Консультации юриста

У нас пивоварня мощностью менее 300 тыс. декалитров в год. Расчет в РАР подавали, получили положительное решение в третьем квартале 2018. Возникла необходимость в смене генерального директора. Нужно ли в каком либо виде уведомлять РАР о смене гендиректора?
Ответ:

Ответ дается исходя из того, что смена гендиректора не была связана со сменой учредителей, собственников, юридического лица.

Не нужно.

Читать далее Свернуть
В Кемеровской области ввели закон, запрещающий магазины разливного пива площадью менее 50 кв.м. Не противоречит ли данный закон федеральному законодательству, имели ли право местные органы власти его принять? И второй вопрос. По документам моему магазину немного не хватает до 50 кв. м., но по факту площади даже немного больше. Как можно себя обезопасить от проверяющих на время переоформления документов?
Ответ:

По первому вопросу.

Закон Кемеровской области от 30 ноября 2018 № 95-ОЗ запрещает не непосредственно магазины разливного пива площадью менее 50 кв.м, а устанавливает запрет розничной продажи алкогольной продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания):

1) в городских населенных пунктах в торговых объектах, расположенных в многоквартирных домах, в пристроенных, встроенных, встроеннопристроенных помещениях к многоквартирным домам, при условии, что общая площадь такого торгового объекта и его складских помещений составляет менее 50 квадратных метров;

2) в сельских населенных пунктах в торговых объектах, расположенных в многоквартирных домах, в пристроенных, встроенных, встроеннопристроенных помещениях к многоквартирным домам, при условии, что общая площадь такого торгового объекта и его складских помещений составляет менее 25 квадратных метров.

Вышеуказанный областной закон, на наш взгляд, противоречит нормам федерального закона, поскольку фактически устанавливает ограничения  на розничную продажу в торговых точках «по площади» только в отношении пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи — так как в отношении «крепкого» алкоголя эти ограничения действуют априори — в силу норм федерального закона.

Следовательно, речь идет не столько о введении региональными властями «дополнительных ограничений» мест/условий розничной продажи алкогольной продукции, сколько об установлении дискиминационных мер в отношении определенных видов алкогольной продукции, что противоречит духу федерального закона, так как федеральный законодатель ограничений по площади розничных торговых точек, торгующих пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой не устанавливал, что прямо следует из текста абзацев первого, второго, третьего пункта 10 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Однако, как нам представляется, норма абзаца второго пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ о праве органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции сама по себе носит явно неопределенный характер, что позволяет толковать её как в расширительном ключе — «региональные власти имеют право вводить любые ограничения розничной продажи алкогольной продукции, если эти ограничения не касаются общепита», так и в более узком — «региональные власти имеют право вводить ограничения лишь дополнительно к тем ограничениям, которые установлены федеральным законом, и именно в тех случаях, если таковые ограничения установлены».

К сожалению, как показывает судебная практика, суды чаще придерживаются именно первой (расширительной) концепции при трактовке указанной правовой нормы, но это не означает, что перспективы успешного обжалования рассматриваемого регионального запрета в части его распространения на розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи совершенно призрачны.

По второму вопросу: относительно того, как уточнить площадь помещений.

Причиной возникновения противоречия между фактической площадью помещений и площадью помещений, зафиксированной в Едином государственном кадастре недвижимости (ЕГРН) может быть как техническая, так и реестровая ошибка.

Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях.

Реестровая ошибка — это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, допущенная лицом, выполнившим кадастровые работы, непосредственно в техническом плане на соответствующее помещение. Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения. Таким документом в вашем случае может быть новый технический план помещений, содержащий уточненные сведения в отношении площади помещений.

Таким образом, для исправления ошибки вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Росреестр с приложением необходимых документов — в зависимости от рода допущенной ошибки.

Естественно, что регистратор может отказать в исправлении как технической, так и реестровой ошибки. В этом случае её исправление производится на основании вступившего в законную силу решения суда.

Нормативное обоснование:

1) абзац второй пункта 9, абзацы первый, второй, третий пункта 10 статьи 16  Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции от 27.12.2018);

2) статья 1 Закона Кемеровской области от 30.11.2018 № 95-ОЗ «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О некоторых вопросах в сфере государственного регулирования розничной продажи алкогольной продукции и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области» (принят постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от 21.11.2018);

3) подпункты 1, 2 статьи 3-1 Закона Кемеровской области от 20.12.2011 № 156-ОЗ «О некоторых вопросах в сфере государственного регулирования розничной продажи алкогольной продукции и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области» (в редакции Закона Кемеровской области от 30.11.2018 № 95-ОЗ);

4) статья 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции от 25.12.2018, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2019);

5) Приказ Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883 «Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости».

