Пиво

← Обратно к новостям

Владимир Долгов: «Стекло — единственный материал, который может быть полностью переработан самими же предприятиями по выпуску стекла»

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Владимир Долгов: «Стекло — единственный материал, который может быть полностью переработан самими же предприятиями по выпуску стекла»

Вопросы потенциала использования стеклобоя, выгоды для конечного потребителя, сбора и переработки стекла портал Profibeer обсудил с Владимиром Долговым, вице-президентом по продажам «Русджам Стеклотара Холдинг».

— Производители стеклотары заинтересованы в получении стеклобоя по ряду причин: он способствует удешевлению себестоимости производства, уменьшению энергопотребления и крайне полезен для технологического процесса в самой стеклотарной печи. К тому же стеклобой значительно улучшает экологические показатели производства и снижает объем утилизируемых отходов жизнедеятельности человека. Современные стеклотарные предприятия могут перерабатывать до 60-70% стеклобоя. В Европе на некоторых предприятиях стеклотарной отрасли этот показатель доходит до 90%, в России же в зависимости от местонахождения стеклотарного завода и наличия предприятий по сбору и сортировке мусора (в больших городах это проще, чем на периферии) процент использования стеклобоя в производстве составляет 5-15% (крайне редко, в единичных случаях — 20-25%). И это при том, что предприятия стеклотарной промышленности в России в целом ничем не уступают европейским и мировым производителям — ни в оснащении, ни в сложности производимой продукции, ни в ее качестве. Однако фактическое отсутствие в России эффективной системы сбора, сортировки и утилизации отходов не позволяет использовать стеклобой в производстве изделий из стекла, что, безусловно, отражается как на конкурентоспособности всей российской отрасли, так и на экологической составляющей.

— К сожалению, отсутствие культуры населения в отношении бережного отношения к недрам, а точнее недостаток информационной активности государства на уровне школьного воспитания, социальной рекламы, просветительских мероприятий как на уровне страны, так и на уровне муниципалитетов, является одной из основных причин нерационального использования стеклобоя, коим является его захоронение на полигонах. Во всем мире главным источником по правильному сбору и сортировки отходов является человек, который должен быть заинтересован, а для этого — правильно информирован о необходимости сортировать отходы своей жизнедеятельности. Государство же должно помочь своим гражданам в этом. В первую очередь, законодательно приняв необходимые инициативы, а далее — информационно, на всех образовательных и социальных уровнях.

— На начальном этапе государство также могло бы выступить инвестором для создания предприятий по сбору и сортировке отходов, постоянно улучшая учреждения по вывозу мусора, оснащая жилые зоны необходимыми контейнерами и автоматами, модернизируя сортировочные мощности на заводах по переработке отходов и т. д. В дальнейшем бизнес сам придет в эту сферу, и государство сможет окупить свои инвестиции. Но даже если этого и не произойдет, то именно государство должно проявить инициативу, которая заведомо точно улучшит экологическую ситуацию, приведет через некоторое время к улучшению качества жизни населения и поможет целой отрасли. Самое интересное заключается в том, что стекло является единственным материалом, который может быть полностью переработан самими же предприятиями по выпуску стекла, так что спрос на стеклобой гарантирован теми же предприятиями, которые и производят стеклотару. Вопрос цены регулируется рынком, и никто из производителей стеклотары не откажется купить стеклобой, если цена на него будет меньше, чем стоимость такого же количества шихты.

— При 40-45% шихты в себестоимости, экономия в цене вторичного сырья по отношению к получаемым первичным сырьевым материалам в 10-15% принесет 5% экономии в себестоимости продукта. При кумулятивном эффекте использования меньшего количества энергоресурсов и т. п. эти 5% экономии могут увеличиться. Однозначно цена вторичного сырья на рынке должна быть меньше, чем стоимость добычи, переработки (и/или производства) сырья.

— Перспективы развития сбора вторичной тары, или оборотной бутылки, не столь однозначны. И в России, и в мире сейчас активно используется облегченная стеклотара, которая дешевле, обладает теми же качественными характеристиками, но не является оборотной. Производителю напитков или продуктов питания это более выгодно, чем заниматься сбором вторичной стеклотары и использовать ее в производстве после мойки химическими материалами. К тому же любая оборотная тара имеет ограниченный цикл оборотов, обусловленный как химическим (при мойке), так и механическим внешним (удары, соприкасания, микротрещины и т. п.) воздействием. Отследить количество этих оборотов и как следствие — завершенность цикла, после которого бутылку нужно утилизировать, крайне сложно, если вообще возможно. В то же время бесконтрольность в этом процессе может привести к производственным инцидентам (взрывам и травмам на линиях по розливу напитков и продуктов питания) и вреду для покупателей в процессе продажи и использования продукта в такой таре. Таким образом, более низкая цена и сложности при вторичном использовании очень часто приводят крупнейших мировых производителей к использованию одноразовой облегченной тары. В России такую стеклотару первой начала выпускать компания «Русджам» в 2003 году, а сейчас облегченная бутылка выпускается подавляющим числом современных стекольных заводов и активно используется производителями различных напитков. Но для такой стеклотары вторичный сбор нужен только в качестве стеклобоя, что в принципе образует логичную цепь «производство стеклотары — сбор стеклобоя — поставка стеклобоя на стеклотарные заводы — производство стеклотары».

— В вопросе цены за использованную бутылку и законодательных инициатив об обязательности сбора использованных бутылок необходим сбалансированный подход, сочетающий интерес и вовлеченность государства с рыночными реалиями. Если подобный закон или налог будет принят, как говорится, «из-под палки», то и работать он будет соответственно. Но если государство совместно с бизнесом приложат усилия к тому, чтобы донести до общества, как много невосполнимых природных ресурсов можно сберечь, всего лишь правильно сортируя такую простую вещь, как мусор, то правильный результат придет очень скоро. В качестве примера можно привести страны Восточной Европы, у которых путь к раздельному сбору отходов занял 3-5 лет. И это в девяностые годы, когда информационные ресурсы в мире не были так развиты, как сейчас. Но уже то, что государство начало задумываться над этой проблемой и сейчас ведется работа в данном направлении, безусловно, радует.

0 2571
Поделиться
Лица
Долгов Владимир Владимирович

Вице-президент по продажам стеклотарной группы «Русджам Стеклотара Холдинг».

Комментарии 0
16 ноября 2018
Фестиваль безалкогольного пива S0BER FEST (Москва)

16 ноября в Москве, в рестобаре «Борода» (Покровка, 16) пройдёт первый в России фестиваль безалкогольного пива S0oBER FEST.

17 ноября 2018
Winter Craft Beer Fest (Киев)

17 ноября в Киеве, на территории ВДНХ (павильон № 3, пр. Академика Глушкова, 1), пройдёт Winter Craft Beer Fest — фестиваль, посвящённый зимним сортам пива.

19 ноября 2018
Форум «Антиконтрафакт-2018» (Москва)

19-21 ноября в Москве состоится Шестой международный форум «Антиконтрафакт-2018», посвящённый проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе защиты прав интеллектуальной собственности.

Лучшее
1 8771
Инфографика: визуализируем дегустацию пива – аромат, солод и хмель