Законы

← Обратно к новостям
10 декабря 2020, 13:01

Даниил Бриман: «Введение МРЦ необходимо и обосновано логикой развития рынка»

Даниил Бриман: «Введение МРЦ необходимо и обосновано логикой развития рынка»

2020 год был нелёгким для российских производителей пива, временно лишившихся основного канала сбыта — баров, ресторанов и специализированных магазинов пива. Ещё ухудшает положение пивоваров присутствующий на рынке демпинг, в условиях которого добросовестно конкурировать практически невозможно. О том, почему рынку сегодня нужна минимальная цена на пиво, Profibeer рассказал председатель Совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман.

«2020 год не может сравниться по силе удара по бизнесу ни с 1998-м, ни с 2008-м, ни с 2015-м»

— Даниил Михайлович, вы сейчас в Сибири. В связи с этим первый, неформальный вопрос (а кому-то, возможно, он покажется и ненормальным): пить пиво на морозе — это не страшно?

— Да, я в Сибири. В Красноярске сейчас под минус 20, начинается настоящая зима. Но сибиряки — народ исключительных волевых качеств, они зимой и мороженое едят, и пиво, конечно, пьют. Хотя мы не забываем, что все хорошо в меру.

— А в целом Россию, со всем многообразием ее климатических и этнических зон, можно назвать страной любителей пива?

— Цифры показывают, что пиво — самый популярный в России напиток. Во всяком случае, из года в год, наряду с тенденцией к некоторому общему сокращению потребления алкоголя, мы видим, что предпочтения россиян поворачиваются в сторону менее крепких спиртных напитков, что меня, как человека, отдавшего пивоварению почти 30 лет, безусловно, радует.

— Каким стал этот високосный в полном смысле год для вашей отрасли?

— Год был очень тяжелым для всей экономики, и пивовары тут не стали исключением. Добросовестные производители пива (в первую очередь со 100-процентным российским участием) до сих пор несут значительные потери из-за пандемии. Вы прекрасно помните, что реализация продукции в таких популярных каналах продаж, как гостиницы, бары, кафе, рестораны, была невозможна, а продажа в специализированных магазинах пивной розницы — существенно ограничена. И это время выпало как раз на высокий сезон у пивоваров, что драматически сказалось на многих производителях. И хотя финально итоги года подводить пока рано, уже ясно, что 2020-й стал самым серьезным испытанием для всех без исключения пивоваров. 2020 год не может сравниться по силе удара по бизнесу ни с 1998-м, ни с 2008-м, ни с 2015-м.

— И как раз в этом непростом для всех году (а именно — с февраля) Союз пивоваров начал работу, нацеленную на введение минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво. Почему сейчас?

— Вообще-то говоря, когда-то я сам был противником МРЦ. Но я внимательно следил за тем, как последние несколько лет шло развитие рынка, и пришел к выводу, что введение МРЦ просто необходимо и оно обосновано всей логикой развития нашего рынка.

Минимальная рыночная цена способна защитить и добросовестных производителей, и столь же добросовестных потребителей пива как от демпинга, так и от некачественной продукции. Разве можно считать нормальной ситуацию, когда в некоторых магазинах бутылка пива стоит дешевле бутылки воды — скажем, 15 рублей?

— Да неужели?

— Представьте себе. Именно такая цена была на днях зафиксирована в Адыгее на продукцию одного известного производителя. Пол-литровая алюминиевая банка пива… 14 рублей 99 копеек. Это, скажем прямо, дешевле, чем пол-литровая бутылка обычной питьевой воды. Вода, конечно, важная составная часть пива, но ведь в нем есть и другие компоненты, не говоря уже об акцизах и налогах, транспортных расходах, торговой наценке. Одна только тара стоит пять-семь рублей. Что это, если не демпинг и недобросовестная конкуренция?

Такая ценовая политика дискредитирует пиво как продукт в глазах потребителя и, конечно, не способствует культуре потребления. Более того, в условиях присутствия на полке пива по экономически не обоснованным ценам — 9 рублей, 15 рублей, 20 и даже 30 рублей за пол-литра — все производители оказываются перед тяжелым выбором: либо закрываться, либо менять рецептуру, снижая содержание солода вопреки требованиям ГОСТа. Если почитать этикетки с составом пива на иных бутылках — оторопь берет.

«Из-за сниженных цен на пиво государство недополучает 20-30 миллиардов рублей НДС»

— К сожалению, мало кто из покупателей внимательно читает этикетки на пивных бутылках… Как встретили ваши предложения по МРЦ профильные министерства и ведомства, другие участники рынка?

— Мы выступаем за то, чтобы методология, формула расчета МРЦ была объективной, но, конечно, ее финальные параметры должны определять Минфин и Росалкогольрегулирование. Наши предложения были еще летом направлены в Минфин и РАР, мы надеемся, что они будут полезны в случае принятия политического решения по МРЦ для пива. МРЦ пойдет на пользу всем добросовестным участникам рынка. Нашу позицию поддерживает большинство отечественных производителей пива и наши смежники. С другой стороны, с позиции категорического неприятия наших предложений выступают транснациональные пивоваренные корпорации.

— Хорошо, что вы не одиноки в вашей благородной борьбе. Но раз уж вы упомянули транснациональные компании, подскажите, есть ли в странах с развитой рыночной экономикой примеры успешного введения МРЦ?

