Пиво

← Обратно к новостям
18 марта 2016, 11:49

Доклад ФАС: возможно рассмотреть вопрос дифференциации ставки акциза на пиво

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Доклад ФАС: возможно рассмотреть вопрос дифференциации ставки акциза на пиво

Портал Profibeer продолжает выделять наиболее важные тезисы из большого доклада Федеральной антимонопольной службы «Пресечение практики регионального протекционизма».

Сегодня мы остановимся на тех тезисах ФАС, которые касаются акцизной политики.

Как отмечает ФАС, последовательное увеличение ставок акциза на алкогольную продукцию создало предпосылки к уменьшению объемов производства легальной продукции и увеличению доли нелегального рынка. В настоящее время уровень контрафактного алкоголя в России приблизился к критическим отметкам. Одним из факторов, влияющих на этот рост, является низкая стоимость контрафактного алкоголя по сравнению с легальным.

В 2015 году произошло снижение минимальной розничной цены (далее – МРЦ) на водку объемом 0,5 литра с 220 до 185 руб. Разница в 35 рублей должна была обеспечить допуск к розничной продаже недорогой водки. Это было первое снижение, направленное на борьбу с контрафактной продукцией и ростом потребления суррогатов. Вместе с тем, эксперты отрасли отмечают, что со всеми издержками производителя, включая высокий уровень ставки акциза, «выставить на полку» легальную водку за 185 руб. практически невозможно. Цена складывается из себестоимости, акциза и НДС, наценки дистрибьютора и розницы. В итоге получается, что средняя минимальная стоимость легальной водки в рознице варьируется в диапазоне от 220 до 240 рублей. Таким образом, контрафактный алкоголь, по прежнему, имеет «конкурентное преимущество» по цене.

В европейских странах популярностью пользуется «некрепкая водка» от 34 до 38% за счет более низкой цены. По мнению некоторых экспертов целесообразно обсудить возможность разделения регулирования крепких спиртных напитков: от 34% до 38% и от 38% до 56%.

В первой категории возможно установить МРЦ 150 рублей с резким понижением акцизной ставки, а во второй – оставить прежнюю акцизную ставку с заморозкой до 2018 года и увеличить МРЦ до 240 руб.

Данное предложение позволит сделать более привлекательным по цене менее крепкий алкоголь и дать возможность легальным производителям занять нишу эконом сегмента качественным продуктом, хотя бы частично вытеснив при этом контрафактный алкоголь.

Вместе с тем, некоторые эксперты отмечают, что для эффективной борьбы с контрафактом необходимо более значительное снижение МРЦ. Указанное предложение не поддерживается Росалкогольрегулированием, так как пересмотр структуры МРЦ, по мнению ведомства, не окажет влияние на сокращение практики регионального протекционизма.

По мнению Минэкономразвития России остается неясным принцип формирования новой классификации видов алкогольной продукции по фиксированному содержанию этилового спирта. С одной стороны, такой подход может привести к смещению производства алкогольной продукции в сторону продукции с пониженным содержанием этилового спирта. С другой стороны, это может привести к непредсказуемому сокращению доходов всех уровней бюджетной системы.

Также Минэкономразвития России отмечает, что предложение о введении новой классификации алкогольной продукции по содержанию этилового спирта с целью пересмотра МРЦ на отдельные виды такой продукции в сторону понижения и повышения требуют дополнительной проработки и обсуждения с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, экспертного и бизнес-сообщества.

По данным различных источников, в европейских странах среднее соотношение стоимости бутылки пива к бутылке водки 1:15, в Российской Федерации — 1:5. В связи с этим возможно рассмотреть вопрос о гармонизации уровней акцизной нагрузки на различные виды алкогольной продукции, учитывая европейский опыт.

По аналогии с крепкими алкогольными напитками возможно рассмотреть вопрос дифференциации ставки акциза на пиво с различным содержанием этилового спирта в готовой продукции. Например, до 4,6% и выше 4,6%. Снижение акцизной ставки на слабоалкогольное пиво позволит снизить его цену «на полке», сохранить динамику развития рынка и гарантировать поступления акцизных платежей. Данная мера позволит переориентировать потребителя с более крепкого на слабоалкогольное пиво, что будет отвечать целям государства по деалкоголизации населения.

