Пиво

← Обратно к новостям
04 сентября 2014, 11:26 — Текст приказа РАР

Минэкономразвития раскритиковало и предложило изменения в приказ РАР о складах

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Минэкономразвития раскритиковало и предложило изменения в приказ РАР о складах

Минэкономразвития России рассмотрело проект приказа Росалкогольрегулирования «О требованиях к складским помещениям, используемым для оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции, и о технических условиях в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Министерство выделило целый ряд недочетов приказа, в том числе в той части, которая относится к хранению пива, сидра, пуаре и медовухи, а также предложило ряд изменений в приказ, которые делают его значительно более либеральным с точки зрения бизнеса.

Минэкономразвития считает:

  • Согласно пункту 2 Требований № 1 складские помещения должны быть, в том числе  отапливаемыми. Вместе с тем, согласно подпункту 3 пункта 1 Технических условий условиями хранения водки является температура от минус 15°C до 30°C и относительной влажности воздуха не выше 85%. Таким образом, требование об отапливаемости  складских помещений для хранения водки представляется избыточным. Полагаем возможным пункт 2 Требований № 1 после слова «отапливаемыми» дополнить словами: «(если это требуется для соблюдения условий, установленных в приложении № 3 к настоящему приказу)».
  • Согласно подпункту 1 пункта 2 Требований № 1 складские помещения должны быть изолированы от служебных, подсобных и иных помещений капитальными стенами либо «временными строительными конструкциями (перегородками) высотой от пола до потолка складского помещения». Обращаем внимание на неопределенность понятия «временные строительные конструкции (перегородки)». Между тем, Требования № 2 содержат требования к складским помещениям в части их отграничения от иных помещений в следующей редакции:  «складские помещения должны быть «изолированы от служебных, подсобных и иных помещений капитальными стенами либо иными строительными конструкциями». Представляется, что понятие «строительные конструкции» может неоднозначно трактоваться контролирующими органами. Представляется целесообразным определить общее требование об изолированности складских помещений, представив подпункт 1 пункта 2 Требования №1 и Требования № 2 в следующей редакции: «изолированы от служебных, подсобных и иных помещений».
  • Согласно подпункту 2 пункта 1 Требований № 1 каждое складское помещение «должно быть оборудовано измерительным прибором для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продукции, исправность которого подтверждена соответствующими отметками о поверке средства измерения в паспорте на прибор, с соблюдением обязательных требований к условиям его эксплуатации». Обращаем внимание, что согласно данным пункта 1 Технических условий относительная влажность нормируется не для всех видов алкогольной и спиртосодержащей продукции. Таким образом, «измерительный прибор для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продукции» необходим для тех складских помещений, где размещена продукция, к хранению которой установлены требования об уровне относительной влажности. Кроме того, законодательством Российской Федерации не определено понятие «измерительный прибор». Федеральным законом от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон № 102-ФЗ) определено понятие «средство измерения».
  • В соответствии с подпунктами 2, 3 статьи 13 Закона № 102-ФЗ поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии. Средства измерений для контроля за температурно-влажностным режимом хранения алкогольной и спиртосодержащей продукции в указанный перечень не включены. Пунктом 3 статьи 1 Закона № 102-ФЗ определены виды деятельности, на которые распространяется сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений. Обращаем внимание, что деятельность по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции не включена в указанный перечень видов деятельности. Таким образом, остается неясным основание для установления требования о подтверждении исправности средства измерений для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продукции, «соответствующими отметками о поверке средства измерения в паспорте на прибор». Полагаем целесообразным требование о наличии средства измерений для контроля за температурно-влажностным режимом хранения установить в следующей редакции: «каждое складское помещение (в том числе смежное) должно быть оборудовано средством измерений, позволяющим организации обеспечить контроль условий хранения, определенных в приложении № 3 к настоящему приказу».
  • Согласно подпункту 5 пункта 2 Требований № 1 «оконные проемы (при их наличии) оснащаются защитными устройствами (жалюзи, карнизами, иными защитными приспособлениями), обеспечивающими защиту от попадания на продукцию прямых солнечных лучей». Обращаем внимание, что проектируемое требование в представленной редакции может быть интерпретировано контролирующими органами на местах как требование о наличии как жалюзи, так и карнизов, а также иных защитных приспособлений в оконных проемах. Считаем необходимым определить требование подпункта 5 пункта 2 Требований № 1 в следующей редакции: «оконные проемы (при их наличии) оснащаются защитными устройствами, обеспечивающими защиту от попадания на продукцию прямых солнечных лучей». Указанная формулировка даст возможность избежать разночтений в правоприменительной практике. Кроме того, проектируемое разработчиком допущение использовать для защиты от попадания на продукцию прямых солнечных лучей «иных защитных приспособлений» предполагает, что требование, проектируемое разработчиком, носит общий характер, не требующий определения конкретных видов таких приспособлений.
  • Согласно подпункту 6 пункта 2 Требований № 1 складские помещения «должны иметь местоположение, которое соответствует техническому плану или кадастровому паспорту». Остается неясным понятие «местоположение» складского помещения: имеется ли в виду его местоположение на земельном участке или расположение стен и конструкций. В целях исключения возможности неоднозначной трактовки считаем необходимым однозначно определить понятие «местоположение». Обращаем внимание, что в случае, если под понятием «местоположение» имеется в виду расположение строительных конструкций, считаем необходимым из требования об их соответствии техническому или кадастровому паспорту исключить соответствующее требование к временным строительным конструкциям в связи с тем, что требований об указании их расположения в указанных документах российским законодательством не предусмотрено.
  • Пунктом 1 Технических условий определяются условия хранения продукции в зависимости от ее видов с определением для каждого из них уровня допустимых температуры и  влажности. Обращаем внимание, что определенные указанным пунктом требования распространяются на все организации, хранящие алкогольную и спиртосодержащую продукцию вне зависимости от вида продукции, которая находится/будет находиться на складе. Контролирующие органы, по данным участников публичных консультаций, отказывают в лицензировании помещений по причине несоблюдения в них температурных режимов хранения сразу для всех из перечисленных видов продукции, независимо от того входит ли в ассортиментный перечень компании-лицензиата тот или иной вид продукции. Обращаем внимание, что требуемые температурные диапазоны хранения для всех приведенных  видов алкогольной продукции пересекаются в очень узкой области – от 10 до 20ºС. При этом на практике, по данным участников публичных консультаций, инспекторами Росалкогольрегулирования при обследовании складов не принимаются во внимание возможности обеспечения специальных режимов хранения для отдельных видов продукции путем установки холодильных камер. Одновременно обращаем внимание, что согласно части 7 статьи 17 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» «при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требования настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции». Считаем необходимым представить абзац первый, а также подпункты 1-9 пункта 1 Технических условий в следующей редакции: «Хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции, расфасованной в потребительскую упаковку, в зависимости от ее вида при размещении в складских помещениях, если иное не установлено изготовителем продукции, должно осуществляться с соблюдением следующих условий:

