Бары и магазины
← Обратно к новостямHofbräuhaus – самая известная пивная в мире

Profibeer побывал в знаменитом мюнхенском «Хофбройхаусе». Сегодня здесь выпиваются миллионы литров пива и съедаются тонны белых мюнхенских колбасок, но раньше в пивной вершились судьбы истории…
Рождение легенды
Начало придворному пивоварению в Мюнхене в 1589 году положил герцог Баварии Вильгельм V, по приказу которого на Старом дворе в переоборудованных помещениях бани и курятника разместилась пивоварня.
Изначально там варили браунбир – коричневое пиво, типичное для того времени, – преимущественно для нужд двора Виттельсбахов. Собственная пивоварня позволяла сэкономить – варить самостоятельно, вместо того чтобы закупать пиво у частных пивоварен и в ганзейском городе Айнбеке.
Строительством пивоварни руководил Хаймеран Понгратц, мастер-пивовар бенедиктинского монастыря в Гайзенфельде в Халлертау. Он же впоследствии возглавил производство.
В 1597 году Вильгельм отрёкся от престола и ушёл в монастырь, власть перешла к его сыну Максимилиану I, который активно занялся наведением порядка в Баварии, не забывая и о пивоварне.
В 1602 году умер Ганс Зигмунд фон Дегенберг, последний представитель знатного семейства Дегенберг, получившего исключительную привилегию на производство пшеничного пива в Баварии, Максимилиан решил оставить эту привилегию за герцогским двором. Он нанял пивовара семьи Дегенберг Вольфа Петера, а также решил расширить придворную пивоварню.
Одной из предпосылок к расширению пивоварни стал Малый ледниковый период: из-за необычайно холодных зим для производства вина не хватало винограда, и герцогский двор переключился на пиво.
Новая пивоварня в 1607 году появилась там, где сейчас находится знаменитый «Хофбройхаус» – на площади Плацль. В 1610 году пиво с королевской пивоварни выпустили в широкую продажу, и мюнхенские заведения были обязаны его покупать, чтобы получить разрешение на работу.
В 1612 году на пивоварню переманили пивовара из Айнбека Элиаса Пихлера, чтобы повысить качество ячменного пива. Так появился мюнхенский бок – искажённое баварским диалектом название города Айнбек. До 1810 года право на его варку также принадлежало «Хофбройхаусу».
Пиво с королевской пивоварни успешно продавалось, и в некоторые годы доходы от его продажи составляли до половины бюджета Баварии. На «пивные» деньги велась и Тридцатилетняя война. Говорят даже, что когда в ходе войны Мюнхен на некоторое время занял шведский король Густав Адольф, он согласился оставить город лишь в обмен на множество бочек мюнхенского бока.
Ценителей у придворного пива было много: например, Моцарт, который в 1780-1781 годах жил в Мюнхене в доме прямо напротив «Хофбройхауса». Он нередко захаживал в пивную – что, впрочем, не помешало ему (а может, и помогло) написать оперу «Идоменей», несколько песен, три сонаты для фортепиано и квартет для гобоя.
XIX век
В 1806 году Бавария стала королевством, а Hofbräuhaus – соответственно, королевским. В то время пивоварня постепенно сократила производство пшеничного пива и переключилась на ячменные лагеры (их до 1808 года варили на Старом дворе, а затем производство перенесли на Плацль). Упразднили и привилегию двора на производство пшеничного. Пивовар Георг Шнайдер, который в 1856 году стал арендатором Hofbräu, увидел в этом возможности для себя – купил пивоварню Weisses Brauhaus в Кельхайме и Maderbräu в Мюнхене и занялся производством пшеничного пива. Так началась история ещё одной немецкой пивоварни — G.Schneider & Sohn, знаменитой своим Schneider Weisse.
