Проекты

← Обратно к проектам

Законопроект № 226612-7 «О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации»

Данный законопроект предлагает ввести раздельное регулирование производства вина.

Текст законопроекта

 

Вносится депутатами

Государственной Думы

 

И.И.Демченко

К.М.Бахаревым

З.А.Аскендеровым

Н.Д.Боевой

 

Проект

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации

 

Глава 1 Общие положения

 

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего

                 Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы виноградарства и виноделия, принципы правового регулирования виноградарства и виноделия, основные направления деятельности государства по стимулированию развития виноградарства и виноделия
    в Российской Федерации, требования к реестру виноградных насаждений и декларированию урожая винограда, порядок и особенности лицензирования производства и оборота вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина.
  2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

1) деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство
в целях выращивания винограда и изготовления винодельческой продукции только для личного потребления, не в целях сбыта;

2) производство вина в научно-исследовательских целях.

  1. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) обеспечение условий для устойчивого развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации;

2) защита прав и интересов физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в сфере виноградарства и виноделия.

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем

                Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) виноградарство – вид экономической деятельности по выращиванию на виноградниках винограда, в том числе его посадочного материала;

2) виноградник – земельный участок, предназначенный для выращивания винограда, в том числе для производства винодельческой продукции из него, и используемый в этих целях;

3) вино – алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 8,5 (за исключением вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения) до 16,5 (за исключением столового вина) процента объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта, а также без добавления (за исключением столового вина) концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла. Вино с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения может иметь содержание этилового спирта не менее 4,5 процента объема готовой продукции. Содержание этилового спирта в столовом вине не должно превышать 15 процентов объема готовой продукции. При производстве столового вина допускается добавление концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла для увеличения содержания этилового спирта (обогащение) или подслащивания. При обогащении или подслащивании добавление концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла осуществляется в количестве, которое может увеличить содержание этилового спирта в объеме готовой продукции не более чем на 4 процента. При производстве столового вина обогащение осуществляется путем добавления концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла в виноградное сусло, подвергшееся неполному брожению, или в вино, в котором процесс брожения не окончен, а подслащивание – на любой стадии технологического процесса до момента розлива;

4) игристое вино (шампанское) – винодельческая продукция с содержанием этилового спирта от 8,5 процентов до 13,5 процентов объема готовой продукции (для игристых жемчужных вин с защищенным географическим указанием от 6 процентов до 12,5 процентов при условии обеспечения общей объемной доли этилового спирта не менее 10 процентов), насыщенная двуокисью углерода (эндогенного происхождения) в герметичных сосудах под давлением в результате полного или неполного спиртового брожения виноградного сусла или вторичного брожения виноградного виноматериала, которая подразделяется на такие виды как игристое вино, игристое жемчужное вино. Давление двуокиси углерода должно составлять при температуре 20 градусов Цельсия в игристом вине не менее 300 килопаскалей, в игристом жемчужном вине 250 килопаскалей. Допускается использование в названии продукта слова «шампанское» в сочетании с прилагательным, производным от наименования страны (Российское шампанское);

5) ликерное вино – винодельческая продукция с содержанием этилового спирта от 15 до 22 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения целых или дробленых ягод винограда, либо виноградного сусла с добавлением или без добавления концентрированного виноградного сусла, ректификованного концентрированного виноградного сусла, без добавления (за исключением специального вина) этилового спирта, за исключением винного дистиллята, ректификованного винного дистиллята, виноградного дистиллята, ректификованного виноградного дистиллята. При производстве ликерного вина с защищенным географическим указанием, ликерного вина с защищенным наименованием места происхождения допускается добавление ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья (специальное вино);

6) виноматериал или вино наливом – вино, разлитое в производственную или транспортную тару, предназначенное для производства и (или) розлива в потребительскую тару, производства винодельческой продукции, и не подлежащее реализации населению как готовый продукт;

