Пиво Life

← Обратно к новостям
22 июня 2022, 15:08

Личные интересы или судьба города? С чего началось дело Ивана Кляйна

Личные интересы или судьба города? С чего началось дело Ивана Кляйна

В конце 2021 года мэра Томска и бывшего руководителя предприятия «Томское пиво» приговорили к двум годам колонии за незаконную предпринимательскую деятельность и превышение должностных полномочий.

Ивана Кляйна обвинили, в числе прочего, в том, что он на правах мэра отказал местному бизнесмену Ринату Аминову в строительстве, которое должно было развернуться по соседству с заводом «Томского пива». Причиной отказа стала плохая транспортная доступность участка, где планировалось построить ЖК на три с лишним тысячи квартир.

Следствие не учло доводов защиты, заключив, что Иван Кляйн действовал в интересах семейного бизнеса, а не в интересах будущих жильцов. Именно этот эпизод стал центральным в обвинении и обсуждался в СМИ больше всего.

Сейчас, когда против Ивана Кляйна возбудили новое уголовное дело, корреспондент Profibeer Яна Таранова попыталась разобраться, насколько справедливым было обвинение, с которого все началось. В этом ей помогли томские общественники и урбанисты.

Как возникло дело Кляйна

Предприниматель Ринат Аминов планировал построить ЖК на территории бывшего радиотехнического завода (ТРТЗ), который граничит с площадкой «Томского пива». В 2016 году бизнесмен выкупил территорию ТРТЗ в результате торгов.

Чтобы начать строительство, необходимо было изменить территориальную зону на пригодную для жилой застройки. В январе 2017-го Аминов получил от городской администрации обоснованный отказ: оказалось, что изменению назначения земель препятствует 300-метровая защитная зона предприятия. Кроме того, в постановлении об отказе, подписанном мэром Томска, указывалось на плохую транспортную доступность выбранного участка и отсутствие в проекте социальных объектов — школы и детского сада.

И «Томское пиво», и ныне пустующая площадка ТРТЗ расположены на территории микрорайона Мокрушинского. В городе он славится своими километровыми пробками, тянущимися по улице Мокрушина в утренний и вечерний часы пик. Проблема усугубляется активной жилой застройкой южных окраин города: вместе с мокрушинцами в нескончаемой пробке стоят жильцы новостроек из микрорайона Нефтяного и недавно отстроенных «Южных ворот».

Задействуем немного цифр: сейчас в Мокрушинском проживает около 6,5 тысячи человек. Появление здесь еще одного ЖК, рассчитанного на 8 тысяч жильцов, увеличило бы население микрорайона более чем вдвое и, соответственно, в два раза увеличило бы автомобильный трафик. Поэтому опасения мэра, что строительство только ухудшит и без того сложную дорожную ситуацию, кажутся логичными. Тогда, в 2016 году, его поддержали и томские депутаты: о проблеме Мокрушинского в Томске всем хорошо известно.

Обвинение приписало Ивану Кляйну попечение о семейном бизнесе как главный мотив для отказа Ринату Аминову. Кляйн действительно продолжал иметь к «Томскому пиву» самое непосредственное отношение даже после 2013 года, когда был избран мэром. Ему по-прежнему принадлежит контрольный пакет акций — 51,02%. С 2013 года акции находятся в управлении его жены, Галины Кляйн, которой он передал и кресло руководителя «Томского пива». Ее собственная доля составляет 9,83%, еще по 10% принадлежат дочерям Марии, Наталье и Светлане. Однако это не дает понимания, какие интересы предприятия мог, по логике обвинения, защищать Иван Кляйн, отказывая Аминову в строительстве ЖК.

Тем более не понятно, в чем заключается вина мэра Томска по этому эпизоду, если в 2019 году Кляйн все же дал добро на изменение территориальной зоны на жилую — после того, как Ринат Аминов внес необходимые изменения в проект и добавил в план здание школы. «За» проголосовали и депутаты. На положительное решение повлиял и тот факт, что в 2017 году было согласовано строительство развязки, призванной решить проблему транспортной доступности Мокрушинского.

Тем не менее, в ноябре 2020 года мэра Томска вывели из здания городской администрации в наручниках. В конце 2021-го его приговорили к двум годам лишения свободы.

