Пиво

← Обратно к новостям

Поперек батьки в бутылку

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Поперек батьки в бутылку

В России 95% подростков от 12 до 16 лет употребляли алкоголь – показал опрос портала Profibeer среди школьников. А официальная статистика утверждает: две трети подростков употребляют алкоголь систематически. Почему дети так рано знакомятся с алкоголем, и можно ли с этим что-нибудь сделать?

Проект Дарьи Рыжковой и Анастасии Стоволосовой

Поколение NEXT

Официальная статистика утверждает: из 3 подростков в возрасте от 12 до 16 лет, двое систематически употребляют алкогольные напитки. 39% подростков в 8-11-х классах употребляют алкоголь еженедельно. Алкоголизмом в России страдают около 60 тысяч детей.

Мы провели собственное исследование: опросили 200 подростков в возрасте от 12 до 16 лет. Опрос дополнил официальную статистику: 46% подростков употребляют алкоголь раз в несколько месяцев, 25% раз в месяц, 20% пьют каждую неделю, а 9% – каждый день. Более половины опрошенных впервые попробовали алкоголь в кругу семьи.

Пристрастившийся к алкоголю подросток во взрослой жизни столкнется с ворохом проблем:

  • половая дисфункция и бесплодие;
  • сбои в работе желудочно-кишечного тракта;
  • повреждение печени;
  • умственная деградация;
  • изменение состава крови, анемия и т.д.

Ничего хорошего не ждет и общество, которое сталкивается с проблемой детского алкоголизма: повышение смертности, развитие криминала, появление поколения с угасшими трудовыми навыками, честолюбием, нравственностью и т. д.

 

Вечно молодой, вечно пьяный

Что же привлекает подростков в алкоголе? В принципе, то же, что и взрослых.

Наш опрос показал, что 71% подростков в алкоголе нравится вкус и чувство опьянения, 18% нравится улучшение социальных связей, 9% – запретность. Они считают, что на них влияют менталитет страны и «культ» алкоголизма.

Однако личные разговоры с ребятами помогли выявить другую причину. Все подростки во время откровенной беседы признавались, что пытаются решить алкоголем семейные и личные проблемы, справиться с давлением в школе и дома.

Мы поговорили и с родителями опрошенных детей. Интересно, что мамы и папы пьющих детей считают основной проблемой подросткового алкоголизма  стадный инстинкт, а родители не пьющих – семейные проблемы.

Психологи скорее соглашаются со вторым мнением:

– Неправильное воспитание в семье – это очередная причина детского алкоголизма, – рассказывает психолог Елена Прокофьева. – Проблему вызывают две крайности: безнадзорность и гиперопека. Если со стороны родителей отсутствует какое-либо внимание и контроль, ребенок предоставлен сам себе, попадает в хулиганистую среду и спивается из-за многочисленных проблем, которые его, брошенного, окружают с раннего детства. Гиперопека сердобольных родителей, которые удовлетворяют все прихоти своего любимого чада и потакают ему, не дают несовершеннолетнему, выращенному в тепличных условиях, самостоятельно справляться со стрессами и невзгодами.

Теоретически, решить проблему детского алкоголизма должен был бы запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним, но он не работает. Подростки рассказывают, что достать алкоголь – не проблема, даже если его не пробьют на кассе, всегда можно попросить о помощи ребят постарше.

– Ошибка общества в том, что каждый считает себя защищенным от глобальных проблем, – считает Елена Прокофьева. – Продавая спиртное подростку, кассир не задумывается о том, какие последствия это повлечет за собой. Не только для подростка, но и для общества в целом.

 

Не дать залезть в бутылку

Масштабы и причины подросткового алкоголизма ясны, но как с ним бороться в семье и обществе?

В семье:

1) Подавать правильный пример отношения к алкоголю.

– Предотвратить употребление ребенком алкоголя практически невозможно, потому что так он примерно с 15 лет вступает во взрослую жизнь – хотят этого родители, педагоги, взрослые или не хотят. И здесь важно направить подростка, дать ему основы правильной алкогольной культуры, как это делают со школы во Франции, Испании, рассказывая и объясняя основы винной культуры потребления, – рассказывает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. – Но между подростковым алкоголизмом и употреблением есть разница, и здесь важен пример родителей, семьи, окружения.  Во Франции, Испании  и Германии тоже  употребляют алкогольную продукцию  практически все: и взрослые, и подростки с 15-16 лет, 80% населения. Но разница в продукте. Во-первых, в европейских странах продвигается винная культуризация. Во-вторых, там очень дешёвый легальный алкоголь, примерно в 10 раз относительно  дешевле, чем у нас,  что спасает западное население от употребления суррогатного алкголя. Еще немаловажную роль играет менталитет. В Европе принято пить в барах и ресторанах, в то время как у нас люди покупают алкоголь в магазинах и распивают на улице.