7) виноделие – вид экономической деятельности по производству вина из винограда и его последующего использования при производстве винодельческой продукции;

8) винодельня – имущественный комплекс, включающий здания, строения, сооружения, оборудование, используемые для хранения
и переработки винограда, а также для производства и хранения винодельческой продукции и иных продуктов переработки винограда,
и размещенные на земельных участках, в том числе сельскохозяйственного назначения;

9) виноградарское хозяйство – юридическое лицо, сельскохозяйственный потребительский кооператив, крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное в качестве юридического лица, крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное без образования юридического лица, либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие виноградарство, в собственности или пользовании которых находится виноградник;

10) винодельческое хозяйство – юридическое лицо, сельскохозяйственный потребительский кооператив, крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное в качестве юридического лица, крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное без образования юридического лица, либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие виноделие или виноградарство и виноделие, в собственности, пользовании или аренде которых находятся винодельня или винодельня и виноградник;

11) специализированная ярмарка, выставка, фестиваль винодельческой продукции – мероприятие или часть культурной программы, которые проводятся в целях демонстрации, дегустации и реализации винодельческой продукции, доля которой, а также материалов и оборудования, используемых для производства винодельческой продукции, составляет в числе продукции (материалов, оборудования), представленной на данной ярмарке, выставке, фестивале, не менее 60 процентов;

12) реестр виноградных насаждений - государственная информационная система учета сведений о виноградных насаждениях, в том числе о месте нахождения, площади, правообладателях виноградников, количестве кустов винограда, плотности виноградных насаждений, об их состоянии, о сортовом составе, об урожайности, об объеме собранного винограда;

13) коллекция винодельческой продукции – систематизированное собрание винодельческой продукции, создаваемое в целях совершенствования технологического процесса производства такой продукции и (или) в коммерческих целях и хранящееся в специально выделенных помещениях.

 

Статья 3. Правовая основа виноградарства и виноделия

  1. Развитие виноградарства и виноделия осуществляется на основе настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  2. Вино, игристое вино (шампанское) и ликерное вино, произведенное на территории Российской Федерации, в том числе с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения, признается сельскохозяйственной продукцией.
  3. Регулирование производства вина, игристого вина (шампанского) и ликерного вина, произведенного на территории Российской Федерации, в том числе с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
  4. Маркировка федеральными специальными марками, передача информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - единая государственная автоматизированная информационная система), контроль за оборотом вина, игристого вина (шампанского) и ликерного вина, произведенного на территории Российской Федерации, в том числе с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения, регулируется нормами Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

 

Статья 4.  Принципы правового регулирования отношений,

                  возникающих в области виноградарства и виноделия

Правовое регулирование отношений, возникающих в области виноградарства и виноделия, осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) значимость виноградарства и виноделия на основе их неразрывной связи как традиционной и важной составляющей сельского хозяйства;

2) системность стимулирования развития виноградарства и виноделия, осуществляемого органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области виноградарства и виноделия, к получению мер государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся развития виноградарства и виноделия, согласно которому указанные субъекты имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых способствует развитию виноградарства и виноделия, а органы государственной власти, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены действующим законодательством.

 

          Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской

                           Федерации в области развития виноградарства и виноделия

  1. Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом:

1) устанавливает формы декларации об урожае винограда, собранного для производства винодельческой продукции, и декларации о производстве винодельческой продукции из винограда текущего урожая, порядок их предоставления в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

2) устанавливает порядок ведения реестра виноградных насаждений;

3)  определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития виноградарства и виноделия, в том числе определяет его полномочия в указанной сфере;

4) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации полномочия в области виноградарства и виноделия.

  1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития виноградарства и виноделия, наряду с полномочиями в указанной сфере, установленными Правительством Российской Федерации, осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет функции оператора реестра виноградных насаждений;

  2) устанавливает порядок лицензирования производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина, произведенного на территории Российской Федерации, в том числе с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения;

3) устанавливает критерии качества винограда и винодельческой продукции;

4) определяет сроки и порядок проведения инвентаризации виноградных насаждений;

5) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации полномочия в области виноградарства и виноделия.