Транспортная проблема Мокрушинского

На то, что отказ мэра в разрешении на строительство был разумным решением, указывает многое — например, в сети можно найти видеообращение мокрушинцев к президенту с требованием запретить стройку. Реальность транспортной проблемы Мокрушинского подтверждает и основатель общественного движения «Умный транспорт Томска» Алексей Козявкин:

— Километровые пробки на выезде из Мокрушинского образуются по ряду причин. Во-первых, южные микрорайоны от остальной части города отрезает железная дорога. По ней с высокой частотой ходят поезда, поэтому переезд то и дело перекрывают, и автомобильное движение оказывается парализовано. Кроме того, недалеко от железнодорожного переезда находится поворот на аэропорт, к которому каждое утро устремляется большой поток машин. Я подметил, например, что московские рейсы из Томска в основном утренние. Но самый главный фактор, ухудшающий транспортную доступность — активная застройка южных окраин. Например, с 2012 по 2018 здесь строился микрорайон «Южные Ворота», куда заселились порядка 15 тысяч человек. По соседству расположены микрорайоны Нефтяной и Мокрушинский. Потоки машин из них сливаются и попадают в своего рода узкое «бутылочное горлышко» у железнодорожного переезда. Плохо обстоит дело и с общественным транспортом: по улице Мокрушина ходит буквально пара маршрутов. Поэтому для местных жителей автомобиль становится необходимостью. Думаю, проблема пробок будет только усугубляться, поскольку вскоре рядом с «Южными воротами» начнется строительство микрорайона «Южные ворота-2» на 25-30 тысяч человек. По-моему, на фоне этого безумия решение мэра отказаться от возведения очередного ЖК выглядит очень выигрышно.

— Большая часть рабочих мест в городе — порядка 70-80% — расположено на проспекте Ленина. Поэтому все жители южных районов утром едут в центр, — рассказывает Арсений Сапунов, коллега Алексея Козявкина по сообществу «Умный транспорт Томска». — Как следствие, улицы Мокрушина и Коларовский тракт, которые упираются в железнодорожный переезд и Южную площадь, каждое утро стоят без движения. В час-пик в пробке можно потерять около сорока минут. Это при том, что расстояние от Южной площади до конца улицы Мокрушина — километра два. Томск вообще небольшой город, без пробок за сорок минут можно проехать его целиком.

По словам Арсения, формально ЖК «Южные ворота» расположен за пределами городского округа, но де-факто является частью города. Еще недавно эти территории под новостройками к югу от Томска были землями сельхозназначения, но вот уже с десяток лет активно переводятся в категорию земель для жилой застройки с позволения региональных властей. Было бы логично, если бы судьбу южного пригорода определяли городские власти — ведь перенаселение этих районов, в конечном счете, влияет на дорожную ситуацию в Томске и качество жизни горожан.

«Правильнее было не создавать проблему — не застраивать южные территории»

Проблему пробок не помогла решить и транспортная развязка. В 2016 году томские власти уже задумывались о необходимости ее строительства, но не могли изыскать средства — порядка 1,8–2,5 млрд рублей. В 2017 году эти деньги были выделены из федерального бюджета. 25 июня 2021 года работы были завершены и под железной дорогой в районе 76-го километра перегона Томск-Тайга появился туннель. Арсений Сапунов объясняет, почему развязка не стоила вложенных денег:

— Областная администрация построила на федеральные деньги развязку на 76-м километре трассы «Томск — Тайга». Она укорачивает расстояние от Мокрушинского до центра города. С одной стороны, это неплохо. С другой стороны, машины по новой дороге идут сплошным плотным потоком, который попадает на Богашевский тракт, и без того загруженный. Раньше, до реконструкции, трафик хоть как-то регулировался светофорами и пешеходными переходами.

Арсений считает, что проблема пробок стала патовой как раз после того, как областные власти совершили роковую ошибку и дали разрешение на строительство «Южных ворот»:

— Правильнее было не создавать проблему — а именно, не застраивать южные территории. До появления «Южных ворот» пробок здесь не было. Администрация Томской области дала разрешение на застройку, прекрасно понимая, что возникнут трудности с транспортной доступностью. Дорога на тот момент была только одна — и та через железнодорожный переезд. Впоследствии развязка тоже, конечно, проблему решить не смогла — ведь она направляет автомобильный поток к перегруженным площадям Южной и Транспортной. В Томске есть много других территорий, которые больше подходят для строительства жилья. Например, район Черемошники. Это практически центр города, занятый старым частным сектором. Но, видимо, расселение собственников из частного сектора — это более сложная задача, чем постройка жилья в чистом поле, где отсутствует необходимая дорожная инфраструктура. Решать проблемы, созданные областной администрацией, приходится городской. К сожалению, она плоховато справляется с этим.

«Мокрушинский “задыхается” без школы и детского сада»

По словам Алексея Козявкина, транспортная ситуация существенно влияет на привлекательность жилья в Мокрушинском.

— Здесь не очень любят снимать квартиры студенты, поскольку понимают, что это лотерея — успеешь или не успеешь приехать утром на занятия, — говорит эксперт. — Вторичка в микрорайоне «Северный парк» уже сейчас стоит дороже, чем в «Южных воротах» или «Мокрушинском».

И это не единственное следствие бездумной застройки южных окраин.

