Алексей Небольсин подвел итоги 2024 года по производству и розничным продажам пива, сидра и медовухи

Независимый эксперт алкогольного рынка Алексей Небольсин подвел итоги 2024 года по производству и розничным продажам пива, сидра и медовухи. Profibeer размещает авторскую колонку эксперта.

Поговорим о результатах маркировки прошедшего года.

Наименование Производство 2023 (тыс. дал) Производство 2023 (тыс. дал) %
1 Сидр 7 169, 17 10 545, 40 47, 09
2 Пуаре 153, 33 232, 00 51, 31
3 Медовуха 2 678, 33 3 600, 60 34, 43
4 Пиво 716 254, 29 790 164, 00 10, 32
5 Напитки, изготовленные на основе пива 97 328, 19 119 255, 00 22, 53
ВСЕГО 823 583, 31 923 000, 00 12, 07
Наименование Розница 2023 (тыс. дал) Розница 2024 (тыс. дал) %
1 Сидр 10 026, 09 12 392, 00 23, 60
2 Пуаре
3 Медовуха
4 Пиво 682 776, 84 726 534, 00 6, 41
5 Напитки, изготовленные на основе пива 90 129, 53 103 486, 00 14, 82
ВСЕГО 782 932, 46 842 412, 00 7, 60

Произведено 9 млрд 230 млн литров, что почти на миллиард больше чем годом ранее. Причем наибольший процент прироста наблюдается в сидре, пуаре, медовухи и пивных напитках. Казалась бы, наступил час истины, и маркировщики могут торжествовать, но нет. Далее подробно объясню, почему. 

Первая причина:

Производство пива, сидра и медовухи в декабре 2024 больше чем в декабре 2023 года на рекордные 20%. Причина проста: с 1 января 2025 года состоялось самое большое за последнее время, одноразовое повышение акциза (на 4 рубля), что принудило производителей к массированным отгрузкам (в ноябре-декабре) на склад, еще со старым акцизом, чтобы нивелировать резкое повышение цен на полках. 200 млн литров долой.

Вторая причина:

После непопулярных решений о резком поднятии акциза на слабоалкогольные коктейли, виноградо-содержащие напитки, алкогольно-плодовую продукцию, как и предполагалось, пошел переток этих напитков в другие категории в поисках более выгодного акциза. 34 млн литров алкогольно-плодовой продукции переместились в сидры, 100 млн литров слабоалкогольных коктейлей и виноградо-содержащих напитков «убежали» в пивные напитки. Если вы посмотрите на таблицу, то, как раз, эти «беглецы» видны. Например, в сидре в прошлом году было произведено 71 млн литров, а в этом 105 млн литров. Увы, весь прирост сидра не связан с реальным увеличением сектора. Да и откуда ему взяться, когда у производителей традиционного сидра был неурожайный год, а крупные производители сидра из концентрата в силу различных причин не увеличивали, а скорее сокращали производство?! Переток связан, исключительно, с миграцией алкогольно-плодовой продукции в поисках более дешёвого акциза.

То же самое произошло в пивных напитках. В любом случае рост сегмента никак не связан с маркировкой. Как бы ее нам не расхваливали, заслон от этого явления она не смогла поставить. Никакая маркировка не позволит заглядывать в каждую бутылку и банку и узнавать, что туда залил производитель. Поэтому на бутылках со слабоалкогольными коктейлями (которые теперь называются пивными напитками) стоит марка «Честный знак» и наш потребитель покупает очевидный «контрафакт», но с маркировкой. При этом система ЕГАИС прекрасно видит это и именно благодаря ей и ее возможностям, РАТК, не сомневаюсь, в течение 2025 года наведет порядок в этом сегменте.

Третья причина:

Это жаркое и длинное лето. Все прекрасно помнят, что летом были аномальные периоды, кроме того сентябрь выдался как июль. В итоге все производственные мощности работали по максимуму, варили и отгружали. Это подтверждается, если сравнить производство по месяцам. Здесь сложно посчитать насколько больше, но если в процентном соотношении, это 10% точно, а то и больше.

Четвертая причина:

Резкий рост внутреннего туризма. Если провести параллель между ростом туризма и ростом потребления всего алкоголя, то четко и ясно прослеживается прямо пропорциональная связь. Чем больше туристов, тем больше потребление алкоголя. Растут абсолютно все сегменты, за исключением слабоалкогольных коктейлей и плодово-виноградной продукции, которые резко упали по известным причинам. Рост выручки в сфере HoReCa, по данным Минэкономразвития, за прошедший год составил 24%. Весь алкоголь вырос примерно на 10%. Если бы выросло только пиво, а весь остальной алкоголь был в пределах погрешности, то тогда можно было делать вывод, что это успех маркировщиков.

А что делает турист на отдыхе? Правильно: выпивает и закусывает. Словом, то же, что он ранее делал за рубежом, но теперь в России. Поэтому часть из этих 24% и есть выручка от продажи алкоголя, который потребляет этот турист.

Выводы:

В итоге никакой причинно-следственной связи между введением маркировки и обелением и ростом производства в 2024 не наблюдается. Можно долго спорить, что было причиной: маркировка или внутренний туризм, жаркое лето и так далее. Но если первые причины роста производства — это упрямые цифры, с которыми вряд ли  поспоришь, то две другие (жаркое лето и внутренний туризм) — это причины по вкусу. С ними можно соглашаться, а можно утверждать иное. Можно быть объективным, а можно подстраиваться под выгодное мнение.

Маркировщики утверждают, что это их заслуга, но люди объективные, которые привыкли к глубокому анализу, будут понимать, что это не так и всему есть разумное, логичное объяснение.

1054