть того, что хочет делать Гъялцен, и с точки зрения философии, и с точки зрения бизнеса. Хотя он не хочет выбирать любимое среди пилотных сортов («Я люблю их все и хочу увидеть, что у нас получится сделать в Бутане»), он знает, что Red Rice Lager привлечёт и местных жителей, и туристов.

— Мы хотели, чтобы Red Rice Lager был похож на коммерческое пиво, чтобы не сталкивать бутанских потребителей сразу с чем-то вроде IPA. Суть также и в том, чтобы сделать что-то местное, так что мы использовали красный рис.

Гъялцен называет фермерским ещё одно пиво, Dark Ale. В нём используется шелуха местного ячменя, которую обычно выбрасывают – её смешали с импортным солодом.

Вход на пивоварню Namgay Artisanal Brewery

Статистику найти трудно, но все, с кем я говорил в Бутане, уверены, что Druk 11 000 – 8-градусное пиво – самое популярное в стране. Red Rice Lager легко пьётся, сладковатый, но не слишком. Нетрудно представить, что он понравится потребителю Druk 11 000. Соединим его с местной кухней, представленной в уже открытом брюпабе Namgay – и начинает вырисовываться путь, по которому хочет идти Гъялцен.

Хемадаци, смесь перца и сыра из молока яка, часто называют национальным блюдом Бутана. Как и большинство других местных продуктов, оно крайне острое и требует сочетания с чем-то мощным.

Что же предлагает Гъялцен?

— Я бы предпочёл к нему молочный стаут, хотя мне кажется, это будет слишком насыщенно. Если вы хотите полностью изменить свои взгляды, то, я думаю, хорошо подойдёт IPA.

*

Гъялцен хочет сразу завоевать местных поклонников, но успех бизнеса будет зависеть и от туризма (а со временем и от экспорта – в частности, в Индию). В Бутане меньше 800 тысяч жителей, и Namgay – не единственная в стране пивоварня.

Druk 11 000 варит Bhutan Brewery, крупнейший в стране производитель пива. Пивоварня Bumthang, основанная швейцарцем, варит хефевайцен Red Panda Beer. Есть и ещё один крафтовый стартап — Ser Bhum.

В Бутане существуют и уникальные национальные традиции домашнего пивоварения. Фермеры из местного зерна варят банг чанг и син чанг. Их готовят по особым случаям, вроде праздников Цечу, и не продают. Так как это пиво варят тысячи семей бутанских фермеров, вопрос того, что будет с ним в результате урбанизации, остаётся открытым.

Постепенно открывая страну иностранным туристам, правительство следовало щадящей стратегии. В девяностых страну ежегодно посещали пара десятков тысяч туристов, в основном из Индии, в меньшей степени из Бангладеш и с Мальдивских островов. Граждане этих стран могут посещать Бутан без визы, и они до сих пор доминируют в турпотоке, но теперь к ним присоединились гости из других стран Азии, Европы и из США.

В 2017 году общее число посещений достигло около четверти миллиона. Это число кажется небольшим – но это равно трети населения страны. Встаёт вопрос – насколько «щадящим» может оставаться туризм?

Взимаемые правительством сборы должны ограничить бесконечный рост. Приезжие из визовых стран, в том числе из США, по указу правительства уплачивают сумму около 200-250 долларов на человека в день, что покрывает почти все расходы – в том числе гида и водителя, питание и жильё базового уровня. Эти сборы используются в том числе на образование, здравоохранение и сохранение природы.

Гъялцен уверен, что высокая цена поездки привлекает туристов, которые особенно заинтересованы в исследовании бутанской гастрономии.

— Я думаю, индустрию продуктов и напитков нужно развивать, потому что мы позиционируем себя как рынок высокого класса. Я думаю, пора повысить ценность того, что мы предлагаем гостям. Здесь есть и культурная часть: мы помогаем сохранять природу нашего культурного наследия. Индустрия продуктов и напитков тоже может стать частью экосистемы.

*

Как и в большинстве стран, в Бутане много противоречий. Обращённость страны вовнутрь в сочетании с беспрестанной модернизацией проявляют эти несоответствия ещё ярче.

Так как Бутан – в основном буддийская страна, животных на мясо здесь не убивают. Однако мясные лавки встречаются нередко – мясо привозят из Индии.

Телевидение было запрещено до 1999 года, но на рейсах, например, из Бангкока бутанцы выстраивались в очередь, чтобы сдать в багаж купленные там большие плоские экраны. Страна перешла к демократии – это «дар» прошлого короля, но монархию до сих пор очень почитают.

Мой потрясающий гид, Кинли, все десять дней, что мы провели вместе, был одет в гхо. Я узнал, что он обязан делать это по закону. Когда в его нерабочее время мы отправились в бар выпить местного пива, он пришёл ко мне в отель в джинсах, футболке и кепке Nike. Он сказал, что с гордостью носит гхо в рабочее время – и он был отличным послом своей культуры. Кроме того, он как никто другой знал трудности с сохранением национальной культуры, которые испытывает Бутан, открывающий границы – между прочим, с двумя крупными мировыми экономиками.

На этом фоне стоит спросить, что же на самом деле значит создание современной пивной культуры. Для Гъялцена это в том числе и поддержка местных фермеров и использование местных ингредиентов.

— У нас есть апельсины, кардамон и даже лесные орехи, — объясняет он. — Мы хотим узнать, что можно сделать с местными травами и пряностями. Мы хотим по максимуму экспериментировать с красным рисом и узнать, какие ещё вкусы из него можно извлечь.

В будущем, в соответствии с пересмотренным пятилетним планом, Гъялцен надеется «в сотрудничестве с фермерами создать солодовенную отрасль, а может быть, и плантацию хмеля».

Документы найти не удалось, но Гъялцену говорили, что «в конце семидесятых – начале восьмидесятых здесь пробовали выращивать хмель, и успешно». Но у фермеров не было интереса к хмелеводству, и от этой культуры отказались.

Правительство следует философии «валового национального счастья», но в стране, где до сих пор распространено натуральное хозяйство, нельзя игнорировать экономическое развитие. Гъялцен считает, что пиво – это один из элементов решения: настоящее локальное пиво может поддержать фермеров, объединить граждан и позволить растущему числу туристов попробовать нечто, не имеющее аналогов в других странах. Надеюсь, ближайшие пять лет подтвердят его правоту.

0 888
Поделиться
Комментарии 0
23 августа 2019
3-й Astra Craft Weekend (Астрахань)

23 и 24 августа 2019 года на летней площадке отеля «Азимут» (ул. Кремлевская, 4) пройдет Третий астраханский крафтовый фестиваль ASTRA CRAFT WEEKEND.

24 августа 2019
Прикамский фестиваль малых пивоварен Craft Fair (Ижевск)

24 августа 2019 года в Ижевске пройдёт Четвёртый Прикамский фестиваль малых пивоварен Craft Fair.

24 августа 2019
Craft Depot Fest 2019 (Москва)

Фестиваль Craft Depot Fest пройдёт 24 августа в Москве, на территории бизнес-квартала «Арма».

Лучшее
0 14814
С дымком: копченые солода в домашнем пивоварении