при размещении спиртных напитков (за исключением коньяков, бренди и водки) - при температуре от 10°C до 25°C и относительной влажности воздуха не выше 85%;

при размещении коньяков и бренди – при температуре не ниже 5°C и относительной влажности воздуха не выше 85%;

при размещении водки – при температуре от минус 15°C до 30°C и относительной влажности воздуха не выше 85%;

при размещении алкогольной продукции крепостью от 1,5 до 7 процентов – при температуре от 0°C до 25 °C;

при размещении вина, вин ликерных и фруктовых – при температуре от 5°C до 20°C и относительной влажности воздуха не более 85%;

при размещении винных напитков – при температуре от 5°C до 20°C и относительной влажности воздуха не выше 85%;

при размещении игристых вин (шампанских) – при температуре от 5°C до 20°C и относительной влажности не более 85%;

при размещении пива и напитков, изготовленных на основе пива – при температуре и влажности воздуха в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) нормативных (технических) документов на конкретное наименование продукции, установленными изготовителем;

при размещении сидра, пуаре, медовухи – при температуре от 5°C до 20°C».

  • Кроме того, обращаем внимание на избыточность требования, проектируемого подпунктом 10 пункта 1 Технических условий, согласно которому при размещении спиртосодержащей пищевой продукции ее хранение осуществляется «при температуре и влажности воздуха в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) нормативных (технических) документов на конкретное наименование продукции, установленными изготовителем». Как указывалось выше согласно положениям технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Таким образом, считаем целесообразным исключить подпункт 10 из проектируемого пункта 1 Технических условий.
  • Кроме того, считаем необходимым пункт 1 Технических условий дополнить подпунктом, определяющим требования по одновременному хранению нескольких видов алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  • Обращаем также внимание, что согласно Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» пиво и пивные напитки, сидр, пуаре и медовуха относятся к понятию «алкогольная продукция». Согласно проектируемому подпункту 4 пункта 1 Технических условий для алкогольной продукции определяется требование о ее хранении при температуре от 0°C до 25°C. Одновременно, подпунктом 8 пункта 1 Технических условий установлены условия хранения для пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. Считаем целесообразным исключить возможность применения требований подпункта 4 пункта 1 Технических условий к условиям хранения пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представив его в следующей редакции: «при размещении алкогольной продукции крепостью от 1,5 до 7 процентов, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи – при температуре от 0°C до 25 °C».
  • Проектом акта отдельно установлены требования к складским помещениям для хранения пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, и к складским помещениям для хранения иной алкогольной продукции. Вместе с тем, остается неясным, на предмет исполнения каких требований будут проверяться контролирующими органами субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие хранение пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи совместно с другой алкогольной продукцией.
  • Согласно пунктам 3, 4 Технических условий на площади складского помещения не допускается хранение продукции, не являющейся алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией. Исключением являются случаи хранения потребительской упаковки алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции, которая в рекламных и иных художественных целях содержит дополнительные элементы оформления (для организаций, осуществляющих лицензируемую деятельность по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции), а также случаи хранения безалкогольной пищевой продукции, расфасованной в потребительскую упаковку, и дополнительные элементы оформления, являющиеся частью набора с алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией (для организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи). Таким образом, проектом акта предусмотрено допущение совместного хранения алкогольной и безалкогольной продукции, расфасованной в потребительскую упаковку, только для организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. Имея в виду, что пиво и пивные напитки, сидр, пуаре и медовуха являются одним из видов алкогольной продукции, остается неясной причина, по которой аналогичное исключение из запретительной нормы о совместном хранении алкогольной и безалкогольной продукции не предусмотрено для организаций, осуществляющих лицензируемую деятельность по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  • Согласно пункту 8 статьи 17 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» «не допускается хранение пищевой продукции совместно с пищевой продукцией иного вида и непищевой продукцией в случае, если это может привести к загрязнению пищевой продукции». Совместное хранение упакованной алкогольной продукции и упакованных напитков (безалкогольных напитков, в том числе соков), полагаем, не может привести к загрязнению какого-либо вида продукции и, соответственно,  не может быть запрещено. Вместе с тем, производство и оборот подарочных наборов, включающих в одной потребительской упаковке алкогольную и безалкогольную продукции, является одной из форм продвижения товаров на рынке, запрещение которой, полагаем, является необоснованным и избыточным.