Законы
← Обратно к новостям«Рынок очистится за полгода». Даниил Бриман о МРЦ на пиво

В 2023 году в России активно обсуждали введение минимальной розничной цены на пиво. В связи с массовым отравлением алкогольным суррогатом Госдума рекомендовала Минфину рассмотреть эту меру как способ снижения ценовой привлекательности некачественной продукции. Минпромторг же высказывался в пользу МРЦ как дополнительной меры борьбы с псевдообщепитом. Сейчас, когда обсуждение снова на паузе, Союз российских пивоваров напоминает об актуальности этой темы. Его глава Даниил Бриман в интервью Profibeer уточнил позицию Союза по вопросу минимальной розничной цены.
«Позитивный пример — МРЦ для игристых и шампанских вин»
— Каковы, на ваш взгляд, предпосылки для введения МРЦ?
— На рынке представлена продукция, цена на которую не может быть обусловлена экономически. Если просто подсчитать себестоимость производства литра такого пива, то она парадоксальным образом окажется выше ценника товара на полке. Речь идет об образцах, которые могут стоить от 32 рублей за банку объемом 0,43. Это не нормально: за этим явно стоит факт демпинга. Кроме того, невольно возникает подозрение о сомнительном качестве такого товара, а в случае с некоторыми каналами продаж — и вопрос об уплате налогов. Решить обе проблемы помогло бы введение МРЦ на пиво.
— По вашему мнению, МРЦ поможет очистить рынок от низкокачественного алкоголя. Не будет ли обратного эффекта — необоснованного повышения цен на такую продукцию?
— По нашим расчетам, МРЦ должна оказать влияние на низший ценовой сегмент — продукцию по стоимости от 30 рублей и выше. Мы ожидаем, что в случае введения минимальной розничной цены стоимость такого пива вырастет до 50 и более рублей. Как результат — в низшей ценовой категории существенно повысится конкуренция. Рынок очистится от некачественного пива, поскольку едва ли не единственным его конкурентным преимуществом остается дешевизна. Пиву, произведенному по ускоренной технологии, с сомнительной рецептурой, будет сложнее конкурировать с качественным продуктом. Собственно, у нас перед глазами уже есть позитивный пример — введение МРЦ для игристых и шампанских вин. Мы интересовались мнением коллег из винодельческой отрасли о пользе нововведения. Они отмечают, что в короткие сроки, уже через полгода, из ассортимента магазинов исчезли продукты спорного качества, которые имели спрос только за счет низкого ценника. Прогнозирую, что с пивным рынком ситуация будет развиваться по похожему сценарию: он преобразится буквально за полгода.
Сокращение серого рынка алкоголя
— Может ли МРЦ стать эффективным методом борьбы с наливайками?
— Я думаю, что МРЦ может стать мерой борьбы не с так называемыми наливайками, а с безакцизным пивом, которым часто торгуют в общепите. Это лишит подобные заведения главного конкурентного преимущества — ассортимента. С одной стороны, при введении минимальной розничной цены маржинальность от продажи безакцизного пива повысится: акциз по-прежнему не платится, а ценник на продукцию повышается. Но, с другой стороны, продаваться как раньше оно уже не будет, спрос упадет. Логика прежняя: безакцизное пиво проиграет конкурентную борьбу пиву с нормальным понятным составом, под проверенными известными брендами. Вообще, МРЦ — отличный инструмент для сокращения серого рынка. Он создает благоприятные условия для ответственных компаний, работая в интересах потребителя и государства.
— Будет ли МРЦ способствовать снижению потребления алкоголя в стране? Минздрав ожидает такого эффекта. Но получится ли так на деле? Не окажется ли покупка водки выгоднее покупки пива для тех, кто заинтересован в большем градусе за меньшую стоимость?
— Да, это, пожалуй, главное опасение противников МРЦ. Но хочу напомнить, что все в руках государства. У нас есть специальное ведомство, находящееся под контролем Министерства финансов, — Росалкогольтабакконтроль. Я думаю, люди, работающие там, достаточно профессиональны, чтобы сбалансировать МРЦ на пиво и МРЦ на водку. Добавлю, что производители пива — одни из основных плательщиков акцизов, поэтому государство заинтересовано в стабильной работе пивоваренной отрасли. А также — в создании преференций для ответственных производителей, которые грамотно соотносят технологию, качество и цены на свою продукцию. Не стоит забывать, что пиво — это слабый алкоголь. А Минздрав как раз видит своей целью смещение фокуса потребления с крепких напитков на слабоалкогольные. Так разве не будет правильным поддержать пивоваренную отрасль и добросовестных производителей?
— Как вы полагаете, какой должна быть МРЦ на пиво в нынешней экономической ситуации?
— В 2021 году Союз пивоваров заказывал исследование рынка, на основании которого нам удалось получить формулу расчета минимальной розничнойцены на пиво и пивные напитки. Согласно данной формуле, в 2024 году минимальная розничная цена за единицу продукции объемом 0,5 должна оставаться на уровне 50-60 рублей. Для литра разливного пива, соответственно, мы предлагаем установить МРЦ на уровне 100 рублей.
Всё чаще в описаниях зарубежных пивных новинок появляется интересный ингредиент — Phantasm, высушенные отходы переработки новозеландского винограда совиньон-блан. По заявлениям пивоваров, этот «волшебный порошок» помогает максимально раскрыть в пиве тропический характер.
Боше — старинный напиток из карамелизованного мёда — всё чаще привлекает внимание домашних и профессиональных медоваров. О том, где искать корни этого рецепта, и о том, как безопасно организовать дома «извержение медового вулкана», в журнале Atlas Obscura рассказывает Джемма Тарлах.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти / Зарегистрироваться
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти / Зарегистрироваться