Пиво

← Обратно к новостям
18 октября 2016, 10:54

А что если № 2… Как может государство способствовать развитию пивоваренного бизнеса

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
А что если № 2… Как может государство способствовать развитию пивоваренного бизнеса

Я тоже не могу обойти стороной эту громкую тему акцизов. В предыдущий раз мы посчитали математически перлы алкогольной экономики, но наши законотворцы никак не дают расслабиться пытливому уму.

Признаюсь честно, сегодняшние идеи не все мои – многое подслушано, подсмотрено и уже потом мной модернизировано.

На злобу дня

Потрясающая по своей абсурдности инициатива вырвалась из недр Министерства финансов – уравнять акцизы на безалкогольное и слабоалкогольное пиво. И ладно бы, если это было уравнивание в сторону минимизации. А тут, получается, в погоне за набиванием закромов родины скоро и с воды будут акциз брать. Безалкогольное пиво только звучит как-то «алкогольно», но в основе своей имеет меньше алкоголя, чем во многих напитках, которые мы даже детям даем без ограничений.

Итак, давайте разберемся с некоторыми примерами. Начнем с ГОСТ 31711-2012 Пиво. Там черным по белому описаны условия, когда пиво считается безалкогольным: при объемной доле спирта не более 0,5%. Вполне можно возмутиться и признать алкогольным напитком (да еще и подакцизным) тот, где наличествует спирт. Но не так все просто. Мне подсказали посмотреть более внимательно на некоторые безалкогольные напитки массового потребления.

Начнем с кваса. Во-первых, он тоже производится пивоваренными предприятиями. Если быть честными до конца, то огромная часть воды, лимонадов и даже некоторые соки тоже производятся пивоваренными предприятиями. Так что, забегая вперед, сразу хочу заметить, что облагать акцизом любую продукцию, произведенную на пивоваренном предприятии – вообще не вариант. Да и если покопаться в истории, то легко обнаружить, что отрасль эта называлась пивобезалкогольной.

Итак, к квасу. Это ГОСТ 31494-2012, в нем прописана объемная доля спирта не более 1,2% с погрешностью в процессе хранения до плюс 0,2%. Таким образом получается, что квас почти в 3 раза крепче безалкогольного пива.

Но это еще не все безалкогольные напитки с содержанием спирта. В своем скромном исследовании мне легко удалось найти спирт в других повседневных напитках. Например, в кефире. Да, в ГОСТе на этот продукт не указаны нормы содержания спирта, но вот такая занимательная таблица доступна в Большой медицинской энциклопедии (3-е издание) под ред. академика Б. В. Петровского, где указано что содержание спирта в кефире составляет 0,6 % (см. таблицу)

Есть и другие авторитетные источники более позднего издания, чем энциклопедия. Например, Министерство пищевой промышленности, 1987 г. По данным Ф. Г. Углова со ссылкой на заместителя министра пищевой промышленности, полученным в 1987 г., стандартное содержание алкоголя в кефире таково: в однодневном — 0,12%, в двухдневном — 0,6%, в трехдневном — 0,88%. А по сведениям «Энциклопедии питания матери и ребенка раннего возраста» В. А. Доценко и др. СПб.2003 г., содержание спирта в кефире должно составлять до 0,6%.

Думаю, если развивать тему, можно найти много интересного.

О развитии

Но в этой статье, мне больше хотелось поразмышлять на тему действительной помощи российскому бизнесу, пока этот бизнес не похоронили под валом абсурдных инициатив.

Огромная доля в формировании стоимости продукта приходится на акциз. Как же поступить с заманчивым для государства источником пополнения бюджета, но не похоронить под его гнетом легальный бизнес. Уже ведь есть неудачный опыт с крепким алкоголем, который на 60% ушел в теневой оборот.

Уже ни для кого не секрет, что рост акциза совсем не пропорционален росту поступления в бюджет акцизных сборов. Первая причина тому – сокращение выпуска подакцизных товаров из-за снижения спроса. А спрос снижается по причине неадекватной цены относительно необходимых потребностей. Вторая причина, собственно, с которой и надо бороться, это уход производителя в теневой сектор экономики, то есть сокрытие части или всего произведенного объема, чтобы не уплачивать акциз, и тем самым сохранить конкурентную цену на свою продукцию и еще самом остаться в прибыли.

Любой экономист, которой хоть по диагонали читал «Капитал» К. Маркса, знает, что есть психологические пределы налоговых «поборов», которые может себе позволить бизнес. И если доля, забираемая государством, превышает 30%, то бизнес так или иначе переместится в тень.

Итак, к формированию акцизов и цены товара. Экономическая сущность акцизов состоит в фискальной политике государства. Это связано с тем, что через установление акцизных сборов на товары с высокой рентабельностью государство получает в бюджет часть сверхприбыли от реализации таких товаров, а также косвенно влияет на формирование потребительских цен. В современных налоговых системах среди косвенных налогов акцизы занимают вторую позицию после НДС как по значению, так и по величине поступлений в государственный бюджет. Но акцизный платёж оплачивает конечный покупатель в отличие от НДС, который взымается при каждом обороте и распространяется на промежуточных потребителей продукции.

Логично предположить, по какому принципу должна формироваться ставка акциза на алкогольную продукцию. Если учесть, что этот налог влияет на формирование цены, а, следовательно, и на спрос, то логично было бы отдавать предпочтение слабоалкогольным напиткам. То есть чем меньше содержание алкоголя в жидкости, тем дешевле она должна быть. А при необходимости регулирования потребительского спроса, то и пропорционально уменьшать цену литра безводного спирта в жидкости, на которую следует увеличить спрос. И наоборот: увеличить цену на литр безводного спирта – если надо сократить спрос. Жаль только, что последние инициативы резко противоречат этой логике.