В 1828 году по декрету короля Людвига I «Хофбройхаус» стал общедоступной пивной и трактиром, а в 1844 году цену на пиво снизили: литровая кружка вместо 6,5 крейцеров стоила всего 5, чтобы, как сказал король, «рабочий класс и солдаты имели возможность позволить себе здоровый и доступный напиток».
Пиво Hofbräu в XIX веке пользовалось большим спросом и даже поставлялось в Америку. Неудивительно, что у него появились подражатели, которые незаконно использовали название Königlichen Hofbräuhauses München. Чтобы покончить с подделками, в 1879 году был зарегистрирован товарный знак — корона с буквами H и B.
В конце XIX века настало время нового переезда: с ростом туризма и увеличением популярности «королевского» пива в здании на площади Плацль стало тесно. Принц-регент Луитпольд решил перенести производство пива на Винерштрассе (туда, где сейчас располагается ресторан Hofbräukeller). 22 мая 1896 года на площади Плацль сварили последнее пиво, а 10 августа начал работу новый завод. Варочный цех в Хофбройхаусе разобрали, здание перестроили, расширив залы. Ресторан в близком к современному облике торжественно открылся 22 сентября 1897 года.
XX век
Во время своей первой эмиграции Владимир Ильич Ленин некоторое время – с осени 1900-го по весну 1902-го — проживал в Мюнхене, сначала один, а затем и с Надеждой Константиновной. Здесь же нелегально работала редакция газеты «Искра», в которую также входили Плеханов, Мартов, Аксельрод, Засулич, Парвус и Потресов.
Редакция газеты собиралась где придётся — то на квартире Ульяновых, то в каком-нибудь кафе. Случалось им встречаться и в «Хофбройхаусе», о чём свидетельствует дневниковая запись секретаря редакции Крупской: Besonders gern erinnern wir uns an das Hofbräuhaus, wo das gute Bier alle Klassenunterschiede verwischt («Особенно охотно вспоминаем мы о придворной пивоварне, где прекрасное пиво стирает все классовые различия»). Может быть, именно в Хофбройхаусе Ильич размышлял о вопросах революции и обдумывал работу «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения».
Именно в «Хофбройхаусе» шестого (или тринадцатого, по мнению других историков) апреля 1919 года была провозглашена Баварская Советская Республика, просуществовавшая до 3 мая 1919 года.
Но ещё теснее «Хофбройхаус» связан с историей Третьего рейха. В Мюнхен Адольф Гитлер переехал в 1913 году и жил там до начала Первой мировой, работая художником — тогда «Хофбройхаус» появляется на его акварелях.
24 февраля 1920 года в ресторане прошло собрание Немецкой рабочей партии, на котором её член Адольф Гитлер огласил программу «25 пунктов», вскоре ставшую официальной программой НСДАП. Решение о переименовании партии в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию приняли также на этом собрании, в котором участвовало около 2000 человек.
После назначения Гитлера рейхсканцлером, с 1934 года, национал-социалисты стали отмечать годовщину создания партии именно в «Хофбройхаусе». Впрочем, сам Гитлер на этих празднествах пива не пил: за минеральной водой для него тогдашний управляющий Ханс Бахерль спускался в подвал в сопровождении офицера SS.
Во время Второй мировой бомбардировки союзников практически полностью разрушили «Хофбройхаус» – первые бомбы упали в ночь на 25 апреля 1944 года. Также от бомбёжек пострадал и пивоваренный завод на Винерштрассе: погибло около 60% производственных мощностей.
Но уже осенью 1945-го ресторан начали восстанавливать – хотя сначала там можно было выпить только слабоалкогольное пиво в обмен на хлебные карточки. В 1948 году состоялся первый масленичный карнавал с именитыми гостями, среди них был и Теодор Хойс, в 1949 году избранный первым президентом вновь образованной Федеративной Республики Германия. В 1949-м прошёл и первый послевоенный Октоберфест.
К 800-летию Мюнхена, в 1958 году, в «Хофбройхаусе» торжественно открыли восстановленный зал торжеств, а к 1965 году реконструкция была завершена.
