Законы

← Обратно к новостям
02 августа 2022, 12:36

Договорённость между АПП, ЦРПТ и Минпромторгом о начале маркировки пива — что это?

Договорённость между АПП, ЦРПТ и Минпромторгом о начале маркировки пива — что это?

Глава Комиссии по производству и обороту пивоваренной продукции «ОПОРЫ РОССИИ» Алексей Евгеньевич Небольсин написал очередную колонку для портала Profibeer о якобы «договоренности» между пивоваренной отраслью, регулятором и ЦРПТ о начале маркировки пива.

Коллеги! Второй день приходит большое количество обращений от предпринимателей, занятых в пивоваренной секторе, с просьбой прокомментировать новость о договорённости Ассоциации производителей пива, ЦРПТ и Минпромторга о добровольном начале маркировки в 2023 г.

Сразу хочу успокоить коллег-пивоваров, что произошедшее — это ни в коем случае не введение обязательной маркировки на государственном уровне согласно указанным датам, а лишь договоренность части рынка (62% всей пивоваренной продукции), принадлежащей транснациональным компаниям, начать производить и пускать в оборот маркированную продукцию с указанных дат.

То есть часть рынка, которая не участвует в этом соглашении, может спокойно дальше работать, отгружая свою продукцию через систему ЕГАИС, без каких либо последствий для себя, не отражая в системе «Честный Знак». Таким образом, на рынке будет часть продукции маркированной с отражением в системе «Честный Знак», произведенной транснациональными компаниями и часть не маркированной (без отражения в системе «Честный Знак»), но при этом обе будут по закону отражены в системе ЕГАИС.

За последние двое суток многие коллеги, прочитав мой предыдущий комментарий, касающийся маркировки, оказались несколько в недоумении, узнав новость о достигнутой договорённости между АПП и ЦРПТ по началу маркировки. Многие занервничали и именно поэтому я и решил разместить этот комментарий.

На мой взгляд, ничего необычного в этом шаге нет, его можно назвать скорее логичным, возможно он поможет выйти из складывающейся ситуации и поможет объективно оценить необходимость введения обязательной маркировки.

Следует обратить на ряд, важнейших мотивов, подвигших транснациональные компании к этому шагу.

1. Транснациональные компании могут позволить себе (в финансовом плане) установку дорогостоящего оборудования для маркировки. Для них эти затраты — как «комариный укус». Они его даже и не заметят, чего нельзя сказать о российском пивоваренном сегменте, где на сегодняшний день расклад сил примерно таков:

  • 25 заводов принадлежат трём транснациональным компаниям, и они выпускают 62% всей пивоваренной продукции;
  • около 80 российских заводов средних и крупных, которые выпускают ещё 35% пивоваренной продукции;
  • около 1 400 пивоварен, сидроделен, медоварен выпускают оставшиеся 3%.

Тут всё предельно ясно, кто себе может позволить такие затраты — позволяет, и это никак нельзя осуждать. Транснационалы идут своим путём, отличным от сегмента малого бизнеса, и решения они принимают всегда согласованно, для чего они и объединились в Ассоциацию производителей пива. Надо понимать, что даже если внутри этой троицы и возникнут противоречия, они никогда их не вынесут на поверхность. Тут ещё есть немаловажный фактор: если транснационалы могут эти затраты и не заметить, то для российского сегмента всё больше встаёт вопрос, а зачем это надо (я имею ввиду, вводить маркировку там, где эффективно работает система ЕГАИС)? Ну и нет никакой гарантии по конечному результату.

2. После известных заявлений от двух из трёх транснациональных компаний об уходе с российского рынка очевидно, что и власть, и общественность стали смотреть несколько «косо» на их деятельность и поэтому этот шаг — это не что иное, как попытка доказать свою лояльность властям. И сделан он, надо отдать должное, своевременно. Совершенно очевидно, что ни одна из этих компаний не хочет терять российский рынок. Решение «выйти» из РФ — это исключительно политика, бизнес здесь ни при чём.

Далее позволю себе предсказать последующие события. Начинающейся процесс добровольной маркировки продукции, выпускаемой транснациональными компаниями с апреля 2023 г. с последующим включением туда стеклянной бутылки и банки, с технической точки зрения — безупречен.

Все возникающие проблемы, о которых я написал в предыдущем комментарии, будут пытаться решить в течение 2023-2024 г. В первую очередь, это касается проблем с замедлением скорости выпуска пивоваренной продукции. То, что они могут возникнут, я не сомневаюсь, и это зафиксирует система ЕГАИС.

В меньшей степени падение производства будет после введения маркировки в сегменте кегового пива (апрель 2023 г.), а вот с подключением маркировки бутылки (октябрь 2023 г.), и в особенности в банке (январь 2024 г.), падение производства будет более существенным.

Но при этом, не сомневаюсь ни секунды, весь коллектив ЦРПТ будет буквально ночевать на заводах транснационалов, чтобы только всё наладить, и, вполне вероятно, у них это получится, во всяком случае, я этого им желаю. Так что же далее?