 

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов

                 Российской Федерации в области развития виноградарства и

                 виноделия

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области развития виноградарства и виноделия относятся:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих меры стимулирования развития виноградарства и виноделия, осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

2) утверждение перечня географических зон, в которых осуществляется производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и географических зон, мест, участков производства винодельческой продукции с защищенным наименованием места происхождения;

3) утверждение порядка направления саморегулируемыми организациями виноградарей и виноделов предложений по определению географических зон, в которых осуществляется производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и географических зон, мест, участков производства винодельческой продукции с защищенным наименованием места происхождения;

4) ведение реестра виноградных насаждений на основе деклараций, поданных виноградарскими хозяйствами и винодельческими хозяйствами, подтвержденных саморегулируемыми организациями виноградарей и виноделов, а также на основе сведений, представленных саморегулируемыми организациями виноградарей и виноделов в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) осуществление инвентаризации виноградных насаждений
в порядке, установленном субъектом Российской Федерации;

6) иные, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами полномочия в области развития виноградарства и виноделия.

 

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления области

                 развития виноградарства и виноделия

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области развития виноградарства и виноделия в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Статья 8. Полномочия саморегулируемых организаций виноградарей и

                 виноделов

  1. Структура и функции саморегулируемой организации виноградарей и виноделов, права и обязанности ее членов определяются в порядке, установленном Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
  2. Наряду с функциями, установленными Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», саморегулируемая организация виноградарей и виноделов осуществляет следующие функции:

1) составление расчета потребности в федеральных специальных марках для членов своей саморегулируемой организации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;

2) установление особых требований к коллекции винодельческой продукции;

3) утверждение стандартов качества винодельческой продукции с защищенным наименованием места происхождения, содержащих требования к органолептическим и физико-химическим показателям такой продукции, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями;

4) направление предложений в органы государственной власти субъектов Российской Федерации по определению географических объектов, в границах которых осуществляется производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и географических зон, мест, участков производства винодельческой продукции с защищенным наименованием места происхождения;

5) предоставление сведений, необходимых для заполнения реестра виноградных насаждений, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (если это предусмотрено уставом саморегулируемой организации); 

6) ежегодное декларирование урожая винограда, собранного для производства винодельческой продукции (если это предусмотрено уставом саморегулируемой организации);

7) ежегодное декларирование производства винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения (если это предусмотрено уставом саморегулируемой организации);

8) ежегодное проведение органолептической оценки винодельческой продукции с защищенным наименованием места происхождения.

 

Статья 9. Стимулирование развития виноградарства и виноделия

  1. Стимулирование развития виноградарства и виноделия осуществляется путем предоставления государственной поддержки в формах, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации:

1) виноградарским хозяйствам;

2) винодельческим хозяйствам, осуществляющим производство и (или) экспорт винодельческой продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в том числе с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения;

3) гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство в целях выращивания винограда и его сбыта для производства винодельческой продукции;

4) организациям, осуществляющим научно-исследовательскую, научно-техническую, инновационную и просветительскую деятельность в области виноградарства и виноделия.

  1. Государственная поддержка в области развития виноградарства и виноделия осуществляется по следующим направлениям:

1) обеспечение закладки виноградников и ухода за ними, включая установку шпалер, устройство систем орошения и раскорчевку выбывших из эксплуатации виноградников, и рекультивацию раскорчеванных площадей;

2) обеспечение обновления основных средств, технологически связанных с виноградарством и виноделием;

3) развитие питомниководческой базы для производства посадочного материала винограда;

4) осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной и просветительской деятельности в области виноградарства и виноделия;

5) продвижение на внутренний потребительский рынок и рынки иностранных государств винодельческой продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в том числе с защищенным географическим указанием  и с защищенным наименованием места происхождения, а также создание благоприятных условий для винодельческих хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, если это не противоречит международным обязательствам Российской Федерации;

6) содействие деятельности саморегулируемых организаций виноградарей и виноделов, представляющих интересы виноградарских и винодельческих хозяйств;

7) правовая охрана российской винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения в иностранных государствах.

