Пиво

← Обратно к новостям
20 июля 2016, 09:50

РАР и «ОПОРА» разъяснили пивоварам и рознице изменения в 171-м законе

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
РАР и «ОПОРА» разъяснили пивоварам и рознице изменения в 171-м законе

18 июля 2016 года прошла встреча «ОПОРЫ России» с представителями Росалкогольрегулирования, на которой обсуждались последствия принятия Федерального закона  № 261-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, как известно,  бизнес-сообщество  восприняло неоднозначно.

1) В частности, пессимистические настроения предпринимателей связаны с принятыми поправками в п. 6 ст. 14 федерального закона № 171-ФЗ, устанавливающими дополнительные основания для принятия Росалкогольрегулированием решения о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

По мнению мини-пивоваров, вызывает опасение то, что в некоторых случая РАР теперь имеет право не разрешать использование основного технологического оборудования для производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи мощностью не более 300 тыс. декалитров в год, не оснащенных счетчиками, или аннулировать ранее выданное разрешение.

Предприниматели полагают, что основанием для отказа может послужить неоснащенность основного технологического оборудования техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота в единую государственную автоматизированную информационную систему (в части обязанности учета оборота пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи). Учитывая, что пивоварни, сидродельни и медоварни мощностью до 300 тыс. декалитров подключаются к ЕГАИС, но не подключают именно основное технологическое оборудование, мини-пивовары считают, что регулятор может запретить производство пива, сидра, медовухи всем малым производителям указанной продукции.

По мнению «ОПОРЫ России», в данном случае оснований для паники нет.

Как следует из абзаца 5 пункта 6 статьи 14 Федерального закона №171-ФЗ, при выявлении несоответствия основного технологического оборудования требованиям пункта 1, абзаца восьмого пункта 2 (в части обязанности учета оборота пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), федеральный орган исполнительной власти (РАР), принимает решение о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции;

Согласно абзацу восьмому пункта 2,  основное технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота алкогольной продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.

Следовательно, закон разделяет основное технологическое оборудование, связанное с производством и оборудование (не технологическое) для учета объема оборота.

Поскольку в п. 6 ст. 14 указано, что абзац восьмой пункта 2 применяется только в части обязанности учета оборота пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, то в данном случае, речь идет не об установке АСИиУ, а о наличии оборудования (обращаем внимание, что это не основное технологическое оборудование), оснащенного  техническими средствами фиксации и передачи информации в ЕГАИС об объемах оборота (а не объемах производства и оборота). Т. е. это рабочее место, оборудованное компьютером с программным обеспечением для передачи информации в ЕГАИС.

Таким образом, по мнению регулятора (РАР) и «ОПОРЫ России», оснований для волнения у бизнес сообщества нет.

2) Еще одним основанием, в рамках принятого законопроекта,  для отказа в допуске основного технологического оборудования мощностью до 300 тыс. декалитров теперь также является отсутствие технических документов (технических условий, технологических инструкций, рецептур и других), в соответствии с которыми осуществляется производство пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с учетом требований статьи 2 настоящего Федерального закона № 171-ФЗ. Мини-пивовары считают, что данное основание выглядит явно драконовской мерой, поскольку понятийный аппарат Федерального закона № 171-ФЗ  не до конца проработан и допускает субъективный подход при отнесении алкогольной продукции к тому или иному виду. К тому же, по мнению предпринимателей, проверку соблюдения ТУ (ТИ, рецептур и проч.) резонно осуществлять в процессе текущего контроля.

«ОПОРА России» может согласиться с изложенными опасениями лишь отчасти.

Действительно, понятийный аппарат ст. 2  Федерального закона №171-ФЗ требует доработки. Однако «ОПОРА России» считает, что есть и положительные моменты.

Во-первых, предприниматель должен понимать, что выпускать пищевую продукцию, к которой относится и алкогольная, без ТУ (ТИ, ГОСТ) незаконно и опасно для жизни и здоровья граждан. Что же касается опасений относительно субъективности проверки соблюдения ТУ (рецептур и проч.) на стадии получения допуска, то эти опасения не обоснованы. В данном случае проверку на соответствие проходят ТУ (ТИ, рецептуры), т. е. документы, а не готовая продукция. Это и понятно, поскольку в момент получения допуска производства еще нет.

Во-вторых, можно разработать (доработать, изменить) ТУ или ТИ в соответствии с терминологией закона. В этих же ТУ (ТИ) можно обосновать (со ссылкой на ГОСТ или Техрегламент) возможность и даже необходимость использования ингредиентов, прямо не описанных в законе № 171-ФЗ.

Более того, это позволит уже на стадии получения допуска обезопасить себя от возможных последующих претензий регулятора в отношении того, что ваша продукция не является тем, чем вы ее считаете. Например: если вы выпускаете медовуху и предоставили соответствующие ТУ, то при соответствии продукции этим ТУ вас потом не обвинят, что вы выпускаете винный напиток или иную лицензируемую продукцию.

