Законы

← Обратно к новостям
01 июня 2017, 12:01

Маркировка для пива – казнить нельзя помиловать

Маркировка для пива – казнить нельзя помиловать

Давно не было ничего слышно от товарища Шапкина. Прошло уже больше года со времен законопроекта по ограничению выпуска пивоваренной продукции в ПЭТ-упаковке. Тогда аргументы в пользу ограничений разбивались о здравый смысл, но упёртость некоторых заинтересованных граждан отчаянно собирала разбросанные кусочки своих аргументов и с настойчивостью навязывала всем свою правоту. До сих пор в памяти остались рекламные проспекты в интернете и на улицах города о том, что ПЭТ – это происки Гитлера, нацеленные на уничтожение человечества.

А психология человека устроена в точности, как описано в анекдоте про ложки: осадок остается. Т.е. забывается причина, забываются опровержения, но остается то, что взбудоражило сознание.

И вот на днях Павел Шапкин сделал очередной «подарок» всей пивоваренной отрасли – так сказать, чтобы сильно не расслаблялись. А моему пытливому уму – повод для размышлений.

Предлагаю просто разобрать по кусочкам и в целом предложение, которое нам озвучил Председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Сергеевич Шапкин.

Название

Само название пресс-конференции «Принятие законопроекта о введении обязательной маркировки пива может принести бюджету дополнительно 50 млрд рублей ежегодно», состоявшейся в МИА «Россия сегодня» заставляет сделать выводы:

1) Ни для кого не секрет, что отечественная экономика нуждается в деньгах. Пути их получения могут быть прямые и косвенные. Но для второго пути надо применять разум и уметь видеть то, что могут повлечь за собой те или иные действия. Очевидно, что многим такой путь представляется сложным и долгим.

Таким образом, мы получаем прямой путь пополнения бюджета – за счет дополнительного побора. Именно посулом пополнения бюджета данная инициатива может вызвать интерес у наших властей.

2) Почему именно 50 млрд? Тут несколько вариантов. Самый простой – это цена, которую заплатит бизнес на закупку данных акцизных или специальных федеральных марок. Со слов П. Шапкина, цена на пиво повысится лишь на 50 копеек, т.е. именно столько составит стоимость марки. Исходя из данных, приведенных в Пояснительной записке (со ссылкой на Росстат) к инициативе об обязательной маркировке для пива, в 2016 году реализовано населению 840, 6 млн. дал пива и пивных напитков. Если предположить, что с этого количества продукции бюджет пополнится на 50 млрд, то цена марки явно должна быть значительно больше.

Читаем дальше. Автор заявляет, что под пивные напитки маскируются недобросовестные производители слабоалкогольных напитков. Лично мне с этим трудно не согласиться. Но ведь тут надо бороться с тем, кто маскируется, а не с теми, кто старается вести свой бизнес легально, на сколько это возможно. Да и доля псевдопивных напитков достаточно низкая, чтобы заявлять о сумме 50 млрд. Интересно и то, что практически все эти «производители в маске» вычисляются легко и их знает не только бизнес, но и РАР. Как? Каждый производитель обязан подать уведомление о начале производства и оборота любой алкогольной продукции (пиво и пивные напитки не являются исключением). Все сведения о каждой выпускаемой продукции есть в Федеральном реестре алкогольной продукции (ФРАП). И тут по разным параметрам можно легко найти того, кто маскируется.

Конечно, рука чешется привести пару примеров, но дабы не компрометировать никого и не выполнять чужую работу, оставлю это на «домашнее задание» каждому пытливому уму. http://fsrar.ru/frap/frap Это и есть ФРАП

Откуда еще могут появиться столь существенные поступления? На пресс-конференции П. Шапкин заявлял, что серый оборот пивоваренной продукции составляет значительную цифру (свыше 15%). В то же время, представители профильных СМИ и участники пивоваренной отрасли заявляют о 2-5%. Предлагаю просто посчитать предполагаемые варианты. Если посчитать относительно объема реализованного пива и напитков за 2016 год и прибавить к ним 15%, умноженных на ставку акциза, то уже выходит 30 млрд.

Нашли! Нашли?

Лично для меня вопрос становится открыт еще больше: откуда взяты эти данные про теневой пивной рынок? Смею предположить, что из доклада РАР, который был в начале 2017 года. Но там статистика была основана на данных ЕГАИС. На тот момент система, во-первых, не полностью введена (сельская местность только начала подключаться), во-вторых, любой эксперт скажет, что адекватную статистику можно строить только после получения данных за три и более идентичных отчетных периода с полной фиксацией данных. Т.о. данные ЕГАИС еще пару лет нельзя считать адекватной статистикой. Пока это просто данные на текущий отрезок времени.

Еще один очевидный факт для любого экономиста: чем больше давления на бизнес (а налоговая нагрузка – это очень большое давление не только финансовое, но и психологическое), тем больше этот бизнес сокращается. Таким образом, очевидно, что нельзя рассчитывать и без того на падающем рынке, что при дополнительных нагрузках будет произведен и реализован тот же объем. Это же глупо. Рынок упадет еще больше. И даже при повышении налогов и других неналоговых сборов, бюджет получит меньше!

