Пиво

← Обратно к новостям
15 февраля 2016, 11:52 — «Бизнес Online»

Вадим Дробиз: «Госрегулирование алкорынка находится в полном тупике, и ЕГАИС — часть тупика»

Вадим Дробиз: «Госрегулирование алкорынка находится в полном тупике, и ЕГАИС — часть тупика»

Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз в интервью рассказал корреспонденту портала «Бизнес Online» Елене Ивановой о том, как обстоит ситуация с внедрением ЕГАИС.

— Ситуация абсолютно везде одинаково тяжелая. И не потому, что ЕГАИС плоха или хороша. Дело в том, что это для большинства регионов России это абсолютный космос. В Смоленской области, например, половина населенных пунктов не имеет доступа к интернету. И этим все сказано. В России 250-260 тысяч торговых точек, из них сетевая торговля — максимум 35 тысяч. Тысяч 50 — баров, кафе, ресторанов, от забегаловок-закусочных до серьезных. Из них тысяч 150-160 — абсолютно «дремучая» по большей части малая розница, в которой и владельцы-то не имеют серьезного образования. Там и недостаток образования, и технологий.

— Думаю, до конца квартала продлится тяжелая ситуация — месяца два-три, никуда от этого не денешься. А потом будет еще хуже, потому что с 1 июля в системе начнет работать эта несуразная городская розница, и она будет отрабатываться июль, август, сентябрь и, наверное, октябрь. Поэтому бизнес в этом году понесет убытки, причем серьезные — минимум в 20 процентов от годового оборота алкоголя. Но я думаю, что дефицита в легальной рознице не допустят. Ведь у властей главная задача — чтобы не заметил этого потребитель.

— На самом деле, государственное регулирование алкогольного рынка находится в полном тупике в последние 20 лет, и ЕГАИС — часть тупика, хоть система, по мнению государства, и прогрессивная. Меры, которые принимаются по ограничениям продаж, сокращению числа торговых точек, компаний, по ограничению метров до школ, — все это бред сивой кобылы. 80 процентов населения в любой стране мира с европейской культурой употребляет алкоголь. В любой стране, что бы ни делали государства, вплоть до сухого закона. Поэтому это самый остросоциальный сегмент рынка. Гораздо более остросоциальный, чем мясо, молоко, хлеб и все остальное. Если реально легальная бутылка водки может стоить 220-230 рублей (а никакие не 185), а десятки миллионов людей пьют нелегальную водку по 100 рублей и из суррогата — по 50, то это не потому что бизнес ее предлагает! У этих людей есть определенное количество денег, есть определенные потребности в алкоголе. У 80 процентов взрослого населения они есть — от рюмки в неделю до бутылки в день. Гармония алкогольного рынка, государства, бизнеса и потребителя достигается гармонией трех показателей: учета физической потребности населения в алкоголе, учета его финансовых возможностей и ставки акциза вместе с ценой на алкоголь.

— Пути борьбы с нелегальным рынком не система «ЕГАИС», не госмонополия на спирт. Их на самом деле только два. Первый: минимальная цена бутылки водки, пусть она будет государственной, 50 рублей, то есть водка для нищих. Мне говорят: да в таком случае в России все сопьются! Я говорю: пардон, если на Западе алкоголь доступнее в 8 раз, почему они-то не утонули? А пьем мы одинаково, это абсолютно точно доказано. И второй: минимальная зарплата должна быть 25 тысяч, а не 6. Минимальная зарплата должна быть в 100 легальных бутылок водки.

— Во всех регионах борются с «наливайками», но ведь они работают в рамках закона! Они же нигде и никогда его не нарушали. Государство вводит один запрет — они его абсолютно легально обходят. Понятно, что жителям это неудобно. А на Западе так: притом что алкоголь в несколько раз дешевле, чем у нас, 40 процентов его объема выпивается в барах и ресторанах, то есть в культурной обстановке — не на лавочке, не на площадке детского сада, не на природе. А у нас в кафе и ресторанах — 3 процента, потому что дорого очень. И вот если бы эти люди, которые в «наливайках» сидят, имели бы возможность прийти в дешевый бар, я вас уверяю: они бы сидели в этом баре ночь напролет. Но у нас этого нет, а люди-то мы похожие! Все у нас одинаковое — руки, ноги, голова и желание выпить, что у немца, француза, итальянца и у татарина. Запретят эти «наливайки» — люди все равно будут покупать в другом месте, пить в другом месте. Пока не появится дешевая система HoReCa для населения, все эти проблемы так и будут существовать.

— Как бы регионы ни сопротивлялись и ни ругали меня, я считаю, что у регионов надо по максимуму отобрать вопросы регулирования рынка вплоть до введения сухого закона — это бред сивой кобылы. Не надо давать возможность регионам пиариться на этой теме перед выборами (и без выборов). А уже все напиарились — пять лет дурака валяли, что натворили — никто понять не может. Лоскутное одеяло, как Федеральная антимонопольная служба рассказывает. Кто-то начал отдельные виды продукции запрещать, кто-то — что-то еще. Нельзя этого делать! Есть Конституция, мы единый рынок, а так получается разорванное экономическое пространство.

— Я прекрасно знаю как разумный человек, что реклама не стимулирует потребление. И никого она абсолютно не подвигает пить больше, чем надо. Да, надо ограничить влияние рекламы на детей. Есть ограничения по времени и месту, да, пожалуй, не надо на крупных щитах на улицах рекламировать, не надо до 10 вечера, может быть, по телевизору-радио. Для взрослых ограничений быть не должно по одной простой причине — это способствует не алкоголизации, не росту потребления, а всего-навсего конкуренции между торговыми марками. И отсутствие рекламы — это отсутствие информации.

Полную версию интервью с Вадимом Дробизом читайте на портале «Бизнес Online» по ссылке над материалом.

21072
Поделиться
Лица
Дробиз Вадим Иосифович

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА».

Комментарии 2
Чистякова
16 февраля 2016, 22:48

НДляаконец то прочитала настоящий анализ того,что творится у нас в стране с продажей алкоголя. Дебильнее,чем ЕГАИС я за годы работы в торговле еще ничего не встречала. Не представляю, как будут решать проблемы, связанные с установкой и эксплуатацией этой программы где то в сельской глубинке. в маленьких магазинах нет возможности взять на оклад программиста, а консультация в фирме стоит 1500 руб в час. Сетевикам проще, у них уже стояли программы . Чтобы обучить персонал нужно время и деньги, которых у нас нет.

Наил
16 февраля 2016, 07:55

С Вадимом Дробиз я согласен. Все верно.

29 апреля 2018
St. Petersburg Craft Weekend 2018

29 и 30 апреля 2018 года в седьмом павильоне «ЛенЭкспо» состоится третий по счету St. Petersburg Craft Weekend, организованный компанией KwakInn Club.

29 апреля 2018
St. Petersburg Craft Event

Фестиваль крафтового пивоварения St. Petersburg Craft Event пройдёт 29 апреля 2018 года в центре дизайна ArtPlay.

30 апреля 2018
Old Skull Fest 2018 (Санкт-Петербург)

Шестой фестиваль альтернативного, коммунного и анархо-пивоварения Old Skull Fest пройдёт в Санкт-Петербурге 30 апреля в 20 часов в Aurora Concert Hall.

Лучшее
7 8619
Павел Егоров: Пять самых-самых сортов пива 90-х