ВНИМАНИЕ
Сайт содержит информацию,
не рекомендованную для лиц,
не достигших совершеннолетнего
возраста
Вам уже есть 18 лет?
ДА
НЕТ
Главная - Главное - ФАС: дополнительные ограничения на продажу алкоголя в общепите ведут к росту нелегальных продаж
Главное

ФАС: дополнительные ограничения на продажу алкоголя в общепите ведут к росту нелегальных продаж

19.02.2016

Портал Profibeer выделяет наиболее важные тезисы из большого доклада Федеральной антимонопольной службы «Пресечение практики регионального протекционизма». Сегодня мы остановимся не тех тезисах ФАС, которые касаются региональных ограничений продажи алкоголя в общепите.

По оценке членов Экспертного совета ФАС России, данные меры не способствуют снижению потребления алкогольной продукции, а оказывают негативное влияние на соответствующие рынки и способствуют увеличению доли контрафактной продукции.

Региональные власти пытаются ограничить деятельность заведений общественного питания, устанавливая запреты на реализацию алкогольной продукции. Основные ограничения вводятся по типам общественного питания, их площади и удаленности от социально-значимых объектов. А в последнее время – и по времени работы.

ФАС обращает особое внимание, что Пунктом 6 статьи 16 ФЗ № 171 установлен минимальный размер площади предприятия, осуществляющего розничную реализацию алкогольной продукции (50 кв. м. и 25 кв. м. для предприятий, расположенных в сельских поселениях). При этом, для реализации пива и других слабоалкогольных напитков данное ограничение не установлено, что позволяет осуществлять торговлю на любой площади. Иные ограничения по площади могут устанавливаться только Федеральным законодательством. Поэтому ограничения по площади торговли, устанавливаемые в субъектах Российской Федерации и отличающиеся от норм пункта 6 статьи 16 ФЗ №171, являются недопустимыми.

При этом бизнес при введении дополнительных ограничений вынужден уходить в серый сектор. ФАС приводит пример. В Республике Саха (Якутия) с периодичностью вводят запреты реализации алкогольной продукции в местах общественного питания, разделяя их по типам, местонахождению и ограничивая по времени реализации алкогольной продукции.

Однако предприниматели Республики Саха (Якутия) нашли выход. Так как доля выручки от реализации алкогольной продукции составляет от 20 до 40 процентов, они ввели «пробковый сбор». По факту это сервисное обслуживание алкоголя, принесенного гостем. По новым правилам гость может предоставлять только закрытые бутылки в заводской упаковке, а в ресторане их будут «обслуживать». «Обслужить» бутылку пива в ресторанах Республики Саха (Якутия) стоит 100 рублей, шампанского – 200, вина – 300. «Обслуживание» пол-литровой бутылки крепкого алкоголя обойдется его владельцу в 300 рублей, а литра – в 650. После уплаты «пробкового сбора» из бутылки можно пить на территории заведения.

Таким образом, законодатели Республики Саха (Якутия) собственноручно загоняют в тень сектор общественного питания, открывая дорогу нелегалам-бутлегерам.

Аналогичные запреты в местах общественного питания с 2013 года устанавливаются в Республике Коми. Вместе с тем, несмотря на снижение численности населения Коми (до 7-8 тысяч человек в годовом исчислении), продажи алкоголя ежегодно увеличиваются на 10 %. Таким образом, указанные запреты доказывают свою несостоятельность.

Данные запреты приводят не к снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, а просто к закрытию точек общественного питания, что негативно влияет на отрасль в целом, а также ведет к росту нелегальных продаж.

ФАС отмечает, что в настоящее время значительная часть предприятий питания находится на грани выживания в современных экономических условиях, так как выручка от реализации алкогольной продукции соизмерима с размером арендной платы и составляет около 30% дохода предприятия питания. При этом:

  • стоимость алкогольной продукции в предприятиях питания существенно выше, нежели в торговле;
  • алкогольная продукция предлагается гостю предприятия порционно и 16 потребляется в момент оказания услуги, что предопределяет высокие требования к качеству указанной продукции;
  • предприятия питания способствуют развитию культуры потребления алкогольной продукции совместно с кулинарными блюдами, что позволяет говорить о предприятиях питания как об инструменте, который может повлиять на изменение структуры потребления алкоголя в стране;
  • прививая культуру потребления вина и пива, предприятия питания являются реальным рынком для продукции отечественного виноделия и пивоварения, в том числе для его малых форм;
  • потребление алкоголя в предприятиях питания происходит в публичном месте, что, с одной стороны, предполагает соблюдение общепринятых правил общественного поведения самим потребителем, с другой, контролируется обслуживающим персоналом предприятия питания.

Экспертный совет ФАС России выступает за изменение формулировок в 171 ФЗ для однозначного прочтения условий реализации алкогольной продукции при предоставлении услуг общественного питания на федеральном уровне. Решением данной проблемы может служить внесение изменений в ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» в части четкого определения места общественного питания, его классов, типов, требований к таким местам с целью установления единых требований по реализации ими алкогольной продукции, которые будут отвечать сложившейся ситуации на соответствующем рынке и включение обязательности исполнения положений ГОСТ в лицензионные требования.

< вернуться ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ
Добавить комментарий

Портал Profibeer не консультирует по вопросам, заданным в комментариях. Если вам нужна юридическая консультация, пожалуйста, обратитесь в раздел консультации.

Комментарии отсутствуют
Новости
все новости
07.12.2016
ВЦИОМ

Всероссийский центр изучения общественного мнения совместно с Открытым правительством составил рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти.

07.12.2016
«Российская газета»

В Чехии массово закрываются небольшие бары, кафе, рестораны и пивные, пишет «Российская газета».

07.12.2016
Союз российских пивоваров

31 золотая и 13 серебряных медалей вручены по итогам Международного профессионального конкурса, проведенного ВНИИПБиВП  при участии Союза российских пивоваров.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ
ПОДПИСАТЬСЯ