2) Больше внимания детям.

– Чтобы ребенок отвлекся от зависимости, в первую очередь требуется внимание родителей к этому ребенку, – советует Елена Прокофьева, – Нельзя оставлять его один на один с проблемами. Необходимо общаться с ним, выяснить, что толкает его на употребление алкоголя и заменить это какими-то интересными ему вещами.

3) Занять свободное время ребенка.

Чем больше времени подростка занято интересными ему вещами, тем меньше вероятность того, что он пристрастится к алкоголю. Спорт, искусство, книги, любое хобби. Но это должно быть именно то, что нравится ребенку.

– Важно, не высмеивать ребенка за его интересы. Он может собирать хоть фантики от конфет и получать от этого удовольствие. Взрослые не всегда воспринимают подобные интересы ребенка всерьез и допускают большую ошибку, – говорит Елена Прокофьева.

4) Создать систему позитивных стимулов.

Нужно создать систему стимулов, которая бы задавала ребенку позитивные цели и позволяла мерить его успешность и авторитет достижениями, а не количеством выпитого. Систему стимулов можно создать в отдельной семье.

– Мы создали в семье общие увлечения, где участвует и мама, и папа, и ребенок. Например, совместные посещения галерей, кино, выставок на интересную ребенку тему. Вовлекли ребенка в устои и традиции семьи, – говорит Оксана Александровна, мать непьющего ребенка.

Можно договариваться и с другими родителями, вводить систему стимулов на уровне классов: проводить различные творческие и научные конкурсы между классами и отдельными учениками, сделать стенд, на котором визуализировались бы успехи ребят, отмечались «смайлами» или баллами их хорошие дела.

В обществе:

1) Пропаганда здорового образа жизни.

– Большую роль играет социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни, приобщение подростков к спорту и различным секциям, – считает нарколог Рустэм Валиуллин.

Отдел общественных связей «Дома молодёжи» Воронежской области считает, что пропаганда здорового образа жизни в России эффективнее всего в положительной социальной рекламе общественных движений. Тогда как негативные рекламные ролики в СМИ не воспринимаются населением. Работники отдела уверены, что целесообразнее было бы запускать положительную рекламу здорового образа жизни в кинотеатрах и социальных сетях.

– Касаемо популяризации ЗОЖ, я этот тренд отмечал еще в нулевых и могу сказать, что он только набирает обороты, – рассказывает член Гильдии маркетологов, директор медийного агентства AMG Сергей Балакирев. – Давайте снимем розовые очки и признаем что текущий уровень популярности достигнут не только за счет усилий государства, в чьем ведении находятся инструменты пропаганды. Это так же серьезная заслуга индустрии спорта, коммерческой её составляющей. Формированием этой реальности усиленно заняты представители бизнеса, работающие в сегменте ЗОЖ и да, сейчас это вполне совпадает с государственными установками. Достаточны ли объемы пропаганды? Надо разделять качество и количество. Медиавес коммуникаций посвященных ЗОЖ, на мой взгляд, очень весомый, а вот над качеством и степенью интеграции в современное медиапространство как обычно надо работать. У бизнеса это, очевидно, получается намного оперативнее и лучше. При этом конечно нельзя не отметить, что государственная политика в этой области постоянно дает очень хорошие поводы для генерации контента, тут многие аспекты продуманы. Это и наличие трендсеттеров, во главе с президентом страны, обладателем высших данов по ряду единоборств, это и события международного масштаба вовлекающие в движение всю страну, такие как Олимпиада 2014, ЦМФ 2018, а так же целый ряд событий Кубков, Лиг, Чемпионатов, это и яркие победы представителей нашей страны, это и получение нашего гражданства иностранными чемпионами, Монсон, Джонс, Ан, Кавагути, Уайлд и другие. Для оценки эффективности рекламы ЗОЖ можно применить множество метрик от контент анализа публикаций населения в соц. сетях, до динамики потребления определенных товаров и количества людей, регулярно занимающихся спортом. Согласно данным приведенным на портале adindex.ru в «Обзоре российского рынка спортивных товаров» рынок спортивных товаров в России последнее десятилетие рос достаточно стабильно – в среднем на 15-17% в год. К началу 2015 года по отношению к 2011 году рынок спортивных товаров вырос более чем на 60%. По данным TNS Россия за последние пять лет число занимающихся спортом взрослых россиян выросло с 27% до 32%.

