Пиво

← Обратно к новостям
27 апреля 2017, 13:36

Иван Белецкий: Зачем нужны пивные сомелье?

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Иван Белецкий: Зачем нужны пивные сомелье?

На днях одно издание опубликовало забавные советы о выборе пива, над заметкой вдоволь посмеялась пивная общественность, найдя там вопиющие ошибки. Эти советы давались представителями этой самой пивной общественности. Более того: людьми, претендующими на формирование вкусов. Так называемыми пивными сомелье.

Забавно, конечно, что само словосочетание «пивной сомелье» было популяризовано не крафтовой, а вполне себе огромной компанией еще несколько лет назад, когда эти модные мальчики не умели правильно разъяснять разницу между гёзом и гозе, да и слов таких, скорее всего, не знали. Ну да суть не в этом.

Итак. Пивные сомелье: в чем их польза и вред для российского пивного движения?

С пользой вроде понятно: люди, которые себя так называют, могут на самом деле быть некими селекционерами пива для заведений. Работа по составлению пивной карты скорее техническая: отбор наиболее хорошо продающихся позиций; и менеджеры (или владельцы) баров и ресторанов всю жизнь справлялись с ней без привлечения красивых слов. В этом плане такой человек теоретически может вообще не претендовать на экспертность и не быть искушенным потребителем.

На этом как бы всё.

А вот о вреде таких профессий придется написать подробнее.

1) Пивные сомелье своей работой провозглашают идею существования некоего хорошего вкуса, которого они и помогают достичь потребителям, тем самым поднимая его уровень культуры.

Что такое идея хорошего вкуса применительно к пищевой культуре? Это представление, что какие-то блюда или напитки объективнее вкуснее других. Есть люди с хорошим, «сформированным» вкусом, есть люди со вкусом плохим. Первые — лучше, чем вторые и могут их поучать.

Кажется, система довольно стройная, не так ли? Нет, не так. Беда в том, что нет никакого объективно хорошего вкуса. Вкус — это сочетание личных пристрастий, социальной нормы и — в очень малой степени — генетики. Только в последнем случае можно говорить о каких-то объективных закономерностях. Да и то весьма условно. Например, есть гены, обладатели которых воспринимают запах кинзы как неприятный, ассоциируя его со всякими неаппетитными вещами. Но даже тут главную роль играет социальное, так как понятия о приятном и неприятном — не врожденные, а приобретенные.

В крафтовой (да и вообще пивной) сфере по большей части идет речь о вкусе как о соответствии социальной норме. Есть определенный канон вкусов, в который должны (плюс-минус) попадать вкусы члена этого сообщества. Есть канон стилей пива, есть канон марок, есть канон пивных авторитетов. Чем они обусловлены? Историческими случайностями, например. Не попади в руки пивоваров Anchor хмель Cascade, мы бы не имели канона американского крафта в его нынешнем виде, например.

С другой стороны, конечно, «обучение вкусу» может существовать в рамках обучения ассоциированию, называнию вкусов (чему тоже учат сомелье). Это тоже нужно чаще для статусности, чем для чего-то иного, но здесь есть хотя бы какая-то объективность: да, вайцены пахнут бананами, так как в них те же самые эфиры, что и в бананах. В этом смысле есть люди, более нахватанные и менее нахватанные. Что никак не значит, что вкус человека, который не может адекватно описать свои впечатления, будет хуже, чем вкус съевшего на этом собаку.

2) Стало быть, культура сомелье — это культура неоправданного снобизма и элитизма. Да, снобизм характерен для практически любой субкультуры. И пивная, особенно крафтовая — несмотря на всю ее показную демократичность — не исключение, она изначально строится на разделении на «нас, клёвых чуваков, которые шарят» и «быдло с жигулёвским». Однако культура растет количественно, и элитизм оказывается не таким уж и элитным. Любой хипстер в баре рассуждает о гёзах и гозе не хуже, чем люди, которые его продают. На этом уровне пивная культура — не вещь, требующая какой-то особой экспертности. Это довольно простое хобби, которое претендует на статус дела очень сложного и статусного. И такое неоправданное усложнение — тоже следствие дурной работы пивного экспертного сообщества. «Пиво как новое вино» и вот это всё.

3) Несмотря на элитизм, работа пивным сомелье вообще может отрицать личные вкусы: ты не поставишь на кран свое любимое пиво, которое не будет продаваться. Ты будешь действовать в рамках некой усредненной модели посетителя заведения, подгоняя и себя, и других под стандарты.

4) Пивные сомелье в России — по сути, самозванцы. Это, с одной стороны, отлично: для крафтовой идеи (которая всегда была инициативой снизу) официальные статусы должны быть как кость в горле, а самозванство — единственная уместная роль; все отцы-основатели пивного евангелизма были такими. С другой стороны, никакой самозванец не может претендовать на авторитет вне своей субкультуры. А именно этим и занимаются пивные сомелье, выходя на потребителей пива, которые могут быть крайне далеки от пивной тусовки.

5) Пивные сомелье претендуют на экспертность, а в реальности над ними потешаются в интернетиках за невероятно низкий уровень вовлеченности в тему, ограниченный «Википедией» и какими-то дикими искаженными слухами вроде «траппистов запрещено экспортировать». Однако посмешищем они становятся в рамках субкультуры, а люди извне будут принимать всю эту чушь за чистую монету. Это, возможно, хорошо для продаж (в том же смысле, в котором хороши для продаж мифы про «живое нефильтрованное»), но плохо для всей нашей субкультуры, которая (как уже все забыли) изначально строилась на борьбе с мифами и некой наивной внутренней честности.

2 5083
Поделиться
Лица
Белецкий Иван Васильевич

Пивной журналист.

Комментарии 2
Сергей
25 июля 2018, 20:57

у меня есть живое, нефильтрованное

Сергей
25 июля 2018, 21:10

я его сам придумал...вчера и сварил. Оно пахнет неимоверно и я понимаю, что это только корявый макет того БУКЕТА, который появится когда пиво полностью созреет. но... я понимаю что из этого корявого макета получится то что нужно!
P.S. автор не прав.

25 мая 2019
Minsk Home Brewers' Festival

25 мая в Минске пройдёт уже девятый по счёту фестиваль домашних пивоваров. Местом проведения выбран фудкорт под открытым небом «Песочница».

31 мая 2019
VII Фестиваль крафтового пива SibCraftFest (Новосибирск)

VII Сибирский фестиваль крафтового пива SibCraftFest пройдет 31 мая и 1 июня 2019 года по адресу: г. Новосибирск, ул. Николаева, 12/2.

31 мая 2019
Выставка Simple Expo (Москва)

31 мая и 1 июня в Москве, в Конгресс-парке «Radisson Украина», пройдёт винная выставка Simple Expo, приуроченная к 25-летию компании Simple.

Лучшее
0 13603
С дымком: копченые солода в домашнем пивоварении