  1. Координация мер стимулирования развития виноградарства
    и виноделия обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития виноградарства и виноделия.
  2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых выращивается виноград и (или) производится винодельческая продукция, в пределах своих полномочий наряду с предусмотренными частью 2 настоящей статьи направлениями стимулирования вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации иные формы государственной поддержки развития виноградарства и виноделия за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

Глава 2. Требования к реестру виноградных насаждений и

               декларированию урожая винограда

 

Статья 10. Реестр виноградных насаждений

  1. Виноградники виноградарских хозяйств, винодельческих хозяйств и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в целях выращивания винограда и его сбыта для производства винодельческой продукции, подлежат учету в реестре виноградных насаждений.
  2. Оператором реестра виноградных насаждений как федеральной государственной информационной системы является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития виноградарства и виноделия.
  3. Реестр виноградных насаждений представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), содержащих следующую информацию:

1) учетный номер виноградника и дату присвоения учетного номера виноградника;

2) место нахождения виноградника с указанием кадастровых номеров земельных участков, в границах которых расположен виноградник, а также сведений о нахождении виноградника в границах географических объектов, в которых осуществляется производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения;

3) сведения о правообладателях земельных участков, в границах которых расположен виноградник;

4) площадь виноградника;

5) сведения о сортовом составе винограда на винограднике;

6) сведения о количестве кустов винограда (по каждому сорту
с указанием года посадки);

7) схема посадки виноградника (по каждому сорту);

8) сведения о состоянии виноградника (по каждому сорту), в том числе об установке шпалер и наличии системы орошения, с указанием даты ввода в эксплуатацию и площади орошаемых земельных участков, в границах которых расположен виноградник;

9) сведения об урожайности виноградных насаждений (по каждому сорту);

10) сведения об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции (по каждому сорту).

  1. Внесение сведений в реестр виноградных насаждений осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1) в порядке межведомственного информационного взаимодействия – при внесении сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи;

2) в уведомительном порядке – при внесении сведений, предусмотренных пунктами 4 – 8 части 3 настоящей статьи, представляемых виноградарским хозяйством, винодельческим хозяйством, осуществляющим виноградарство, а также гражданином, ведущими личное подсобное хозяйство в целях выращивания винограда и его сбыта для производства винодельческой продукции. В случае если виноградарское хозяйство или винодельческое хозяйство является членом саморегулируемой организации виноградарей и виноделов, представление указанных сведений осуществляется данной саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов, если это предусмотрено ее уставом. Сведения формируются на основе первичных учетных документов, в том числе данных учета объема винограда, собранного для производства винодельческой продукции, и предоставляются ежегодно не позднее 20 января года, следующего за отчетным;

3) в результате декларирования урожая винограда, собранного для производства винодельческой продукции – при внесении сведений, предусмотренных пунктами 9 и 10 части 3 настоящей статьи.

  1. Ведение реестра, внесение в него соответствующей информации и ее раскрытие осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
  2. Сведения, содержащиеся в реестре виноградных насаждений, являются общедоступными, если иное не установлено федеральным законом.
  3. Инвентаризация сведений, содержащихся в реестре виноградных насаждений осуществляется в порядке и сроки, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