— Да, например, в Канаде, в Шотландии, в США — на уровне отдельных штатов. Инструмент МРЦ был реализован на рынках ближнего зарубежья — например, в Узбекистане, Белоруссии, Молдавии, Украине и Киргизии. Опыт Канады и Шотландии сейчас изучается в скандинавских странах, как успешный пример регулирования алкогольной сферы и контроля за ее влиянием на общество. Изучается, конечно, не просто из чистого научного интереса. На канадский опыт ссылаются другие страны, рассматривающие введение ценового регулирования: Соединённое Королевство, Австралия, Ирландия, Эстония. Полагаю, что и в России сейчас самое лучшее время для применения и развития эффективных мировых практик регулирования алкогольного рынка. При этом у нас уже есть и свой многолетний опыт: инструмент МРЦ был проверен и показал свою эффективность на рынке крепкого алкоголя и игристых вин. В пивоварении МРЦ также даст положительный эффект.

— Какой смысл государству бороться с низкими ценами? А как же «волшебная сила рынка»? Госплан упразднили еще 30 лет назад…

— А разве государство заинтересовано в том, чтобы пиво, как доброкачественный продукт с отличными потребительскими свойствами, было вытеснено неким невразумительным напитком, способным, возможно, нанести серьезный ущерб здоровью граждан, спровоцировать новый виток алкоголизации населения? Разумеется, нет. Но этот сценарий неизбежен, если рынок будет развиваться в той логике, которая сформировалась сейчас: вторая кружка бесплатно, купи две бутылки — получи еще две бесплатно… Это путь в никуда.

Поэтому мы стараемся донести до всех нашу точку зрения: минимальная розничная цена — наиболее эффективный инструмент, чтобы быстро и без затрат на создание специальной инфраструктуры нормализовать конкурентную среду на пивном рынке и ликвидировать первопричину многих негативных процессов: попытки ухода от налогов, наличие в обороте пива без уплаты акцизов и многих других. Вы знаете, например, что из-за сниженных цен на пиво государство недополучает 20-30 миллиардов рублей в виде налога на добавленную стоимость? Это колоссальные потери!

— Какой должна быть минимальная цена на пиво, и как она будет определяться?

— Формула не так сложна, как кажется. При расчете МРЦ следует учитывать себестоимость (это сырье и производственные затраты), действующие ставки акцизов, НДС, логистические расходы, надбавки оптового и розничного звена.

На основе указанных данных Союз российских пивоваров предлагает установить минимальные розничные цены на пивоваренную продукцию исходя из того, в какой таре она поступает в оборот: кег, заводская ПЭТ-упаковка, стеклобутылка и алюминиевая банка. Мы считаем, что экономически обоснованная минимальная цена на пиво в стеклянной бутылке или алюминиевой банке не может быть ниже 110 рублей за 1 литр, на пиво в заводской ПЭТ-упаковке — 90 рублей за литр, на кеговое пиво — 85 рублей за литр.

Также должна соблюдаться определенная пропорция минимальной цены на пиво и крепкие алкогольные напитки, чтобы весь рынок алкогольной продукции оставался сбалансированным. МРЦ на пиво должна соотноситься с МРЦ на водку в пропорции 1:5. С 2021 года пол-литровая бутылка водки будет стоить 243 рубля. Примечательно, что Союз сделал расчет МРЦ на пиво в июне, и сейчас мы видим, что не ошиблись — наши предложения по МРЦ сбалансированы.

«МРЦ вызовет не падение, а перераспределение спроса»

— Потянут ли потребители, чьи кошельки в 2020 году тоже изрядно пострадали, пиво по 40-50 рублей за пол-литра? Не вызовет ли это падение спроса?

— Во-первых, нужно четко понимать, что пиво — это не газировка, и следует разумными механизмами регулировать его избыточное потребление. Во-вторых, пиво, которое предлагают купить за 14,99 рубля, невозможно сварить с соблюдением традиционной технологии пивоварения, подразумевающей, что пивовар варит пиво из натурального сырья.

40 рублей — это минимальный порог экономически обоснованной розничной цены. Зная это, производители смогут предложить покупателям по-настоящему качественный товар, произведенный из качественного натурального сырья. И тут начнут работать нормальные рыночные механизмы: в условиях, когда пиво на полке продается не ниже 40 рублей, потребитель будет выбирать то пиво, которое имеет лучшие потребительские свойства, потребитель будет выбирать тот бренд, которому он доверяет, и я уверен, что покупатели пива начнут читать информацию на пивных этикетках.

Поэтому МРЦ вызовет не падение, а перераспределение спроса, основанное на узнавании новых сортов пива и формировании других потребительских предпочтений.

— Как ваши предложения воспринимают во властных структурах?

— Вы знаете, мы видим, что есть понимание проблематики. Идет конструктивный, как нам кажется, диалог, и мы надеемся, что нам удастся внести свою лепту в формирование цивилизованного рынка пива в нашей стране.

0 5291
Поделиться
Комментарии 0

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети
21 октября 2021
Форум алкогольной индустрии «Высший градус» (Уфа)

21-22 октября 2021 года в Уфе, в Конгресс-холле «Торатау», пройдёт Международный форум алкогольной индустрии «Высший градус».

22 октября 2021
Mikkeller Beer Celebration Copenhagen

Фестиваль Mikkeller Beer Celebration Copenhagen пройдёт 22-23 октября 2021 года в Копенгагене.

23 октября 2021
«Жарить Фест» (Санкт-Петербург)

23 октября в Санкт-Петербурге, в клубе «Морзе» в Севкабеле пройдет большой независимый фестиваль барбекю, крафтовых напитков и камеди «Жарить Фест».

Лучшее
0 43137
Никита Филиппов: «Контрактное пивоварение – это съемное жилье, рано или поздно задумываешься о собственном доме»