Таким образом, полагаем необходимым распространить исключение из запретительной нормы о совместном хранении алкогольной и безалкогольной продукции, установленное пунктом 4 Технических условий для организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, на организации, осуществляющие лицензируемую деятельность по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  • По данным участников публичных консультаций – организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту пива и пивной продукции, сидра, пуаре и медовухи, большинство предприятий пивоваренной отрасли являются также производителями кваса (более 50% объема рынка), воды и безалкогольных напитков (около 40% объема рынка). Совместное хранение алкогольной и безалкогольной продукции является неотъемлемой частью деятельности пивоваренной отрасли. Считаем необходимым определить требования по совместному хранению алкогольной и безалкогольной продукции для предприятий пивоваренной отрасли в случае, если организация осуществляет деятельность по производству как пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, так и по производству безалкогольных напитков.
  • Считаем целесообразным в пункте 4 Технических условий определить, что на площади складского помещения организации, осуществляющей деятельность по производству и обороту (за исключением розничной продажи) пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, допускается хранение продукции, расфасованной в транспортную тару (кег-бочки).

Кроме того, Минэкономразвития обратило внимание на недостатки при подготовке сводного отчета к приказу:

  • Разработчиком не предоставлена информация по разделу 7 сводного отчета «Основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов». Между тем, согласно экспертным данным только в пивоваренной отрасли проектируемое регулирование затронет более 800 производителей.
  • Не представлены также данные по разделу 8 «Новые функции, полномочия, обязанности и права федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок их реализации». До вступления в силу проекта акта контрольные мероприятия, осуществляемые уполномоченными органами исполнительной власти, касались только организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащей лицензированию. С вступлением в силу проекта акта в отношении организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (с 1 января 2016 года), контролирующие органы будут проводить мероприятия и в отношении указанных организаций.
  • 9.3. Согласно данным раздела 9 «Оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» расходов и доходов в связи с проектируемым регулированием не предполагается. Вместе с тем, остается неясным, достаточно ли действующей штатной численности Росалкогольрегулирования при существенном увеличении числа контрольных мероприятий за счет необходимости проверок организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
  • Разделы 10 «Новые обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности  либо изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения» и 11 «Оценка расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо изменением содержания таких обязанностей и ограничений» также не содержит данных. Вместе с тем, учитывая установление требований к складским помещениям для организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, которых до настоящего времени не было, субъекты предпринимательской деятельности понесут существенные затраты. Так, по оценке экспертов, на переоборудование одного склада с целью приведения его в соответствие требованиям проекта акта субъектам предпринимательской деятельности потребуется порядка 10 млн. рублей.

Исходя из оценки регулирующего воздействия приказа, Минэкономразвития сделало вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для бизнеса, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов предпринимателей и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

0 2607
Поделиться
Комментарии 0
13 ноября 2018
Brau Beviale 2018

С 13 по 15 ноября в Нюрнберге (Германия) пройдет 55-я Европейская специализированная выставка технологий производства и упаковки готовых напитков.

16 ноября 2018
Фестиваль безалкогольного пива S0BER FEST (Москва)

16 ноября в Москве, в рестобаре «Борода» (Покровка, 16) пройдёт первый в России фестиваль безалкогольного пива S0oBER FEST.

17 ноября 2018
Winter Craft Beer Fest (Киев)

17 ноября в Киеве, на территории ВДНХ (павильон № 3, пр. Академика Глушкова, 1), пройдёт Winter Craft Beer Fest — фестиваль, посвящённый зимним сортам пива.

Лучшее
1 39021
Пивные бокалы: руководство начинающего биргика