Пиво

← Обратно к новостям

Александр Громов: «Отношения в крафте строятся на личностном уровне, а он — самый конфликтный»

Американский хмель высшего качества!

www.hopandmalt.ru
Александр Громов: «Отношения в крафте строятся на личностном уровне, а он — самый конфликтный»

Почему российская крафтовая тусовка генерирует такое множество публичных конфликтов, споров и выяснений отношений? Своими размышлениями об этом с порталом Profibeer поделился пивовар-фрилансер Александр Громов. 

— Думаю, некоторая конфликтность российского крафтового сообщества объясняется самой природой крафта, в котором все основано и держится на личностях, на конкретных людях. И все неизбежно возникающие между ними проблемы, которые в другой среде решались бы на корпоративном уровне и соответствующими методами, в крафте переходят на личный уровень и далее — на личности, что, как известно, всегда способствует эскалации конфликта. Так что в большей мере это не проблема участников рынка, а следствие их близости между собой: тесный контакт порождает больше проблем. В какой-то момент ситуацию усугубило и то, что ожидания большинства пивоваров от атмосферы, сложившейся в сообществе, не оправдались. Ведь изначально крафт был очень тесной, субкультурной средой, в которой друг друга знали и хотели делать общее дело. Но со временем крафтовая тусовка стала шириться, каждый стал сам за себя и на этой почве начались конфликты. При этом я не считаю, что российский крафт вышел за рамки приличия, потому что по большому счету серьезных внутренних противоречий среди самих пивоваров в нем не так уж много.

— Безусловно, нужно принимать во внимание еще и внешний, так называемый сетевой негатив, который исходит уже от любителей и критиков пива. Есть например, UNTAPPD — социальная сеть со своими механизмами оценки сортов. Не все ее любят, но почти все с ней считаются, потому что некую среднюю температуру по рынку она все же показывает. И на самом деле большая часть негативной информации в этой сети идет от потребителя, который только пробует разбираться в пиве, но пока не сильно в этом преуспел.

— Как калибровать сетевой негатив, учитывая что в том же UNTAPPD есть и накрутки, и откровенные наезды, и как к нему относиться — вопрос очень сложный. Критика, особенно адекватная, безусловно, всегда полезна. Но, честно говоря, хороший пивовар сам всегда знает, где он «накосячил» — и все мои коллеги, с которыми я общаюсь, это признают. На мой взгляд, калибровка в первую очередь должна проходить через профессиональное сообщество — я, например, ценю в первую очередь мнение тех, кто также работает в крафте. Второй индикатор — это продажи. Если ваше пиво хорошо продается, значит, все хорошо и с вашим бизнесом, и с репутацией. И наконец, третий фактор — это мнения ключевых в индустрии людей, блогеров с большим количеством фолловеров, владельцев баров и бар-менеджеров. Но и при этом нужно отдавать себе отчет, что мнения разных референтных групп в отношении одного и того же сорта, особенно если речь идет о пиве с нестандартными добавками, может не совпадать, и всегда есть риск попасть «в ножницы» между его сторонниками и критиками. Так, однажды мы с коллегой варили кофейное пиво и, внимательно изучив отзывы на такие сорта и в России, и за рубежом, обнаружили, что все они раскололись на два лагеря — одной части комментирующих кофе в пиве было многовато, а другая жаловалась на его недостаточность.

— Сможет ли крафтовая среда изжить свои внутренние конфликты? Разговоры о том, что крафтовикам стоит объединиться перед лицом тех трудностей, с которыми столкнулась пивоваренная индустрия, идут уже давно, и есть даже масса сообществ, в которые их призывают вступить. Но пока, на мой взгляд, это идея без плоти, потому что сразу в таких случаях возникает вопрос — а кого считать крафтовым? Определения российского крафта у нас до сих пор нет, несмотря на попытки найти аутентичный вариант — ведь от страны к стране крафтовый стандарт ощутимо различается. И в его отсутствие каждый, считающий себя истинно крафтовым пивоваром, не хочет быть в одной лодке с теми, кто, по его мнению, не-крафт. Попытки создать союз во главе с каким-то конкретным человеком тоже, на мой взгляд, обречены — крафт, как я уже сказал, слишком эгоцентричен для этого. Ну и наконец, третья и самая утилитарная причина — банальная нехватка времени, ведь малым пивоварам значительную часть работы — от документов до варки — приходится делать самим, и в этих условиях думать о каком-то союзничестве и вытекающих из него обязательствах попросту некогда.

— Единственный способ объединения крафтовой среды, который я пока вижу, — это консолидация на площадке какого-то отраслевого агрегатора. Профильное СМИ — не конкурент пивоварам, оно стоит над рынком, занимая нейтральную позицию, и при этом понятно и прозрачно для остальных участников. Пока это только идея, и вообще говоря, хочется надеяться, что те междоусобицы, которые есть внутри российского крафта, — это просто издержки растущего рынка, и со временем они сгладятся.

0 1649
Поделиться
Лица
Громов Александр Владимирович

Пивовар-фрилансер.

Комментарии 0
24 апреля 2019
IV Ресторанный экономический форум (Москва)

24-25 апреля в Москве пройдёт IV Ресторанный экономический форум, одно из ключевых событий рынка индустрии питания.
В первый день форума пройдут 10 тематических конференций – рестопрактикумов, а второй день будет посвящён рестотурам.

01 мая 2019
St. Petersburg Craft Event

Крафтовый фестиваль для любителей авторского пивоварения, хорошей музыки и гастрономического разнообразия пройдёт 1 мая 2019 года в центре дизайна ArtPlay.

03 мая 2019
Tallinn Craft Beer Weekend 2019

Tallinn Craft Beer Weekend 2019 пройдёт 3-4 мая 2019 года.

Лучшее
0 12219
Иван Белецкий: дефектное пиво или «крафт»?