Статья 11. Декларирование урожая винограда, собранного для

                   производства винодельческой продукции, и декларирование

                   производства винодельческой продукции с защищенным

                   географическим указанием и с защищенным наименованием

                   места происхождения

  1. Виноградарские хозяйства, винодельческие хозяйства, осуществляющие виноградарство, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в целях выращивания винограда и его сбыта для производства винодельческой продукции, ежегодно декларируют урожай винограда, собранного для производства винодельческой продукции.
  2. В случае если виноградарское хозяйство или винодельческое хозяйство, осуществляющее виноградарство, является членом саморегулируемой организации виноградарей и виноделов, ежегодное декларирование урожая винограда, собранного для производства винодельческой продукции, осуществляется этой саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов, если это предусмотрено ее уставом, путем подачи единой декларации саморегулируемой организации виноградарей и виноделов.
  3. Винодельческие хозяйства осуществляют ежегодное декларирование производства винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения.
  4. В случае если винодельческое хозяйство является членом саморегулируемой организации виноградарей и виноделов, ежегодное декларирование производства винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения осуществляется этой саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов, если это предусмотрено ее уставом, путем подачи единой декларации саморегулируемой организации виноградарей и виноделов.
  5. Декларации об урожае винограда, собранного для производства винодельческой продукции, и декларации о производстве винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения предоставляются в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за годом сбора урожая.
  6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют в электронной форме сведения, содержащиеся в декларациях о производстве винодельческой продукции из винограда текущего урожая и в декларациях об урожае винограда, собранного для производства винодельческой продукции, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития виноградарства и виноделия.
  7. Форма декларации об урожае винограда, собранного для производства винодельческой продукции, и декларации о производстве винодельческой продукции из винограда текущего урожая, а также порядок их предоставления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития виноградарства и виноделия, в установленном Правительством Российской Федерации порядке ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации сводные балансы, содержащие данные:

1) о соответствии объемов произведенного винограда объемам винограда, использованного для производства винодельческой продукции;

2) о соответствии объемов использованного для производства винодельческой продукции вина и виноматериалов, объемам произведенного и ввезённого вина и виноматериалов.

  1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития виноградарства и виноделия, обеспечивает публикацию вышеуказанных данных в официальных печатных изданиях и на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Глава 3. Особенности лицензирования деятельности по производству и

               обороту вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина

Статья 12. Лицензирование в сфере виноградарства и виноделия

Деятельность в сфере виноградарства и виноделия по производству и обороту вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина, произведенных на территории Российской Федерации, в том числе с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 13. Лицензионные требования при осуществлении

                   лицензируемого вида деятельности

  1. К винодельческим хозяйствам и организациям, не являющимся винодельческими хозяйствами, осуществляющим производство, хранение и поставки вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина, предъявляются следующие лицензионные требования:

1) наличие производственных и складских помещений, соответствующих требованиям, установленным для помещений, предназначенных для производства и хранения пищевой продукции;

2) наличие технологического оборудования, отвечающего требованиям к производству пищевой продукции, к основному технологическому оборудованию относятся только линии и (или) агрегаты розлива продукции;

   3) наличие счетчика единиц готовой продукции с нанесенными специальными марками, подключенного к единой государственной автоматизированной информационной системе, для перевода количества продукции в объем произведенной продукции. Требование не распространяется на производителей только вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения;

4) наличие собственной лаборатории химического и технологического контроля производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина либо договора с такой лабораторией на проведение соответствующего контроля;

5) наличие оборудования для нанесения информации на специальную марку и передачи информации о произведенном вине, игристом вине (шампанском), ликерном вине в единую государственную автоматизированную информационную систему.

  1. К крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, хранение и поставки вина и розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), предъявляются следующие требования:

1) наличие производственных помещений, складских помещений, без выделения склада для готовой продукции, соответствующих требованиям, установленным для помещений, предназначенных для производства и хранения пищевой продукции. Хранение продукции, расфасованной в потребительскую тару, разрешается в любых помещениях при обеспечении температурного режима, предусмотренного технологической инструкцией;

2) наличие технологического оборудования, отвечающего требованиям к производству пищевой продукции;

3) наличие договора с лабораторией химического и технологического контроля производства вина, игристого вина (шампанского) на проведение соответствующего контроля;

4) наличие персонального компьютера и программного обеспечения для передачи информации в единую  государственную автоматизированную информационную систему;

5) наличие виноградников в собственности или в аренде.