А далее нужно будет, что называется, «цыплят по осени считать» — а каков же эффект от маркировки? Результаты 2023 года дадут первую пищу для размышлений. И вот тут нас ожидает три варианта развития событий:

  1. Ничего не произойдёт. Статистика по производству и продажам, которая была до введения маркировки, останется на том же самом уровне. И это подтвердит мой тезис о том, что маркировке на поле, зачищенном ЕГАИС, делать нечего. И как бы кому ни хотелось ввести маркировку, мы поставим вопрос: «А зачем она нужна вообще?»
  2. Маркировка выявляет огромные неучтённые объёмы. Мне останется только сделать «харакири», но в этом случае будет ясно, так кто же эти нелегальные объёмы производил и оборачивал. Вы понимаете о чём я? Да, т.к. маркироваться будет исключительно продукция транснациональных компаний, значит, они в этом случае и станут источником нелегальной продукции. У меня предчувствие, что этот вариант наиболее маловероятен и, надеюсь, транснационалы это понимают.
  3. Падение производства будет таким серьезным и повлечет за собой настолько внушительные недоборы акцизов, что останется только мужественно всем «проводникам» маркировки признать провал идеи, и, наконец, отказаться от неё.

Но всё это должно сопровождаться соблюдением правил игры. Маркировка должна не просто наноситься без считывания и агрегирования в систему, а именно так, как положено, — марка нанесена на всю продукцию, потом она считана и агрегирована в систему «Честный Знак» и она бьется с информацией, поступившей в ЕГАИС. Только в этом случае можно говорить об объективном анализе.

Ну и не могу не сказать ещё об одной вещи — доступе к информации. Очень бы хотелось, чтобы доступ к информации не перекрывался ни при каких условиях, в особенности, когда будут вводится различные группы маркировки. У меня нет никаких сомнений, что если цифры будут очень печальными, то их всяческими путями начнут прятать. Как, например, сейчас — о маркировке либо хорошо, либо никак. И тут я надеюсь в первую очередь на систему ЕГАИС, которая не даст никому солгать, ну и на объективное информирование общественности коллегами из транснациональных компаний, которые также заинтересованы в объективном анализе эксперимента по внедрению маркировки.

02392
Поделиться
Лица
Небольсин Алексей Евгеньевич

Член Президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Смотрите также
0 11106
10.06.2021
Как начать эксперименты с кетл-саурингом

Кетл-сауринг даёт пивоварам широкие возможности для творчества и позволяет расширить палитру выпускаемого пива. О том, как освоить эту технологию пивоварне, раньше не пробовавшей экспериментировать с кислым пивом, рассказывает главный пивовар Breakside Brewery Бен Эдмундс.

0 14696
06.05.2021
Как собирать и хранить дрожжи

Пивовары часто повторно используют дрожжи для экономии и более эффективного брожения. Однако чтобы дрожжи были здоровыми, нужно соблюдать правила их сбора и хранения, о которых рассказывает сайт Craft Brewing Business. При следовании им можно использовать дрожжи семь-десять раз.

1 15412
16.02.2021
Новый стиль: холодный IPA

Американские пивовары придумали очередной вид IPA — теперь холодный. О том, чем отличается этот стиль, и о пивоварне, которая его создала, рассказывает журнал Craft Beer & Brewing.

0 4624
22.07.2021
Производители вин должны до 1 сентября предоставить в РАР заявления о переоформлении лицензии

2 июля вступили в силу изменения в ФЗ № 171 и ФЗ № 468. В этой связи РАР сообщает, что организации, имеющие лицензии на производство, хранение и поставки фруктового вина, винных напитков, виноматериалов, должны до 1 сентября 2021 в соответствии с п. 12 статьи 19 ФЗ № 171-ФЗ подать в РАР заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением вида производимой продукции:

0 3063
27.07.2021
Евросоюз пока не запрашивал в ВТО консультации по российскому «закону о шампанском»

26 июля 2021 года торговый источник в Женеве сообщил, что пока Евросоюз не запрашивал в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) консультации с Россией по спорам о новом законе, который разрешает использовать термин «шампанское» только для российских напитков, а импортную продукцию относит к термину «игристое вино». Источник допустил, что Москва и Брюссель ведут переговоры, но ВТО к ним не имеет отношения.

0 3910
06.08.2021
В Удмуртии запретят ночную продажу алкоголя общепитам, которые торгуют полуфабрикатами

Власти Удмуртии обеспокоены ростом числа заболевших коронавирусом. Поэтому в регионе запретят ночную продажу алкоголя заведениям общепита, которые не имеют полного технологического цикла и работают с полуфабрикатами.

Комментарии 0

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети
12 августа 2022
Gäubodenvolksfest (Германия)

Gäubodenvolksfest в Штраубинге занимает особое место в календаре событий региона. Сельскохозяйственный фестиваль, который был основан в 1812 году, превратился во второй по величине народный фестиваль в Баварии. Это смогло сохранить характер домашнего праздника Гойбодена и его уютную атмосферу.

20 августа 2022
Baikal Craft Fest 2022 (Иркутск)

5-й фестиваль крафтового пива Baikal Craft Fest 2022 пройдёт 20 августа 2022 года в Иркутске, на арт-заводе «Доренберг».

20 августа 2022
Craft Event Picnic (Санкт-Петербург)

20 августа в Центральном парке культуры и отдыха им. Кирова на Елагином острове  состоится первый летний open-air Craft Event Picnic.

Лучшее
1 64689
Schneider Weisse – как они это делают?