Законы

← Обратно к новостям
04 апреля 2017, 13:28 — Profibeer

Принятый в первом чтении законопроект может уничтожить пивную розницу

Принятый в первом чтении законопроект может уничтожить пивную розницу

Портал Profibeer проанализировал законопроект № 994938-6, недавно принятый в первом чтении Госдумой.

Краткий пересказ анализа:

  • Законопроект поставит всех ИП, продающих пиво, вне закона.
  • Размеры штрафов многократно увеличены.
  • Несовершенство формулировок позволит вешать на бизнес штрафы неограниченного размера и практически за все.

 

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, вносимых законопроектом № 994938-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции).

1) Законопроект вносит изменения в размеры штрафов по КоАП:

  • Увеличение максимального размера административного штрафа для граждан на часть 6 статьи 19.4 КоАП (Невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) до 20 тыс. руб. (в действующей редакции: от 1000 до 2000 руб.);
  • Увеличение максимального размера административного штрафа для должностных лиц на часть 6 статьи 19.4 КоАП (Невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) до 300 тыс. руб. (в действующей редакции: от 5000 до 8000 руб.);
  • Увеличение максимального размера административного штрафа для должностных лиц на часть 3 статьи 14.17 КоАП (Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии) до 1 млн. руб. (в действующей редакции распространяется только на юридических лиц и не предусматривает ответственности должностных лиц).

2) Законопроект распространяет возможность выражения суммы административного штрафа в новой категории кратной величины – «сумме выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, в предшествующем календарном году».

То есть теперь, например, размер штрафа для алкогольного магазина, если нарушение было связано с продаже водки, будет зависеть не только от выручки от продажи водки, но и от продажи сухариков, сигарет и т. д.

ВАЖНО! На наш взгляд, это очень несправедливая мера, поскольку действующие нормы КоАП предусматривают, в частности, возможность взыскания административных штрафов в размерах, выраженных в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение. В предложенном законопроектом варианте штраф по соответствующим статьям будет выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за определенный период (календарный год или его часть), вне зависимости от рынка, на котором совершено правонарушение;

3) Законопроект исключает для административных правонарушений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции максимальное ограничение размера административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение,  установленное в  размере одной двадцать пятой совокупного размера СУММЫ ВЫРУЧКИ

ВАЖНО! То есть штраф, исчисляемый из суммы выручки от реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, может быть наложен теоретически в любом размере, за исключением случаев, когда санкцией соответствующей статьи не предусмотрено иное ограничение СУММЫ ВЫРУЧКИ (так, в предлагаемой новой санкции части 3 статьи 14.17 – указанное ограничение составляет одну пятую).

Полагаем, что последнее замечание нуждается в дополнительном разъяснении, в связи с чем поясняем: особенная часть Кодекса об административных правонарушениях (Раздел II КоАП) предусматривает составы административных правонарушений, распределенные по соответствующим областям/институтам, на которые они посягают (главы с 5 по 21), например,  «Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности», «Глава 11. Административные правонарушения на транспорте» и т.д.

При этом отдельной главы  в отношении административных правонарушений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции КоАП не содержит, но, в свою очередь, составы административных правонарушений в этой области разбросаны по различным главам особенной части КоАП, например: 

  • статья 14.16 КоАП, предусматривающая ответственность за «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» - находится в Главе 14 КоАП «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций»,
  • статья 15.13 КоАП, предусматривающая ответственность за «Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей» - находится в Главе 15 КоАП «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг»,
  • часть 6 статьи 19.4 КоАП, предусматривающая ответственность за «Невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» - находится в Главе 19 КоАП «Административные правонарушения против порядка управления».

ВАЖНО! На наш взгляд, недостаток юридической техники в предложенной законопроектом новой редакции части 4 статьи 3.5 КоАП является весьма существенным и позволяющим весьма произвольное отнесение определенных составов правонарушений к «алкогольной» области, и, в конечном итоге, дальнейшее ужесточение штрафов.