Кроме того, есть и явно положительный момент нововведения, и заключается он в том, что под видом натуральных слабоалкогольных напитков, привлекательных для производителей алкогольной продукции ввиду низкой ставки акциза, не будут производиться и попадать в оборот слабоалкогольные коктейли или винные напитки сомнительного качества, например: пивной напиток со вкусом джина-тоника или пуаре со вкусом пина-колады, рецептура производства которых, при всем желании, не будет соответствовать ни Федеральному закону № 171-ФЗ, ни ГОСТам на соответствующую продукцию.

3) Говоря об изменениях, касающихся допуска основного технологического оборудования без установки счетчиков, нельзя не отметить, что одним из положительных нововведений, по мнению «ОПОРЫ России», является законодательно регламентированный порядок аннулирования решения о допустимости использования основного технологического оборудования для производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

Согласно внесенным поправкам в пункт 6 статьи 14 разрешение аннулируется в случаях:

А) прекращения деятельности (ликвидации) организации;

Б) превышения производственной мощности 300 тысяч декалитров в год.

Данная новелла вводит определенность в вопросе, каковы последствия превышения фактических объемов производства над расчетной мощностью, направленной в РАР при получении допуска оборудования без установки счетчиков.

Таким образом, «ОПОРА России» и регулятор (РАР) обращает внимание предпринимателей, что не всякое превышение приводит к аннулированию решения о допуске, а только превышение выше максимально допустимого предела 300 тыс. дал.

4) Серьезную обеспокоенность предпринимателей вызывают также поправки в статью 16 Федерального закона №171-ФЗ, вступающие в силу 31.03.2017.

Предприниматели считают, что буквальное содержание последнего абзаца подпункта 1 пункта 2 статьи 16: «Запрет на розничную продажу алкогольной продукции, указанный в настоящем подпункте, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности», исходя из вводимого самим законом разграничения понятий розничной торговли и розничной торговли в общепите, означает, что розничная торговля алкоголем в общепите  запрещается не только в местах «непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности», но и во всех прочих местах расположения указанных субъектов деятельности.

Представляется, что и в данном случае опасения предпринимателей беспочвенны. 

В соответствии с п.2 ст.16 розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются:

1) в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении и пользовании:

- образовательных организаций и т. д.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции, указанный в настоящем подпункте, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности;

Из п. 2. ст. 16 можно сделать следующий вывод:

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции (в том числе при оказании услуг общественного питания) действует при наличии одновременно следующих условий:

  1. Здание, строение, сооружение, помещение находится в собственности (аренде, хозяйственном ведении, оперативном управлении) культурно-образовательных и медицинских организаций.
  2. Здание, строение, сооружение, помещение непосредственно используется владельцами для осуществления культурной, образовательной или медицинской деятельности.

В указанной статье идет перечисление через запятую: здание, строение, сооружение, помещение. То есть каждый из перечисленных объектов недвижимости рассматривается как самостоятельный. Важно, что помещение в здании, строении, сооружении законодательно обособлено.

Это исключает возможность двойного толкования в отношении того, может ли осуществляться розничная торговля алкоголем в здании, принадлежащем, например, театру, часть помещений которого сдана в аренду (находится во владении и пользовании) предприятию общественного питания.

ПРИМЕР: Если собственник здания – медицинская организация (больница) сдала одно из помещений в этом здании, расположенное на 1 этаже и имеющее отдельный вход с улицы, в аренду ресторану, то ресторан имеет право осуществлять розничную продажу алкогольной продукции в указанном помещении, если от входа в ресторан до входа в медицинское учреждение более 25 метров.

Обоснование:

  1. Переданное в аренду ресторану помещение выбыло из владения и пользования больницы.
  2. В арендованном рестораном помещении оказание медицинских услуг непосредственно не осуществляется.
  3. Соблюден норматив в отношении прилегающих территорий, а именно:

Согласно Приложению 2 к Постановлению Правительства РФ от 28 декабря 2005 № 1069-ПП «О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции» (с изменениями на 8 апреля 2015 года)

п.2. Запрещается розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии до 100 метров от детских, образовательных организаций, студенческих общежитий, библиотек, осуществляющих образовательный процесс, оптовых и розничных рынков.

Запрет, установленный настоящим пунктом, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями при оказании услуг общественного питания (кроме кафе-молочных, детских, диетических столовых), на расстоянии от 25 метров.

п. 3. Запрещается розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии до 25 метров от медицинских организаций, вокзалов, аэропортов, станций метрополитена, железнодорожных платформ, объектов военного назначения, объектов спорта.

п. 4. Расстояния, установленные пунктами 2 и 3, определяются от входных дверей для посетителей предприятий розничной торговли или общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, до входных дверей для посетителей предприятий, перечисленных в пунктах 2 и 3.