В рамках поддержки малого и среднего бизнеса считаем возможным обратить внимание на опыт Великобритании. Там ввели дифференцированный подход по установлению акцизов на пиво для малых пивоварен с возможностью платить вдвое меньший акциз тем, кто производят до 50 тыс. декалитров в год. Пиво крепостью до 2,8% акцизом не облагается, а для пива крепостью свыше 7,5% применяется дополнительный акциз. Данные меры позволили увеличить количество малых пивоварен в Великобритании и перераспределить спрос с крепкого пива на слабоалкогольное.

Только в одном сегменте отрасли в рамках поддержки отечественного виноделия установлены допустимые ставки акциза на отечественные вина в размере 5 рублей в 2016-2017 годах. Эксперты отрасли предлагают в качестве временной меры для возрождения винодельческой отрасли России, повышения ее конкурентоспособности, поддержке малого и среднего бизнеса обнулить ставки акциза на отечественные вина и передать часть полномочий по регулирования рынка в субъекты Российской Федерации, в которых развивается винодельческая отрасль.

Росалкогольрегулирование предлагает полностью зачислять доходы от акцизов на вино и винные напитки в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что акцизные платежи позволяют не только пополнить бюджет, но и оценить объем легально реализованного алкоголя. В настоящее время существует ряд схем по уходу от уплаты акцизов: уничтожение марок, фиктивное банкротство, возврат товара. Экспертный совет ФАС России поддерживает необходимость переноса уплаты акциза с момента реализации на момент приобретения специальной федеральной марки.

14 мая 2015 года Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев утвердил новую редакцию «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года». Среди основных направлений, переработанных с учетом изменившихся экономических условий, — пересмотр механизма поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доходов от акцизов на алкогольную продукцию.

Позиция о необходимости пересмотра действующей системы распределения акцизов поддерживается Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А. Г. Хлопониным.

ФАС России и Росалкогольрегулирование предлагают рассмотреть различные варианты распределения доходов от уплаты акцизов между регионами – по общему количеству населения, по количеству населения старше 18 лет и другие.

Росалкогольрегулирование обращает внимание, что необходим двухлетний переходный период.

В течение переходного периода предлагается зачислять акцизы в бюджеты субъектов Российской Федерации в пропорции 50:50 (по численности населения конкретного субъекта Российской Федерации и по месту производства алкогольной продукции соответственно) – в первый год, и в пропорции 75:25 – во второй год, что позволит осуществить плавный переход к предлагаемой системе перераспределения акцизов.

Для создания дополнительного стимула по борьбе с контрафактной алкогольной продукцией возможно обсудить вариант распределения доходов от уплаты акцизов в зависимости от объемов легальных продаж. Данное условие позволит создать дополнительный стимул региональным властям в борьбе с контрафактной продукцией.

ФАС России отмечает, что алкогольные акцизы играют значимую роль в наполнении бюджетов субъектов Российской Федерации. Методика распределения акцизов должна быть тщательно проработана Минфином России совместно с представителями субъектов Российской Федерации и заинтересованными федеральными ведомствами. Для решения указанного вопроса ФАС России считает целесообразным создать соответствующую рабочую группу. Переход к новой системе распределения акцизов должен быть поэтапным и последовательным без ущерба экономическим интересам субъектов Российской Федерации.

Экспертный совет ФАС России отмечает возможность целевого направления части алкогольных акцизов на развитие спорта, науки и культуры.

0 1213
Поделиться
Комментарии 0
12 января 2019
Jolly Goblin Fest-2019 (Обнинск)

12 января в Обнинске пройдёт четвёртый фестиваль Jolly Goblin Fest, приуроченный к семилетию паба «Весёлый гоблин».

16 февраля 2019
IV Фестиваль домашнего пивоварения (Екатеринбург)

Четвёртый фестиваль домашнего пивоварения пройдёт в Екатеринбурге 16 февраля 2019 года.

16 февраля 2019
Конференция «CRAFT. Сделать модный бизнес прибыльным» (Малоярославец)

16 февраля 2019 года в Малоярославце (Калужская область) пройдёт конференция «CRAFT. Сделать модный бизнес прибыльным», организованная пивоварней GRENADER.

Лучшее
2 37662
Мнение: в чем различие между портером и стаутом?