ВАЖНО! Кроме этого, не можем не обратить внимание на еще один серьезный недостаток юридической техники в одобренном в первом чтении тексте законопроекта:

вышеописанные изменения в части 4 статьи 3.5 КоАП указаны в подпункте е) пункта 1) статьи 1 текста законопроекта, при этом, подпункты а) – д) пункта 1) статьи 1 законопроекта посвящены изменениям части 1 статьи 3.5 КоАП. На наш взгляд, налицо описка в законопроекте – из пункта 1) статьи 1 законопроекта должна быть исключена фраза «е)», поскольку изменение части 4 не относятся к изменениям части 1 статьи 3.5 КоАП. Это, возможно, мелочь, но на уровне Федерального закона – мелочь значимая и существенная. Странно, что на нее не обратили внимания при принятии законопроекта в первом чтении, а это заставляет в очередной раз задуматься о качестве правового анализа законопроекта.

4) Предложенные изменения в статье 23.1 КоАП:

  • относят к компетенции судей рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных предложенной законопроектом новой статьей 14.17.1 КоАП;
  • относят к компетенции судей рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.19 КоАП в том случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (в действующей редакции КоАП – рассмотрение этих дел относится к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (часть 1 статьи 23.50 КоАП));
  • относят к компетенции судей арбитражных судов рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных предложенной законопроектом частью 2 новой статьи 14.17.1 КоАП, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

5) Предложенные изменения в статье 28.3 КоАП:

  • допускают возможность составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных предложенной законопроектом новой статьей 14.17.1 КоАП, должностными лицами органов полиции;
  • допускают возможность составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных предложенной законопроектом новой статьей 14.17.1 КоАП, должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

6) Наиболее значимые изменения законопроект вносит в особенную часть КоАП. Подробнее о них.

Новая редакция абзаца второго части 3 статьи 14.17, предусматривающего ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии:

  • устанавливает новую категорию субъектов ответственности в рамках статьи – нарушителей - должностных лиц, и предусматривает для них ответственность в виде штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет;
  • изменяет санкцию для юридических лиц – нарушителей (в существующей редакции - штраф в размере от 200 тыс. до 300 тыс. рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой): либо административный штраф минимальным размером 3 млн. руб. (но не более одной пятой СУММЫ ВЫРУЧКИ с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой, либо административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

ВАЖНО! В случае принятия предложенной редакции статьи не только многократно увеличится минимальный размер штрафа (более чем в 10 раз относительно максимальной действующей санкции), но также появится новая санкция – административное приостановление деятельности юрлица на срок от 60 до 90 суток.

Новая статья 14.17.1 озаглавлена: «Незаконная продажа алкогольной продукции»:

а) Часть первая проектной статьи 14.17.1 устанавливает ответственность за продажу алкогольной продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, садра, пуаре, медовухи, либо с крестьянским (фермерским) хозяйством или индивидуальным предпринимателем, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями и осуществляющими розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего трудовую функцию по передаче покупателю алкогольной продукции по договору розничной купли-продажи (продавца)), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния – в виде  наложения административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией алкогольной продукции.

На наш взгляд, формулировка части первой проектной статьи 14.17.1 содержит следующие огрехи:

  • во первых, само название статьи содержит характеристику продажи как незаконной, однако диспозиция части первой статьи 14.17.1 (об административной ответственности физических лиц) не содержит указания на незаконность деяния и его описания;
  • во вторых, авторы законопроекта, очевидно, исходят из того, что физическое лицо не вправе в силу закона от своего имени априори осуществлять продажу алкогольной продукции, и поэтому они должны нести ответственность за любой случай продажи ими алкогольной продукции (с единственным исключением – если они выполняют функцию наемного работника, непосредственно осуществляющего трудовую функцию по передаче покупателю алкогольной продукции по договору розничной купли-продажи).
  • Однако, в данном случае проектировщиками закона не учтены следующие обстоятельства: часть 1 статьи 1.4 КоАП устанавливает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом, при этом физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом КоАП не содержит какого-либо особого определения термина «индивидуальный предприниматель» в целях применения этого кодекса. Таким образом, понятие «физическое лицо» является более широким по отношению к понятию «индивидуальный предприниматель».

ВАЖНО! Исходя из вышеизложенного, к административной ответственности по части 1 статьи 14.17.1 может быть привлечено физическое лицо, осуществляющее легальную, законную продажу, к примеру, пива, обладающее статусом индивидуального предпринимателя (это, как говорят англичане, «вопрос о шляпах»: просто в конкретном случае можно по выбору интересанта либо «надеть» на физическое лицо «шляпу» ИП, либо оставить в «шляпе» физического лица).