По мнению «ОПОРЫ России», данная новелла снимает часть ограничений с предпринимателей, занимающихся розничной продажей алкогольной продукции и реализацией алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

5) «ОПОРА России» на стадии обсуждения проекта закона всячески поддерживала идею введение раздельного регулирования розничной продажи алкоголя в магазинах и его реализации при оказании услуг общественного питания.

Главная цель достигнута. Виды деятельности разделены – есть отдельное лицензирование и отдельные требования.

Однако в том виде, в каком был принят закон, указанное раздельное регулирование, по мнению «ОПОРЫ», нуждается в дополнительной доработке.

Изначально рестораторы предлагали уйти от понятия розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, заменив его на более подходящий термин «реализация» алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Это привело бы к действительному разделению данных видов деятельности и позволило бы снять с точек общепита ряд неоправданных ограничений, присущих исключительно рознице.

В качестве примера можно привести необоснованное, по мнению «ОПОРЫ России», ограничение на покупку ресторанами алкогольной продукции в розничной сети для последующей реализации этой продукции посетителям ресторана. В данном случае реализация закупленной продукции запрещена, поскольку она осуществляется рестораном без необходимых документов, сопровождающих розничную продажу, и информация о такой продукции после ее розничной продажи магазином более не содержится в ЕГАИС.

Здесь следует отметить, что указанный запрет действовал и до принятия обсуждаемых поправок, но, тем не менее, рестораторы надеялись, что с принятием закона ситуация изменится в соответствии с общепринятой мировой практикой, позволяющей ресторанам закупать алкоголь в розничных точках.

Ограничение на покупку алкоголя ресторанами приводит к серьезным проблемам для предпринимателей в труднодоступных районах, где отсутствует разветвленная сеть поставщиков и владельцам турбаз и точек общепита приходится самим ездить и покупать алкогольную продукцию.

На встрече выражено мнение о продолжении обсуждения этого вопроса в рамках рабочей группы по регулированию оборота алкогольной продукции в общепите.

6) Новыми поправками устанавливается, что, если в период действия лицензии ресторан (магазин) перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции в части прилегающей территории, такие организации вправе доработать до конца срока действия лицензии и после ее окончания еще раз продлить лицензию, но не более чем на пять лет.

Однако закон не дает ответа на вопрос, что делать продавцам нелицензируемой продукции (пива, сидра, пуаре, медовухи), если в непосредственной близости от их магазина, торгующего исключительно нелицензируемой продукцией, впоследствии будет открыт стоматологический кабинет или курсы повышения квалификации работников культуры. Если действовать строго по букве закона – придется закрыться?

На встрече достигнута договоренность, что в ближайшее время регулятор РАР выступит с разъяснениями по правоприменению данной нормы.

7) Еще одна проблема – отсутствие в законе нормативно закрепленного понятия «зал обслуживания посетителей».

Поправками устанавливается, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания допускается только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные) (далее – объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах), а также на водных судах, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте, с условием вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

Проблема в том, что в законе отсутствует нормативно закрепленное понятие «зал обслуживания потребителей». И как данная норма будет работать на практике, непонятно.

Данный вопрос находится в ведении Роспотребнадзора. «ОПОРА» планирует обратиться в это ведомство за разъяснениями.

2 4187
Поделиться
Комментарии 2
Дмитрий
20 июля 2016, 13:42

Здравствуйте, в данном случае это не наш анализ, а "ОПОРЫ России" и РАР.

Ли
20 июля 2016, 12:04

Вы пишете :
Согласно Приложению 2 к Постановлению Правительства РФ от 28 декабря 2005 № 1069-ПП.
Но это постановление является Постановлением Правительства Москвы
№ 1069-ПП от 28 декабря 2005 года, а не Правительства РФ. https://profibeer.ru/laws/2544/
Т.е. к остальных регионов России оно не касается. И приложение к нему тоже.
О

16 ноября 2018
Фестиваль безалкогольного пива S0BER FEST (Москва)

16 ноября в Москве, в рестобаре «Борода» (Покровка, 16) пройдёт первый в России фестиваль безалкогольного пива S0oBER FEST.

17 ноября 2018
Winter Craft Beer Fest (Киев)

17 ноября в Киеве, на территории ВДНХ (павильон № 3, пр. Академика Глушкова, 1), пройдёт Winter Craft Beer Fest — фестиваль, посвящённый зимним сортам пива.

19 ноября 2018
Форум «Антиконтрафакт-2018» (Москва)

19-21 ноября в Москве состоится Шестой международный форум «Антиконтрафакт-2018», посвящённый проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе защиты прав интеллектуальной собственности.

Лучшее
0 8747
Mikkeller: «Пиво сегодня на миллионы лет впереди вина»