ЕГАИС

Дальше веселее, если бы не было так грустно. Просто поражаюсь законодательной безграмотности автора. Он заявляет, что производство и оборот пива и пивных напитков предприятиями в объеме менее, чем 300 тысяч дал в год, не учитывается в ЕГАИС. На каком основании он это решил? Создается впечатление, что товарищ Шапкин лезет в отрасль, которую не просто не знает, но и не удосужился хоть немного изучить вопрос. Он просто реализует давнишнюю стратегию по закатыванию пивоваренной отрасли под алкогольный каток?!

Комментировать это даже не хочется. У меня только обращение к автору и ему подомным: «Хочешь лезть в политику, изучи законодательство! Хочешь влиять на отрасль/бизнес, изучи эту отрасль/бизнес изнутри!»

Пусть будет как у всех?

Еще одна неприкрытая досада на пивоваренную отрасль в пояснительной записке автора выглядит так (в сокращенном варианте): ставка акциза на пиво в 4,2 и в 8 (зависит от крепости) выше, чем на вино; но при этом вино маркируется, а пиво нет. Т. о. товарищ Шапкин хочет, чтобы всем было тяжко одинаково? Логичней было бы предложить освободить от маркировки отечественных виноделов… Но нет! Велено же было: всех под один каток.

Опыт крепкого алкоголя

В этой части я соглашусь с журналистами Profibeer (процитирую):

– Опыт маркировки федеральными специальными марками и акцизными марками уже насчитывает десяток лет. Действительно, крепкий алкоголь и вино эту норму исполняет. Но сейчас усредненные статистические показания по теневому рынку этой продукции составляет более 40%, в то время как статистика по неучтенной пивоваренной продукции составляет по самым смелым данным до 2,5%, что можно приравнять к естественной погрешности. Вы считаете, что предложение для пива такой меры контроля сможет решить проблему неучтенной продукции, тогда как в крепком алкоголе получился обратный эффект?

Данный вопрос бы ему задан дважды, но прямого ответа так и не последовало. Хотя, на мой взгляд, ответ есть в самом вопросе. Ведь, если загнать отрасль в тень все глубже, то единственная известная законотворцам и законоблюстителям мера – это лицензирование. А вот лицензирование – это совсем другие деньги, совсем другие способы. Это самая коррупционная схема, про которую знают все, но ничего не могут, а точнее не хотят, сделать. Лицензирование – это теневой контроль.

Государственная политика

Вообще, достаточно интересно проследить цели государственной политики и способы их достижения.

Снижение потребления алкоголя российскими гражданами. Хорошая цель! Но вот способ…

Вы пробовали у ребенка забрать любимую игрушку? Он будет кричать, плакать, драться и т. п., лишь бы не отдать эту игрушку. Но если ребенка заинтересовать чем-то другим, то старая игрушка будет забыта сама по себе. Поверьте, с возрастом психология никак не меняется. Меняются только игрушки.

Алкоголь – это игрушка, фетиш «взрослой жизни», который все больше и больше нужен, т. к. других способов отвлечься от тяжелого экономического и политического существования не известно. Тогда надо найти противовес, заинтересовать тем, что также может снять эмоциональное напряжение. Например, путешествия, спорт, творчество… Да, они и сейчас есть. А посмотрите на стоимость всего этого. Путешествия давно уже становятся непозволительной роскошью, спорт и творчество чуть проще, но все равно цены кусаются.

Но мы забыли еще одну цель государственной политики: деньги! Много денег. А как можно получать много денег с той отрасли, которую надо значительно сократить, извести до самого минимума? Это, по меньшей мере, странно. Похоже на абсурд? Да!

Тогда не надо закладывать в бюджет доходы от реализации алкоголя, табака и других вредностей. Не надо измерять KPI по количеству собранных акцизов, штрафов и т.п. Потому что, в таком случае получается, что одна рука дает, а другая забирает; что мы активно боремся с тем, с чего хотим получать увеличивающийся доход государства.

0 1420
Поделиться
Лица
Аверина Алиса

Наш человек по ту сторону регулирования. Колумнист Profibeer.

Комментарии 0
27 января 2019
Российский финал конкурса барменов Calvados Nouvelle Vogue International Trophies

27 января в Москве, в ресторане «Поплавок» (Мясницкая 7, стр.1) состоится российский финал Международного конкурса барменов Calvados Nouvelle Vogue International Trophies. Начало — в 15 часов.

11 февраля 2019
«Продэкспо-2019»

11-15 февраля в выставочном комплексе «Экспоцентр» пройдёт 26-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо».

12 февраля 2019
Алкоконгресс и Винный форум

12 февраля в рамках выставки «Продэкспо-2019» состоятся XIV АлкоКонгресс и V Винный форум.

Лучшее
6 16531
Павел Егоров: История крафтового пива в России