 

Статья 14. Условия получения лицензии

  1. Для получения лицензии винодельческое хозяйство и организация, не являющаяся винодельческим хозяйством, представляет в лицензирующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который заявитель намерен осуществлять, вида продукции, срока, на который испрашивается лицензия;

2) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);

3) копию документа о государственной регистрации организации - юридического лица. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о соискателе лицензии в единый государственный реестр юридических лиц;

4) копию документа о постановке организации - юридического лица на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки соискателя лицензии на налоговый учет;

5) копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

6) документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копию договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля. В случае, если документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не представлен заявителем, такой документ (сведения, содержащиеся в нем) представляется по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования;

7) документы, подтверждающие наличие у организации производственных и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объекту недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

  1. Предусмотренные пунктами 1-7 части 1 настоящей статьи документы могут быть по усмотрению заявителя представлены как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов.
  2. В случае если документы, указанные в пунктах 3-4, 6-7 части 1 настоящей статьи, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа в порядке межведомственного информационного взаимодействия иными государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями).
  3. Для получения лицензии крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели представляют в лицензирующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования крестьянского (фермерского) хозяйства или фамилии, имени и (при наличии) отчества главы крестьянского (фермерского) хозяйства, фамилии, имени и (при наличии) отчества индивидуального предпринимателя, соответственно их места нахождения, места жительства, адресов их электронной почты, по которым лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, наименования банка, номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который данные лица намерены осуществлять, срока, на который испрашивается лицензия;

2) копию документа о государственной регистрации заявителя. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о соискателе лицензии в единый государственный реестр юридических лиц;

3) копию документа о постановке на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки соискателя лицензии на налоговый учет;

4) копию документа об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

5) копию договора с лабораторией химического и технологического контроля производства алкогольной продукции на проведение указанного контроля. В случае, если документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не представлен заявителем, такой документ (сведения, содержащиеся в нем) представляется по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования;

6) документы, подтверждающие наличие у заявителя помещений для осуществления лицензионной деятельности в собственности или в аренде;

7) документы о наличии у заявителя в установленном законодательством порядке в собственности или в аренде виноградников.

  1. Предусмотренные пунктами 1-7 части 4 настоящей статьи документы могут быть по усмотрению заявителя представлены как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов.
  2. В случае если документы, указанные в пунктах 2-3, 5 части 4 настоящей статьи, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа в порядке межведомственного информационного взаимодействия иными государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями).
  3. Документы, представленные заявителем в лицензирующий орган для получения лицензии, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом. Лицензирующий орган до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести обследование (проверку) заявителя на предмет соответствия лицензионным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
  4. Не допускается требовать от заявителя документы, не предусмотренные частями 1 и 4 настоящей статьи. Также не допускается при обследовании (проверке) заявителя на предмет соответствия лицензионным требованиям предъявлять лицензионные требования иные, нежели предусмотренные статьей 14 настоящего Федерального закона.
  5. В выдаче лицензии может быть отказано при выявлении в представленных документах недостоверной или искаженной информации, а также в случае несоответствия заявителя установленным настоящим Федеральным законом лицензионным требованиям.
  6. Лицензирующий орган рассматривает представленные документы в течение 30 дней со дня их получения. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок может быть продлен на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.
  7. Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа в письменной форме направляется заявителю в течение 3 дней после принятия соответствующего решения. В случае если в заявлении о выдаче лицензии было указано на необходимость направления решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет заявителю соответствующее решение в форме электронного документа.
  8. Лицензия на производство и оборот вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина выдается на срок, указанный лицензиатом в заявлении, но не более чем на пятнадцать лет. Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании подаваемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины.
  9. За предоставление лицензий, продление срока действия таких лицензий и их переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
  10. В лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма лицензиата, место его нахождения, адрес его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения его обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах лицензиата, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, иные места осуществления лицензируемых видов деятельности, лицензируемый вид деятельности. Указанный перечень сведений является исчерпывающим.
  11. Форма лицензии утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