б) Часть вторая проектной статьи 14.17.1 устанавливает ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, (крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния – в виде наложения административного штрафа в размере не более одной пятой СУММЫ ВЫРУЧКИ, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией продукции, или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции.

Принципиальным недостатком формулировки части второй проектной статьи 14.17.1 является следующий: несмотря на то, что ее диспозиция (об административной ответственности ИП и К(Ф)Х) содержит указание на незаконность деяния, но описания, что конкретно для целей применения указанной части статьи 14.17.1 будет считаться «незаконной продажей алкогольной продукции» она не содержит, а потому является необъятно широкой. Поэтому формально под ее диспозицию подпадает любой случай незаконной продажи – независимо от объема и сути его противоправности.

ВАЖНО! Таким образом, исходя из вышеизложенного, к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 может быть привлечен ИП (К(Ф)Х), совершивший любое правонарушение в сфере продажи алкогольной продукции, например, розничную продажу алкогольной продукции без применения ККТ (несмотря на то, что ответственность за это предусмотрена специальной статьей 14.5 КоАП), либо розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции (несмотря на то, что ответственность за это предусмотрена специальной частью 2.1 статьи 14.16 КоАП), либо  розничную продажу К(Ф)Х-сельхозпроизводителем произведенного ими вина без маркировки  (несмотря на то, что ответственность за это предусмотрена специальной частью 2 статьи 15.12 КоАП). То есть, опять же, «вопрос о шляпах», только теперь уже применительно не к статусу лица-правонарушителя, а к составу административного правонарушения.    

Суммируя, можно сделать вывод о том, что проектная статьи 14.17.1 в случае ее принятия в предложенной редакции ввиду допустимости двойного толкования нормы неизбежно вызовет проблемы с ее правоприменением и повлечет обильный урожай случаев административного произвола.

Предложенная редакция статьи 14.19, предусматривающей ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, расширяет диспозицию нарушения, распространяя ее и также и на нарушение порядка фиксации сведений в ЕГАИС, а также вводит дополнительное вариативное наказание по отношению к существующим административным штрафам в отношении должностных лиц (от 10 тыс. до 15 тыс. руб.) и юридических лиц (от 150 тыс. до 200 тыс. руб.)  – конфискацию продукции. 

Новая редакция абзаца второго части 6 статьи 19.4, предусматривающей ответственность за невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: многократно увеличивает размеры административных штрафов – на граждан от 10 тыс. до 20 тыс. руб. (в действующей редакции – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.), на должностных лиц от 200 тыс. до 300 тыс. руб. (в действующей редакции – от 5 тыс. до 8 тыс. руб.)

Вопросы-ответы по законопроекту:

Вопрос: Распространяется ли законопроект на пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху?

Ответ: Естественно, распространяется, за исключением некоторых изъятий, указанных в диспозициях конкретных статей КоАП.

Вопрос:  Какие конкретно нарушения могут подразумеваться под формулировкой «Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) порядка фиксации сведений в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте»?

Ответ: Норма очень широкая, по нашему мнению – она может быть применена за любые нарушения установленного порядка учета и порядка фиксации, которые установлены как минимум следующими нормативными актами:

  • Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»,
  • Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 № 380 «Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции»,
  • Приказ Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 «Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов»,
  • Приказом Минфина России от 15.06.2016 № 84н «Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе».
0 8196
Поделиться
Комментарии 0
12 января 2019
Jolly Goblin Fest-2019 (Обнинск)

12 января в Обнинске пройдёт четвёртый фестиваль Jolly Goblin Fest, приуроченный к семилетию паба «Весёлый гоблин».

16 февраля 2019
IV Фестиваль домашнего пивоварения (Екатеринбург)

Четвёртый фестиваль домашнего пивоварения пройдёт в Екатеринбурге 16 февраля 2019 года.

16 февраля 2019
Конференция «CRAFT. Сделать модный бизнес прибыльным» (Малоярославец)

16 февраля 2019 года в Малоярославце (Калужская область) пройдёт конференция «CRAFT. Сделать модный бизнес прибыльным», организованная пивоварней GRENADER.

Лучшее
1 12900
Интервью пивоварни «Бакунин». Часть II: «Свое производство построим в Эстонии»