Тем временем заводу Hofbräu к 1980-м годам стало тесно и на Винерштрассе — к тому же в 1987-м там случился пожар. В 1988 году новый завод начали строить в районе Трудеринг-Рим, на окраине города – с собственной артезианской скважиной и хорошей транспортной доступностью. Завод был оборудован по последнему слову техники и несколько раз расширялся. На Винерштрассе же работает ресторан «Хофбройкеллер» — не такой знаменитый, как тот, что на Плацль, но зато менее туристический и более популярный у местных жителей.
«Хофбройхаус» сегодня
Сегодня Хофбройхаус – это несколько залов: Швемме, Бройштюберль, Зал торжеств, Мюнхенский зал, Гербовый и Эркерный залы, а также пивной сад во внутреннем дворике – единственное место, где можно курить. Всего в заведении могут разместиться около 4000 человек.
В меню — традиционные баварские блюда и закуски: колбаски, обацда, бретцели, свиные ножки, шницели, капустный и картофельный салаты и многое другое. Но главное – это, конечно, пиво: светлый и тёмный лагеры в литровых кружках, пшеничное пиво, а также безалкогольное и радлеры. Те, кто не любит пиво, могут заказать немецкие вина, шнапс и, конечно, кофе и соки.
В «Хофбройхаусе» ярко представлено такое типичное для немецкой культуры явление, как штаммтиш. Это группа людей, объединённых чем-то общим (например, увлечением), которая в определённое время (например, каждый четверг в семь вечера) собирается в любимом заведении за отведённым для них столом. В «Хофбройхаусе» для таких завсегдатаев зарезервированы 120 столов, которые можно узнать по необычному оформлению, специальным знакам, указывающим, какая группа собирается за этим столом. На лестнице же висят фотографии «штаммтишевцев» с указанием, в какое время какая группа собирается.
Ещё одна привилегия постоянных посетителей – именные пивные кружки, хранящиеся в специальных шкафчиках под замками. (Купить себе похожую кружку можно в сувенирном магазине прямо у входа в «Хофбройхаус».)
Ещё одно «представительство» Hofbräu, о котором невозможно не упомянуть – это павильон на Октоберфесте, вмещающий 10 тысяч человек. Это самый популярный павильон на фестивале.
«Хофбройхаус» в мире
В 1902 году «Хофбройхаус» открылся в Нью-Йорке, но в 1923-м, с введением Сухого закона, он был закрыт. В 90-х годах XX века Hofbräu стала активно развивать франшизный бизнес, и первым стал «Хофбройхаус» в Дубае, который открылся в 1999 году. В 2003 году Хофбройхаус снова появился в США – в Ньюпорте, штат Кентукки.
Сегодня в мире по франшизам открыто около двух десятков заведений на трёх континентах. При этом все затраты и риски несёт франчайзи, а в условиях договора прописывается всё – от местоположения заведения и архитектуры здания до мебели, меню и музыки. Впрочем, это не означает, что все «Хофбройхаусы» в мире одинаковы: точной копией мюнхенского оригинала можно назвать только заведение в Лас-Вегасе, вся обстановка которого была импортирована из Германии.
Американская ассоциация сидроделов USACM представила новую версию стилевого руководства, кратко описывающего виды сидра и пуаре.
Боше — старинный напиток из карамелизованного мёда — всё чаще привлекает внимание домашних и профессиональных медоваров. О том, где искать корни этого рецепта, и о том, как безопасно организовать дома «извержение медового вулкана», в журнале Atlas Obscura рассказывает Джемма Тарлах.
Пивовары часто повторно используют дрожжи для экономии и более эффективного брожения. Однако чтобы дрожжи были здоровыми, нужно соблюдать правила их сбора и хранения, о которых рассказывает сайт Craft Brewing Business. При следовании им можно использовать дрожжи семь-десять раз.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти / Зарегистрироваться
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти / Зарегистрироваться