Статья 15. Прекращение действия и аннулирование лицензии

  1. Действие лицензии прекращается по истечении срока действия такой лицензии, в случае принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия такой лицензии на основании заявления лицензиата, а также в случае ликвидации лицензиата.
  2. Лицензия аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа в следующих случаях:

1) оборот алкогольной продукции без маркировки федеральной специальной маркой либо с поддельными марками;

2) производство продукции, не соответствующей государственным стандартам;

3) производство и (или) оборот продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе;

4) производство крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем вина, игристого вина (шампанского) из приобретенных у других лиц винограда, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5) производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения за пределами границ географических объектов, определенных соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предложению саморегулируемой организаций виноградарей и виноделов.

 

Статья 16. Государственный контроль (надзор) в области производства и

                   оборота винодельческой продукции

  1. Государственный контроль (надзор) в области производства и оборота винодельческой продукции включает в себя:

1) лицензионный контроль за производством и оборотом винодельческой продукции;

2) государственный надзор за соблюдением обязательных требований к винодельческой продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее также - обязательные требования).

  1. Должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота винодельческой продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать у винодельческих хозяйств на основании мотивированного запроса в письменной форме и получать от них информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о назначении проверки посещать винодельни и проводить их обследования, проводить обследования готовой продукции, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования по контролю;

3) выдавать винодельческим хозяйствам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по предотвращению вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, по обеспечению безопасности государства, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований;

5) направлять в уполномоченные органы материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением обязательных требований.

  1. Под государственным надзором за соблюдением обязательных требований к винодельческой продукции понимается деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований осуществляющими деятельность в области производства и оборота винодельческой продукции винодельческих хозяйств, их уполномоченными представителями посредством организации и проведения их проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению выявленных нарушений и (или) устранению их последствий, и деятельность указанного уполномоченного федерального органа государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении винодельческими хозяйствами своей деятельности.
  2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок винодельческих хозяйств (виноделов), применяются положения Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  3. Предметом проверки является соблюдение винодельческими хозяйствами в процессе осуществления деятельности в области производства и оборота винодельческой продукции обязательных требований.
  4. Лицензионный контроль за производством и оборотом винодельческой продукции (далее – лицензионный контроль) осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  5. В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, или лицензиата, представившего заявление о выдаче временного разрешения на право завершения выдержки винодельческой продукции, а также на хранение и поставку указанной винодельческой продукции, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки.
  6. Основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии либо заявления о переоформлении лицензии или продлении срока действия лицензии, а также заявления лицензиата о выдаче временного разрешения на право завершения выдержки винодельческой продукции, а также на хранение и поставку указанной винодельческой продукции.
  7. Предметом документарной и (или) внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, в целях оценки соответствия виноделен лицензионным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
  8. Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата является соответствие лицензионным требованиям винодельческих хозяйств при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
  9. Предметом внеплановой выездной проверки винодельческого хозяйства, обратившейся за получением лицензии на производство, хранение и поставки произведенной винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, являются сведения, содержащиеся в заявлении и документах, представленных для получения лицензии, в отношении винодельческих хозяйств лаборатории химического и технологического контроля производства винодельческой продукции, оборудование в целях оценки соответствия таких сведений, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
  10. В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные и выездные проверки.
  11. Предметом указанных в части 12 настоящей статьи проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о соответствии лицензионным требованиям используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности винодельческим хозяйством принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
  12. Плановая проверка лицензиата проводится один раз в три года.
  13. Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;