А почему же вообще сейчас появилась идея ввести акциз на безалкогольное пиво? Ведь не было раньше. Все просто. В Налоговом кодексе Российской Федерации есть налоговые ставки на пиво в трех вариантах:

  • Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента – 37 рублей (на 2017 – 39 рублей) за 1 литр;
  • Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива – 20 рублей (на 2017 – 21 рублей) за 1 литр;
  • Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно – 0 рублей (на 2017 – 0 рублей) за 1 литр.

Таким образом, акциз на безалкогольное пиво БЫЛ, но всего ноль рублей. А вот изменить его ставку заметно проще, чем внести дополнительную строку в налоговый кодекс. Вот откуда растут ноги.

Теперь хочу порассуждать, как же можно изменить акцизную политику (пока относительно пива), чтобы средний, малый и совсем новорожденный бизнес не были в тени.

Для этого при малых, а точнее стартовых, оборотах налоговый гнет должен быть слабый. Уточню: налог должен быть в принципе – таким образом участники рынка привыкают его учитывать и платить. Но пока бизнес не развился или просто остается маленьким, то и нагрузка должна быть адекватной.

В моих целях по оптимизации акцизной политике надо было учесть антимонопольную политику и не делить бизнес на «плохих и хороших» и т.п. Вот какие идеи родились в итоге. Примечание: цифры мной взяты очень приблизительно, только для понимания самого принципа.

Дифференцировать ставку акциза по объему, но не в совокупности, а линейно. Для всех без исключения пивоваренных предприятий:

  • первые 100 000 дал (в год) имеют акциз 10 рублей;
  • со 100 001 по 300 000 дал – 15 рублей;
  • свыше 300 000 дал – 20 рублей.

По данным исследовательских компаний, по состоянию на август 2015 года в России было зарегистрировано 459 производителей пива, имеющие в качестве основного кода ОКВЭД код 15.96 – «производство пива, в том числе безалкогольного пива», 1074 пивоварни мощностью до 300 тыс. дал в год.

Исходя из этих данных можно посчитать экономику. Приведу очень грубый расчет «на коленке». Объем пивоваренного рынка за 2016 год примерно 0,65 млрд дал. Поступление акцизов соответственно 130 млрд руб. (пока не учитываю доли крепкого и безалкогольного пива). Количество заводов, тоже округляя, 1500 шт.

По 10 руб. акциз оплатят 1500 заводов (усредненно, всего пивоваренных заводов в России) – это 15 млрд руб (Это всего 0,15 млрд дал).

По 15 руб. акциз заплатит 1000 заводов (тут очень волюнтаристски, т. к. не располагаю достоверными данными) – это 30 млрд руб (Это еще 0,2 млрд дал).

Оставшиеся 0,3 млрд дал должны стоить 20 руб. А это уже 60 млрд руб.

Да, общая сумма при равных объемах и участниках рынка получается уже не 130 млрд руб, а 105 млрд. Но мы создаем условия для развития малого бизнеса, даем возможность кому-то родиться, а кому-то выйти из тени. Сейчас активно растет крафтовое производство. Можно смело учесть их в легальных плательщиках акциза. Тогда смело прибавляйте к уже существующим 1500 заводам еще сотню-другую. А это приблизительно еще несколько миллиардов в бюджет. А сколькие дорастут до годового объема в 300 тыс. дал. Появится конкуренция на рынке. И цена бутылки пива крупной международной компании и регионального производителя станет практически равной.

Тут и косвенно учтена защита «на дурака», когда можно предположить дробление более крупных заводов на мелкие. Что ж, это сомнительная выгода. Во-первых, каждый завод должен быть оснащен оборудованием, которое явно не из дешевых. Во-вторых, на этих заводах должны работать люди, а это уже дополнительные затраты для владельца бизнеса, но прибыл для государства в виде новых рабочих мест и налогов. И еще в этой схеме малый бизнес будет чувствовать поддержку, а крупный не сможет сказать, что условия не равны. Ведь каждый производит продукцию с акцизом в 10 рублей, многие с акцизом 15 рублей и только достигшие большого успеха платят акциз 20 рублей с литра пива.

И в заключение хочу напомнить одну непреложную мудрость: иногда нужно пожертвовать малым, чтобы выиграть битву. А в нашем случае это битва за отечественный, конкурентоспособный и легальный пивобезалкогольный рынок.

0 1286
Поделиться
Лица
Аверина Алиса

Наш человек по ту сторону регулирования. Колумнист Profibeer.

Комментарии 0
12 января 2019
Jolly Goblin Fest-2019 (Обнинск)

12 января в Обнинске пройдёт четвёртый фестиваль Jolly Goblin Fest, приуроченный к семилетию паба «Весёлый гоблин».

16 февраля 2019
IV Фестиваль домашнего пивоварения (Екатеринбург)

Четвёртый фестиваль домашнего пивоварения пройдёт в Екатеринбурге 16 февраля 2019 года.

16 февраля 2019
Конференция «CRAFT. Сделать модный бизнес прибыльным» (Малоярославец)

16 февраля 2019 года в Малоярославце (Калужская область) пройдёт конференция «CRAFT. Сделать модный бизнес прибыльным», организованная пивоварней GRENADER.

Лучшее
4 22583
Павел Егоров: Пять самых-самых сортов советского пива