Законы

← Обратно к новостям
20 сентября 2019, 14:23

Законопроект о продаже пива в общепите: объясняем простым языком, исправляем ошибки других СМИ и отмечаем скользкие моменты

Законопроект о продаже пива в общепите: объясняем простым языком, исправляем ошибки других СМИ и отмечаем скользкие моменты

Главная тема последних дней — законопроект №429017-7, который предлагает ряд ограничений по продаже пива в общепите в жилых домах. Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству уже поддержал его и предложил принять в первом чтении, но с учетом правок. При этом до сих пор во многих СМИ положения проекта излагаются некорректно. Объясняем простым языком, что именно предлагает законопроект, и как его могут изменить ко второму чтению.

Возвращение регионам права на ограничение общепита

Сейчас законопроект обсуждается в первую очередь с точки зрения ограничений общепита по площади. Но это не самое главное положение законопроекта.

Критично то, что законопроект возвращает регионам право устанавливать дополнительные условия розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет розничной продажи.

При этом в одном абзаце законопроект все же ограничивает возможность применения этого ограничения — оно может распространяться только на жилые дома и прилегающие территории и должно быть основано на решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. А в другом абзаце вновь утверждает право регионов на ограничение общепита, причем уже без каких-либо оговорок.

Запрет на продажу пива в маленьких барах и кафе в жилых домах

Законопроект предлагает запретить продажу алкогольной продукции в заведениях общественного питания, расположенных в жилых домах, с площадью зала для обслуживания посетителей менее 20 квадратных метров.

Обратите внимание. Многие СМИ сейчас транслируют информацию о законопроекте так, что можно подумать, будто для работы заведения будет достаточно общей площади в 20 квадратных метров. Это ошибка, требование о 20 метрах распространяется именно на зал для обслуживания посетителей. Так что если ваш бар расположен на 25 квадратных метрах, но 8 из них занимают кухня и склад, вы не сможете продавать алкоголь в случае принятия законопроекта.

Кроме того, до сих пор нет твердого понимания, подкрепленного юридической практикой, что же такое зал для обслуживания посетителей? Например, считается ли частью зала пространство за барной стойкой? С одной стороны, оно используется для обслуживания, с другой — посетителям туда доступа нет. Не исключено, что каждый проверяющий будет трактовать это по-своему.

Требование к соблюдению тишины

Законопроект содержит положение о том, что заведения общепита смогут работать в жилых домах только при условии соблюдения регионального законодательства об обеспечении тишины и покоя граждан на соответствующих территориях.

Это еще один скользкий момент законопроекта, потому что, по сути, обязывает магазины брать на себя работу органов власти. По действующему законодательству, за «соблюдение регионального законодательства об обеспечении тишины» отвечают местные администрации и полиция, в том числе штрафуя нарушителей.

Как это будет работать в случае принятия законопроекта в существующей формулировке, непонятно. Какие будут критерии соблюдения регионального законодательства? Какие меры для соблюдения будут обязаны предпринимать точки общепита? При каких условиях они будут терять право на продажу алкоголя, и на какой срок? Если гражданин придет в кафе, выпьет и будет орать песни под окнами жильцов, будет ли это считаться несоблюдением законодательства о тишине? Сможет ли полиция отказаться от выезда по звонку из кафе, мотивировав это тем, что соблюдение законодательства — задача общепита?

Что может измениться ко второму чтению

Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству сделал ряд замечаний к законопроекту.

К счастью, комитет обратил внимание на то, что законопроект де-факто протаскивает возвращение регионам права ограничивать общепит, что противоречит его целям. Кроме того, технически невозможно будет полностью запрещать продажу алкоголя на основании решения общего собрания собственников без внесения изменений в Жилищный кодекс.

Во-первых, комитет отметил, что законопроект устанавливает фактически лицензионные требования для заведений общепита, расположенных в жилых домах. Кроме того, никак не поясняется, почему авторы установили минимальную площадь именно в 20 квадратных метров, на чем вообще основано такое решение.

В отзыве справедливо отмечается, что законопроект некорректно переводит обязанность обеспечения порядка с полиции на заведения общепита.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении в старой редакции может состояться уже 24 сентября. Парламентарии рассчитывают закончить работу с законопроектом до конца года.

0 5139
Поделиться
Комментарии 0
22 ноября 2019
«Медовуха Fest» (Суздаль)

С 22 по 24 ноября 2019 года на площадках главного туристического комплекса «Суздаль», а также на площади торговых рядов пройдет четвёртый гастрономический фестиваль медовухи.

25 ноября 2019
Семинар «Школа пивоваров» (Екатеринбург)

25-29 ноября 2019 года в Екатеринбурге пройдёт 20-й региональный семинар из серии «Школа пивоваров», организованный Союзом российских пивоваров.

26 ноября 2019
3-й Петербургский форум производителей безалкогольных напитков

26-28 ноября в Санкт-Петербурге, в отеле «AZIMUT» (Лермонтовский проспект, 43/1), состоится Третий форум производителей безалкогольных напитков.

Лучшее
0 20840
Типичные ошибки пивоваров в соцсетях