— Был случай, когда в Мокрушинском умер ребенок, потому что скорая стояла в пробке, — рассказывает Лариса Сорокова, глава ТОС «Мокрушинский». Она считает отказ Ивана Кляйна в строительстве ЖК абсолютно оправданным:

— В Мокрушинском на сегодня действует единственный детский сад, который «задыхается» и единственная переполненная школа. Я хорошо знакома с проектом Рината Аминова. Вначале проект вообще не предполагал наличия школы. Позже, когда она появилась, то была стыдливо вынесена за пределы участка на плане. Построить ее за пределами участка не получилось бы: ответственно заявляю, что в Мокрушинском просто нет другого места для строительства школы. Ведь под нее нужно отводить большую территорию — в частности, для стадиона. Также на территории ЖК обязательно следовало бы предусмотреть место для детского сада. Сейчас мокрушинцы устраивают детей в другие сады. Пытаются, конечно, найти место поближе к нашему злополучному переезду, но это не всегда получается. Также проекту не хватает хотя бы детской поликлиники, ведь во всем Мокрушинском ее нет вовсе. Та, к которой прикрепляются местные дети, катастрофически переполнена, это проблема из проблем. Взрослые получают медицинские услуги в военной медсанчасти, которую все время порываются закрыть. Я, используя свой депутатский статус, каждый год пишу обращения и прошу не закрывать медсанчасть.

Лариса Сорокова, как и многие томичи, очень сочувствует Ивану Кляйну:

— Я знаю этого человека больше 30 лет. Я знала его, когда он еще был депутатом. Я хорошо знакома и с его семьей, потому что его дети учились в школе, где я преподавала. Считаю, что он чистейший человек.

О народной поддержке мэра свидетельствует и то, что в его защиту во время рассмотрения дела подписались 13 тысяч человек.

01574
Поделиться
Смотрите также
0 11159
06.05.2021
Как собирать и хранить дрожжи

Пивовары часто повторно используют дрожжи для экономии и более эффективного брожения. Однако чтобы дрожжи были здоровыми, нужно соблюдать правила их сбора и хранения, о которых рассказывает сайт Craft Brewing Business. При следовании им можно использовать дрожжи семь-десять раз.

0 3178
06.08.2021
В Удмуртии запретят ночную продажу алкоголя общепитам, которые торгуют полуфабрикатами

Власти Удмуртии обеспокоены ростом числа заболевших коронавирусом. Поэтому в регионе запретят ночную продажу алкоголя заведениям общепита, которые не имеют полного технологического цикла и работают с полуфабрикатами.

0 9902
10.06.2021
Как начать эксперименты с кетл-саурингом

Кетл-сауринг даёт пивоварам широкие возможности для творчества и позволяет расширить палитру выпускаемого пива. О том, как освоить эту технологию пивоварне, раньше не пробовавшей экспериментировать с кислым пивом, рассказывает главный пивовар Breakside Brewery Бен Эдмундс.

0 2366
27.07.2021
Евросоюз пока не запрашивал в ВТО консультации по российскому «закону о шампанском»

26 июля 2021 года торговый источник в Женеве сообщил, что пока Евросоюз не запрашивал в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) консультации с Россией по спорам о новом законе, который разрешает использовать термин «шампанское» только для российских напитков, а импортную продукцию относит к термину «игристое вино». Источник допустил, что Москва и Брюссель ведут переговоры, но ВТО к ним не имеет отношения.

1 13796
16.02.2021
Новый стиль: холодный IPA

Американские пивовары придумали очередной вид IPA — теперь холодный. О том, чем отличается этот стиль, и о пивоварне, которая его создала, рассказывает журнал Craft Beer & Brewing.

0 3883
22.07.2021
Производители вин должны до 1 сентября предоставить в РАР заявления о переоформлении лицензии

2 июля вступили в силу изменения в ФЗ № 171 и ФЗ № 468. В этой связи РАР сообщает, что организации, имеющие лицензии на производство, хранение и поставки фруктового вина, винных напитков, виноматериалов, должны до 1 сентября 2021 в соответствии с п. 12 статьи 19 ФЗ № 171-ФЗ подать в РАР заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением вида производимой продукции:

Комментарии 0

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети
01 июля 2022
Craft Beer Helsinki 2022

Craft Beer Helsinki – это великолепный фестиваль крафтовой культуры, который пройдёт в июле 2022 года в Хельсинки, в Rautatientori.

02 июля 2022
IV фестиваль «Горький Крафт» (Нижний Новгород)

2-3 июля на Красной слободе пройдет пивной фестиваль «Горький Крафт».

07 июля 2022
VI Среднерусский зерновой форум и XI День поля «Ячмень, солод, хмель и пиво России» (Липецкая область)

Союз ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции совместно с Союзом производителей сырья для алкогольной продукции и Союзом селекционеров, генетиков и семеноводов 7-8 июля 2022 года проведут в Липецкой области VI Среднерусский зерновой форум и XI День поля «Ячмень, солод, хмель и пиво России».

Лучшее
1 120899
Пять хмелей крафтовой революции