ВНИМАНИЕ
Сайт содержит информацию,
не рекомендованную для лиц,
не достигших совершеннолетнего
возраста
Вам уже есть 18 лет?
ДА
НЕТ
Главная - Главное - Легкость тайного пития: иностранный корреспондент проверил, можно ли выпить в поездах РЖД
Главное

Легкость тайного пития: иностранный корреспондент проверил, можно ли выпить в поездах РЖД

11.01.2017

Дэйв Хаззан в журнале VICE рассказывает о поездке по железным дорогам Казахстана и России, сокрушившей его мечты об алкотрипе по заснеженным просторам постсоветского пространства.

Лучший бар в Казахстане движется на скорости 60 миль в час (96 км/ч). Это третий с хвоста вагон поезда № 003 Алматы – Астана. Там пассажиры (по большей части мужчины) со всех концов наименее исламского изо всех исламских государств собираются вместе и пьют дешевую водку и пиво, знакомятся, смеются, разбрасывают еду, а самое главное – следят, чтобы ваш стакан не пустел. Мой сосед по купе ударил меня головой, но очень дружелюбно.

Хотя снаружи снег и 15 градусов по Фаренгейту (минус 10 по Цельсию), в тесном вагоне-ресторане – почти тропики. Люди выходят в тамбуры между вагонами, чтобы покурить, отлить и охладиться на ветру. Волшебный опыт. Посетить Казахстан нужно хотя бы ради того, чтобы позависать в их вагонах-ресторанах.

Ах, если бы так было на всем постсоветском пространстве! В России – России Сталина, Екатерины и Ивана Грозного, России моих пропитанных водкой мечтаний – катастрофа. Водку запретили в поездах.

Так было не всегда. Россия дважды экспериментировала с сухим законом – во время Первой мировой и во второй половине восьмидесятых. Оба раза правительство было свергнуто. Сейчас Россия переживает новый период строгого алкогольного регулирования.

Когда президентская эстафета перешла от пропойцы Бориса Ельцина к супермену трезвости Владимиру Путину, Российское государство стало пытаться обуздать свое известное пьянство. В 2013 году пиво было объявлено алкогольным напитком, что не удивило никого, кроме русских, которые считали, что пиво – такой же алкоголь, как чизбургер – сыр (ведь если чуть-чуть, то не считается, да?).

Тем временем водка, как и другие напитки – вино, коньяк, импортный крепкий алкоголь – страдают от массы ограничений, особенно в том, что касается мест продажи. И одно из мест, где их продавать нельзя – это российские поезда.

Но я ничего этого не знал. После казахстанского опыта я предвкушал пьяное путешествие по сердцу России. Все мои друзья, которым приходилось путешествовать по Транссибирской магистрали, засыпали меня историями.

—  Мы пили, — сказал Расс Янг, британец, который в 2006 году работал учителем английского в Южной Корее и добирался на поезде на Чемпионат мира по футболу в 2006 году в Германию. – К сожалению, я немного перебрал с водкой и упал с полки, приземлившись прямо на стол, на котором были стаканы. Чудесным образом я остался цел, хотя все стаканы разбились.

Расса предупредили, что если он продолжит пить, то его высадят на следующей станции.

Ещё один британец, Мартин Томпсон, вспоминает, как в 2008 году он сидел в вагоне-ресторане, полном водки.

— Да, мы пили, — говорит Томпсон. – Большую часть времени делать было просто нечего, так что мы достаточно часто пили. Мы познакомились с парнем, который заказывал за наш столик водку колбу за колбой. Он ни слова не знал по-английски, а мы — по-русски, так что мы рисовали картинки на салфетках.

Томпсон нарисовал школьный класс, чтобы показать, что он учитель, а собутыльник нарисовал пистолет и затем направил его в их сторону.

Дэйв Хаззан (слева) с попутчиками в казахстанском вагоне-ресторане.

 

Но сегодня этому пришел конец. Если вагон-ресторан и есть, то он лишь бледное отражение того, что было раньше. Обычно там есть пиво и вино, но и то не всегда. Если повезет, работник предложит вам нелегальный алкоголь, но особо не рассчитывайте на это.

Первый этап нашего пути был из Астаны в Москву – 60-часовая поездка по заснеженным полям, лишь шесть часов дневного света и никаких развлечений, кроме книг и ноутбуков. Первые сутки верхние полки нашего купе были пусты, так что мы наслаждались уединением, но никто не проводил нас в вагон-ресторан, как в Казахстане.

Я пошел к provodnik – диктатору вагона, которого нужно почитать, как бога, и изобразил процесс еды и питья, чтобы показать, что мне нужен вагон-ресторан. Он покачал головой и сказал «Nyet».

Что это за nyet? Шестьдесят часов в пути, и ни бара, ни даже ресторана? Я подумал, что, возможно, вагон-ресторан прицепят после пересечения границы. У нас была бутылка вина, растворимая лапша и чипсы, чтобы продержаться до этого момента.