4) выявление фактов нарушения лицензионных требований в результате анализа информации, содержащейся в информационных системах, анализа деклараций об объеме производства и оборота винодельческой продукции;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

  1. Внеплановая выездная проверка проводится лицензирующим органом по основанию, указанному в пункте 2 части 15 настоящей статьи, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в пункте 4 части 15 настоящей статьи, может быть проведена лицензирующим органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  2. Срок проведения проверки в отношении лицензиатов составляет не более чем двадцать рабочих дней с даты начала ее проведения. Указанный срок продлевается в случае необходимости проведения связанных с оценкой результатов проверок экспертиз, исследований, испытаний, расследований, осуществления перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке проверяемым лицом, и других необходимых мероприятий (в том числе в отношении контрагентов лицензиата), без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица обязательным требованиям. При этом общий срок проведения проверки не может превышать сорок рабочих дней.
  3. Уведомление о проведении внеплановой проверки лицензиату направляется по адресу электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, и (или) непосредственно предъявляется в момент начала ее проведения в форме соответствующего приказа (распоряжения) руководителя или заместителя руководителя лицензирующего органа.
  4. Для фиксации информации, получаемой в ходе проведения выездных проверок, могут осуществляться звукозапись, фото- и видеосъемка.
  5. В случаях, если для разъяснения возникающих при осуществлении лицензионного контроля вопросов требуются специальные познания, лицензирующие органы назначают экспертизу, включающую в себя организацию и проведение исследований экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями для решения задач в области лицензионного контроля. Такая экспертиза проводится экспертами лицензирующего органа, а также иными экспертами, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, только в случае невозможности проведения такой экспертизы экспертами лицензирующего органа.

 

Статья 17. Особенности оборота вина, игристого вина (шампанского),

                   ликерного вина, произведенных на территории

                   Российской Федерации

  1. Продвижение вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина, произведенных на территории Российской Федерации, может осуществляться на специализированной ярмарке, выставке, фестивале винодельческой продукции в целях демонстрации, дегустации и реализации винодельческой продукции. Доля представленной на указанных мероприятиях винодельческой продукции, а также материалов и оборудования, используемых для производства винодельческой продукции должна составлять не менее 60 процентов. Реализация винодельческой продукции на данных мероприятиях допускается без использования стационарных торговых объектов.
  2. Реализация на презентациях, дегустациях, других профессиональных мероприятиях вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина, произведенных на территории Российской Федерации, в том числе розничная продажа такой продукции на специализированных ярмарках, выставках, фестивалях винодельческой продукции, а также в организациях культуры и на отдельных культурных мероприятиях, осуществляются на общих основаниях без учета требований, установленных нормами Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
  3. Производители вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина, произведенных на территории Российской Федерации, имеющие лицензию в соответствии с нормами Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» вправе осуществлять розничную продажу указанной алкогольной продукции дистанционным способом, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
  4. Особенности организации розничной продажи винодельческой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, дистанционным способом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Президент

Российской Федерации                                                                            В.В.Путин

Поделиться
01 июля 2020
Craft Beer China 2020 (Шанхай)

1-3 июля 2020 года в Шанхае, в выставочном центре Shanghai World Expo, пройдет выставка-конференция Craft Beer China, организованная NürnbergMesse China, The Beer Link и China Light Industry Machinery Association при поддержке Doemens Academy.

08 июля 2020
Национальный онлайн-форум участников алкогольного рынка

Всесоюзный научно-исследовательский институт государственных информационных систем учета и маркировки 8 июля проведёт Национальный онлайн-форум участников алкогольного рынка. Зарегистрироваться для участия можно на сайте института.

08 июля 2020
Salón Piva Bratislava

8-10 июля в Братиславе, в здании Старого рынка на площади Словацкого Национального Восстания, пройдёт пивной фестиваль Salón Piva.

Лучшее
5 49728
Павел Егоров: Пять самых-самых сортов советского пива