2) Создание программ профилактики на уровне государства и общественных организаций.

Возможные программы профилактики могут начинаться с анкетирования подростков, которое поможет выявить основные направления дальнейшей работы. Затем – тренинговые занятия, где участники получают возможность глубже осознать свои личностные качества и найти способ их выразить; помощь несовершеннолетним, испытывающим трудности социальной адаптации, развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению; организация условий для их успешной адаптации в детском коллективе.

3) Создание организаций по борьбе с детским алкоголизмом.

Первый заместитель комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов убежден, что в первую очередь функцию контроля должны взять на себя общественные организации, которые работают с молодежью, возможно – молодежные «крылья» политических партий, общественники, которые занимаются борьбой с алкоголизмом среди молодежи, им на помощь могли бы прийти гражданские инициативы.

По России создаются педколлективы, основная задача которых – работа с ребенком, который замечен в тяге к спиртному.

С детским алкоголизмом борются и в общественной организации «Солнечный круг», в частности, в Москве она выявила более двухсот торговых точек, где систематически  продавали алкоголь несовершеннолетним. Организация собиралась передавать пленки с записями неправомерных закупок в руки правоохранительных органов.

4) Усиление ответственности несовершеннолетних.

Сейчас обсуждаются несколько законодательных инициатив по борьбе с детским алкоголизмом. Одна из них уже находится в Госдуме: башкирский парламент предложил лечить детей от алкоголизма только с согласия родителей, сейчас для этого требуется также и согласие ребенка.

Еще одно предложение: Министерство промышленности и торговли предлагает штрафовать детей 16-17 лет за покупку алкогольной продукции. Также есть предложения заменить штраф общественными работами.

Это не только усилит ответственность подростков за употребление алкоголя, но и нанесет удар по практике, когда полиция или конкуренты засылают в магазин купить алкоголь 17-летних подростков, выглядящих старше своего возраста.

 

Ответственность каждого

Мы, пивоваренное сообщество, тоже можем принять участие в борьбе с детским алкоголизмом. Акция «18+ Правила общие — ответственность каждого» была проведена впервые в рамках Всемирного дня ответственного потребления пива 18 сентября 2015 года по инициативе членов Союза российских пивоваров: «Балтики», «САН ИнБев», «Хейнекен», «Эфеса».

Ее цель — объединить пивоваров, представителей торговли и покупателей, чтобы сделать невозможной продажу алкоголя несовершеннолетним. Были разработаны шесть простых правил для каждой из трех сторон. В 2015 году в рамках акции Союз российских пивоваров, Союз потребителей РФ, Объединение участников пиво-безалкогольного рынка и X5 Retail Group подписали Меморандум о намерениях развивать партнерство и предпринимать меры по предупреждению продаж пива несовершеннолетним. В 2016 году на сочинском форуме еще 12 участников рынка сообщили о своем желании присоединиться к Меморандуму. Подробнее об инициативе можно прочесть на сайте www.beerunion.ru.

0 1171
Поделиться
Комментарии 0
16 ноября 2018
Фестиваль безалкогольного пива S0BER FEST (Москва)

16 ноября в Москве, в рестобаре «Борода» (Покровка, 16) пройдёт первый в России фестиваль безалкогольного пива S0oBER FEST.

17 ноября 2018
Winter Craft Beer Fest (Киев)

17 ноября в Киеве, на территории ВДНХ (павильон № 3, пр. Академика Глушкова, 1), пройдёт Winter Craft Beer Fest — фестиваль, посвящённый зимним сортам пива.

19 ноября 2018
Форум «Антиконтрафакт-2018» (Москва)

19-21 ноября в Москве состоится Шестой международный форум «Антиконтрафакт-2018», посвящённый проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе защиты прав интеллектуальной собственности.

Лучшее
1 11062
Эстонская пивоварня потроллила посетителей TCBW 2017