Русский хмель

← Обратно к новостям
07 декабря 2016, 10:06 — Profibeer

Олег Цукалов: «Запуск линии гранулирования хмеля в Чувашии может сказаться на рынке только в долгосрочной перспективе»

Олег Цукалов: «Запуск линии гранулирования хмеля в Чувашии может сказаться на рынке только в долгосрочной перспективе»

Profibeer продолжает опрашивать экспертов о значимости для российского рынка недавно открывшейся в Чувашии линии по гранулированию хмеля. Своим мнением с порталом поделился Олег Цукалов, заместитель генерального директора ООО «Стратегия 21».

— Запуском такой производственной линии «Чувашхмельпром» прежде всего дал хорошую базу для фермеров, выращивающих хмель. Не секрет, что сегодня аграрии с опаской вкладываются в эту культуру. Первый качественный урожай шишкового хмеля фермеры могут собрать только на третий год после посадки ввиду особенностей растения. А если говорить об окупаемости хмелевых полей — это не менее 7-12 лет в зависимости от рыночной ситуации. Площади новых хмельников исчисляются единицами гектаров, в пересчете на готовую продукцию — это несколько тонн гранул хмеля. Для российского рынка, потребляющего порядка 10-11 тысяч тонн хмеля в год, такой объем — капля в море.

— Конечно, с появлением российского гранулятора у российских хмелеводов добавится уверенности, что, вырастив хороший урожай, они смогут переработать его в качественный продукт и выгодно реализовать. Но вначале они должны решиться на риск сделать большие инвестиции и ждать не менее пяти лет их возврата. К сожалению, никто не сможет уверенно сказать, какой будет ситуация на хмелевом и пивоваренном рынке в такой долгосрочной перспективе. Так что при всех позитивных моментах, связанных с введением в строй гранулятора в Чувашии, в краткосрочной перспективе мы не увидим влияния этого события на рынок.

— Кроме того, чтобы выйти на стабильный уровень качества на новом оборудовании, какое установил «Чувашхмельпром»,  обычно требуется время — несколько месяцев. Ну и наконец, мощность этой производственной линии значительно превосходит возможности по поставке сырья: весь хмель России не сможет загрузить ее даже на 10%, и это тоже нивелирует ее влияние на рынок. Возможно ли решить эту проблему поставками стороннего, давальческого сырья — это уже вопрос экономики для самого предприятия. Но в любом случае такая задача — не из легких, поскольку логистика непереработанного хмеля — довольно объемного, крайне требовательного к температурному режиму во время перевозки — обходится недешево. Не зря же грануляторы устанавливают, как правило, в регионах произрастания хмеля, чтобы минимизировать долю переработки в себестоимости конечной гранулы.

— Таким образом, появление высококачественной переработки может продвинуть отечественный рынок хмеля только в долгосрочной перспективе, при благоприятной внешнеторговой рыночной конъюнктуре. Нынешняя же ситуация отнюдь не такова. Мировой урожай хмеля в этом году очень хорош. Например, жатецкого хмеля, самого популярного в России тонкоароматного сорта еще с советских времен, после нескольких лет неурожая в этом году собрали столько, что он упал в цене по сравнению с некоторыми позициями немецких сортов этой группы. Значительно подешевели многие ароматные, тонко- и горькоароматные группы сортов. В пересчете на альфа-кислоту, например, отдельные тонкоароматные хмели упали в цене в три раза по сравнению с прошлым годом. А значит, рентабельность российского хмеля тоже неизбежно упадет, потому что она все равно привязана к ценам на импорт.

— К тому же наш хмель не является брендированным продуктом, который может продаваться на рынке по тем же ценам, что и импортный. Российским хмелеводам еще предстоит побороться за то, чтобы восстановить пошатнувшуюся в последние годы из-за проблем с качеством и влажностью сырья репутацию. Пивовары знают, что, покупая импортное сырье, они получают стабильное качество, а с нашими хмелями были нередки прецеденты, что с течением времени при использовании одного и того же хмеля получался продукт с совершенно разными вкусами, что негативно сказывалось на продажах.

— Кроме того, нужно принимать во внимание, что современный рынок хмеля требует большого ассортимента сортов. Сегодня небольшие пивоварни используют от 5 до 20 разных сортов хмеля с географией поставок из Австралии, Новой Зеландии, Германии, Чехии, Великобритании и США. Даже крупные заводы в своем производстве используют не менее четырех, а некоторые — до 15 сортов хмеля. Потребитель уже привык к определенным вкусам и ароматам в пиве, и в первую очередь идет запрос на подобную ароматику хмеля в пиве. Российские же аграрии выращивают всего семь сортов хмеля, два из которых — основные и занимают бóльшую часть площадей под хмель.

— И, наконец, невозможно ожидать от отечественного хмелеводства благоприятных перспектив, не развивая, наряду с переработкой, первичное звено в производстве — селекцию. Рынок хмеля очень сильно изменился за последние годы — крафтовое пивоварение, постоянно требующее чего-то нового, задает ему серьезное ускорение. Десять лет назад европейские и американские крафтовики варились совсем не на том сырье, что сейчас. И эти новые хмели, которые являются уже брендированными продуктами селекционных компаний, стоят значительно дороже классических сортов и покупаются бóльшими объемами. А селекционировать хмель — это долгая, не на год и не на два, работа, и заниматься ею нужно в первую очередь в сотрудничестве с пивоварами. Так происходит, например, в Америке, где селекционеры отправляют экспериментальные микро-партии пивоварам, получив от них обратную связь, передают ее трейдерам, а те, в свою очередь, — фермерам.

— Для нас же этот этап выстраивания устойчивых производственных цепочек в хмелеводстве — пока дело перспективы. В итоге остается много вопросов, которые потребуется решить российским аграриям, производителям, поставщикам хмеля и пивоваренным компаниям. Но один из наиболее важных вопросов уже решен — российский гранулятор построен. Я считаю, что это хорошая новость для российского рынка хмеля, которому давно требовалась качественная переработка. И это, безусловно, пойдет на пользу всему рынку российского хмеля, а может быть, в дальнейшем приведет даже к поставкам российских сортов хмеля на международный рынок.

02212
Поделиться
Лица
Цукалов Олег Вадимович

Заместитель генерального директора ООО «Стратегия 21».

Комментарии 0
10 мая 2018
Český pivní festival 2018 (Прага)

Český pivní festival пройдет с 10 по 26 мая на пражском холме Летна.

20 мая 2018
Budapest Beer Week

С 20 по 27 мая в Будапеште пройдет Budapest Beer Week (BPBW). Главным событием фестиваля станут дегустационные сессии, которые пройдут 25-26 мая, за ними последуют афтерпати в баре Dürer Kert. Также в программе недели — тап-тейковеры, встречи с пивоварами, концерты и т. д.

26 мая 2018
V фестиваль домашнего пива (Минск)

Пятый Минский фестиваль домашнего пива пройдёт 26 мая во дворе бара BeerCap Barshop (ул. Герцена, 10). В рамках фестиваля пройдёт конкурс домашнего пива. Начало в 13:00. Вход свободный.

Лучшее
1 8066
Интервью пивоварни «Бакунин». Часть II: «Свое производство построим в Эстонии»