Читать далее Свернуть
У нас возник следующий вопрос: до настоящего времени мы продавали свою продукцию в ПЭТ-кегах объемом 30 л. Сейчас решили осуществлять продажу в ПЭТ-кегах 20 л. Необходимо ли уведомлять РАР о смене объема пэт-тары, если до этого часть продукции так же отпускали в 20 л обменной таре из нержавейки?
Ответ:

Организации подают уведомление о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции.

Сведения о емкости (объеме) и виде (материале) тары алкогольной продукции не включены в перечень обязательной информации, подлежащей указанию в уведомлении о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, однако в этом уведомлении по усмотрению организации могут быть указаны иные сведения об алкогольной продукции, в том числе сведения и о емкости и виде тары.

Между тем, в случае изменения какой-либо информации об алкогольной продукции определенного наименования, содержащейся в поданном уведомлении, организация должна представить в РАР уточнённую информацию об алкогольной продукции этого наименования.

Как разъяснено в пункте 37 «Методических рекомендаций по заполнению уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции», утвержденных Приказом Росалкогольрегулирования от 04.12.2013 № 306, поле «Емкости» относится к иным сведениям об алкогольной продукции и заполняется по усмотрению организации. В данном поле рекомендуется указывать объем потребительской тары, а также описание тары (стеклянная, керамическая, хрустальная бутылка, bag in box и другие), в которую разливается алкогольная продукция определенного наименования, в отношении которой формируется уведомление.

В случае наличия информации о том, что алкогольная продукция определенного наименования разливается в различные виды тары (стекло, керамика и другие), рекомендуется представлять одно уведомление на данную алкогольную продукции с внесением в поле «Емкости» информации обо всех используемых видах тары и указанием ее объема.

Следовательно, в том случае, если в первоначально поданном организацией уведомлении были указаны сведения не только об объеме тары, но и о ее виде, при начале розлива пива в другой вид тары того же объема — производителю необходимо представить в Росалкогольрегулирование уточненную информацию об алкогольной продукции этого наименования в порядке, предусмотренном для подачи уведомлений.

Также необходимо учитывать, что в том случае, если в первоначально представленном уведомлении емкость тары не была указана, либо не был указан вид тары определенной емкости, и при розливе пива в тару другого вида той же емкости пиво будет иметь иные характеристики (сроки годности, условия хранения, перевозки и проч.) по сравнению с первоначально представленной в уведомлении информацией, то производителю необходимо также представить уточненную информацию об этой алкогольной продукции с указанием уточненных сведений применительно к каждому виду тары.

Нормативное обоснование:

1) подпункт 22 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции от 27.12.2018);

2) пункты 4, 6, 8 «Положения о представлении уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 474 (в редакции от 05.08.2015);

3) пункты 23, 37 «Методических рекомендаций по заполнению уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции», утвержденных Приказом Росалкогольрегулирования от 04.12.2013 № 306.

Читать далее Свернуть
Нужно ли производителю пива заполнять в журнале учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Раздел 4 Оборот (хранение и поставка)? Или только Раздел 1?
Ответ:

В соответствии с абзацами первым и четвертым «Правил заполнения журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», указанный журнал ведется в организациях, осуществляющих оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с применением технических средств, которыми оснащено оборудование для учета объема оборота алкогольной продукции.

Поскольку в рассматриваемом случае единственным предназначением журнала учета оборота является заполнение на его основе соответствующей декларации, а декларирование объема оптового оборота алкогольной продукции отменено с 01.01.2018, и при этом все пивоварни осуществляют учет объемов оборота посредством фиксации и передачи информации в ЕГАИС, заполнение журнала в части объема оборота является явно излишним дублированием сведений, уже зафиксированных в системе.

Тем не менее, формально указанное положение Правил заполнения журнала не отменено, в связи с чем наиболее безопасным будет вести журнал в том числе и в части заполнения сведений об обороте до тех пор, пока правила его заполнения или правила учета объемов оборота не будут приведены законодателем в соответствие с текущими нормативными реалиями, либо до получения каких-либо разъяснений от уполномоченных органов по порядку их применения.

Нормативное обоснование:

1) пункты 1, 2, 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции от 27.12.2018);

2) пункты 5, 11, 13 «Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 № 380 (в редакции от 29.12.2018);

3) Приказ ФНС РФ от 17.08.2006 № ММ-3-07/534@ «Об утверждении формы журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядка его заполнения» (в редакции от 25.01.2007).

Читать далее Свернуть
Вопрос по сроку подтверждения ТТН в ЕГАИС от наших поставщиков нами оптовыми покупателями. В какой срок мы должны подтвердить ТТН? Они нам высылают ТТН в ЕГАИС сразу как загружают машину, а так как пиво везут с разных городов, то к нам его привозят намного позже, от 3 до 7-8 дней машина в пути. Причем, пиво нам возят как транспортом поставщика, производителя, так и нашим, и наемным транспортом.
Ответ:

Заявка о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции представляется организацией-покупателем.