Но следующим утром после пересечения границы нам снова сказали, что бара или ресторана нет. На некоторых станциях мы могли выйти и купить колбасы, хлеба или подозрительных маринованных грибов. Но ни пива, ни водки не продавали. Мы ели, мы томились, мы пили чай и мечтали о стеклянных бутылках с алкоголем.

Только когда к нам подсел попутчик, мы узнали, что есть обходной путь. Через полчаса после его появления мы услышали знакомый звук и шипение открываемой банки с пивом. Я ожил, повернулся к нему и прошептал: «Где…»

Он указал на купе проводника, я побежал туда и как можно яснее спросил: «Пиво? Пиво? Пиво?». Да, у него было пиво. Он не сказал об этом раньше, пока я молил о вагоне-ресторане, но под его сиденьем были ящики с пивом, так что я взял по баночке себе и своей спутнице.

Весь день мы ходили к проводнику за пивом. Я понял, что всё было открыто и легально – никто не пытался это скрыть. Когда пришла поездная полиция, оказалось, что это было совершенно нелегально: полицейские увидели мою банку пива и потребовали, чтобы я тут же допил и выбросил её. (Это мило. Немногие копы говорят, что можно закончить дело.)

Мы скоро поняли, что можно купить также водку и бренди (под названием «коньяк», но точно не из провинции Коньяк), но это уже было куда более скрытно. Я спросил у проводника водку, но он прошептал в ответ: «Коньяк». Я знал, к какому похмелью может привести вечер с бренди, так что пошел в другой вагон, где provodnista (женщина-provodnik) вручила мне полулитровую бутылку Parlament, замотанную в кучу черных пластиковых пакетов. Это было похоже на тайную покупку наркотиков.

В купе я пил водку, слушал Songs of Love and Hate Леонарда Коэна и вспоминал старика. Когда мы вырубились, проводник просочился в наше купе и, много раз извинившись, залез на верхнюю полку, снял потолочную панель, достал упаковку бутылок и исчез. Возможно, это была кола, но, чувствую, всё же нет.

К сожалению, больше водки в поездах не было – ни нелегальной, никакой. В высокоскоростном «Сапсане», следовавшем из Москвы в Санкт-Петербург, был вагон-ресторан, там продавали пиво и вино. Неизвестно, почему, но самые привлекательные молодые сотрудники «Российских железных дорог» работают на «Сапсанах» — в том числе и те две барышни в вагоне-ресторане.

У них не было водки или коньяка, но было пиво и вино, и да, я мог взять его с собой на свое место. Когда я попросил их сфотографироваться для журнала, они посмотрели на меня с чистейшим отвращением — с таким любая красивая 20-летняя барышня посмотрела бы на толстого мужчину средних лет, который хочет ее сфотографировать для журнала, о котором она никогда не слышала и знает, что фото определенно пойдет в дрочебанк домашнего компьютера. Они спрятались за барной стойкой, так что я смог сфотографировать лишь бутылки, и до конца поездки я не возвращался в бар.

Последним нашем путешествием на поезде по России была 26-часовая поездка из Санкт-Петербурга в Мурманск. Здесь вагон-ресторан был. Мы ехали на этот раз в третьем классе, где все втиснуты на полки, без стен или дверей, за которыми можно было бы спрятать бухло.

Это было ужасно: никто не пил пиво, не говоря уже о крепком алкоголе. В обеденное время мы с женой направились в вагон-ресторан, и он был почти пуст. Там было два пьяных чувака, которые кричали друг на друга – вскоре их выгнали. Очень немногочисленные посетители пили пиво, обедали и вели себя благопристойно. Я заказал нам пиво, а затем, изображая невинного туриста, попросил водки. Ответом было четкое: «Водки нет». Мы выпили по пять бокалов пива и вернулись в свой третий класс.

Я точно не знаю, когда Россия запретила водку в поездах. На многочисленные письма в пресс-службу «Российских железных дорог» я получал один краткий ответ: «Благодарим за интерес к нашей компании. Пожалуйста, примите к сведению, что употребление алкоголя в поездах считается административным правонарушением (статья 20.20 Кодекса об административных правонарушениях) и является сферой ответственности Министерства внутренних дел».

Этот закон был принят в 2001 году, но водка продавалась в российских вагонах-ресторанах как минимум в 2009-м. Когда мой друг ехал на поезде из Монголии в Москву в 2011 году, водку приносили в купе, обернутую в газеты. Друг говорит, что не знал, было это легально или нет, но водки было полно.

К сожалению, кажется, что славные дни пропитанных водкой поездок по российским рельсам прошли. Но можно полететь – мне сказали, что «Аэрофлот» пока ещё наливает.

< вернуться ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ
Добавить комментарий

Портал Profibeer не консультирует по вопросам, заданным в комментариях. Если вам нужна юридическая консультация, пожалуйста, обратитесь в раздел консультации.

Комментарии отсутствуют
ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ
ПОДПИСАТЬСЯ