Заявка предоставляется по месту нахождения организации-покупателя, либо по месту нахождения её обособленного подразделения, в адрес которого осуществляется поставка, в день фактического получения продукции.

При этом отдельно отмечено, что не допускается представление заявки о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции до момента фактического получения продукции в полном объеме в соответствии с сопроводительными документами.

Таким образом, вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется доставка груза, вы подтверждаете ТТН в день фактического получения продукции на складе.

Нормативное обоснование:

абзацы первый, второй пункта 5.2.1 Приложения № 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 «Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов».

Читать далее Свернуть
Кто проверяет и принимает решение о соответствии помещения требованиям при открытии новой пивоварни?
Ответ:

Собственно, такое решение принимает сама пивоварня, но есть нюансы.

Мероприятия по проверке соответствия помещений пивоварни предъявляемым им требованиям осуществляется органами Росалкогольрегулирования в порядке государственного надзора за соблюдением обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции — путем проведения выездных или документарных проверок деятельности юридического лица. Такие проверки могут быть как плановыми (проводимыми по общему правилу не чаще одного раза в три года), так и внеплановыми — в установленных законом случаях.

Таким образом, какой-либо предварительной, то есть перед началом производства пива «приемки» помещений, оборудования, процессов государственными органами закон не предусматривает.

Вместе с тем, имеется ряд процедур, связанных с запуском пивоваренного производства, которые необходимо соблюсти, и  нюансы которых разъяснены в следующих консультациях на портале (со ссылками на нормативные акты):

https://profibeer.ru/lawyer/legal-advice/29389/

https://profibeer.ru/lawyer/legal-advice/30003/

https://profibeer.ru/lawyer/legal-advice/36319/

Нормативное обоснование:

1) статья 23.1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;

2) Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции от 27.12.2018, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.03.2019).

Читать далее Свернуть
В Башкортостане готовится законопроект запрещающий с июля 2019 года продавать разливное пиво в жилых многоквартирных домах. Если закон примут, то будут ли такие ограничения действовать на заведения общепита?
Ответ:

По всей видимости, вопрос касается регионального законопроекта ID 01/03/12-18/00007712, размещенный на интернет-портале для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов органов власти Республики Башкортостан по адресу: http://regulation.bashkortostan.ru/projects#npa=7712.

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений в статью 6.2 Закона Республики Башкортостан от 01.03.2007 № 414-з «О регулировании деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в Республике Башкортостан» (в редакции от 27.02.2018) – путем дополнения её новым пунктом 3, предусматривающим (в редакции законопроекта на текущей стадии  его рассмотрения «Проведение публичных консультаций в отношении текста проекта НПА») введение на территории Республики Башкортостан запрета розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания «в розлив в тару продавца либо в тару потребителя пива и пивных напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи в торговых объектах, расположенных в многоквартирных жилых домах, а также в пристроенных помещениях к многоквартирным домам, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях в многоквартирных домах».

Таким образом, исходя из буквального содержания проектной нормы, в случае ее принятия в цитируемой редакции, она не будет распространяться на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Нормативное обоснование: приведено в тексте ответа.

Читать далее Свернуть
Нашли помещение бывшей столовой под открытие микропивоварни, но по соседству в 15 метрах стоит жилой дом. Есть ли санитарная зона? Можно ли менять санитарную зону в зависимости от назначения помещения? Можно ли разместить микропивоварню в санитарной зоне, если мы докажем, что не представляем угрозы?
Ответ:

Пивоварни (без солодовен) отнесены к V классу опасности промышленных объектов и производств по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ.

В отношении объектов этого класса размер санитарно-защитной зоны от территории жилой застройки составляет 50 метров.

Данное расстояние может быть изменено решением и санитарно-эпидемиологическим заключением Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения  и др.).

Нормативное обоснование:

1) статья 12, статьи 24, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 03.08.2018, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 21.10.2018);

2) пункты 1.4, 2.1, 2.5, 2.11, 3.17, 4.3, пункт 5.1, подпункт 15 раздела «Класс V – санитарно-защитная зона 50 м» пункта 7.1.8 «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (в редакции от 25.04.2014).

Читать далее Свернуть
19 июля 2019
IV фестиваль народных напитков на Южном Урале

Четвёртый фестиваль народных напитков на Южном Урале пройдёт 19-20 июля 2019 года на базе отдыха «Курочкино».

20 июля 2019
GUSLЯK 2019 (Московская область)

20 июля, в субботу, на территории семейной пивоварни Schwarz Kaiser (Московская область, Егорьевский район, деревня Челохово, дом 1Б) пройдёт фестиваль крафтового пива GUSLЯK 2019.

26 июля 2019
Summer Craft Fest 2019 (Пенза)

26-27 июля в Пензе, на набережной реки Суры в городе Спутнике, состоится Второй летний фестиваль авторского и крафтового пивоварения.

Лучшее
10 188206
50 лучших в мире сортов пива – ещё один рейтинг