Законы

← Обратно к новостям
13 августа 2019, 10:57

Противоестественное ограничение, — колонка о пиве, потребителях и жилых домах

Противоестественное ограничение, — колонка о пиве, потребителях и жилых домах

Редакция Profibeer написала колонку о том, почему борьба с магазинами разливного пива на первых этажах — это борьба не с алкоголизацией, а с потребителем.

Топор от головной боли

Проблема нашего регулирования заключается в том, что некоторые общественные деятели пытаются решать проблемы теми методами, которые им на обывательском уровне кажутся очевидными, но не вникают в экономические и социальные проблемы, предысторию вопроса и возможные последствия поспешных решений.

Сейчас на региональном уровне идет волна ограничений на продажу пива на первых этажах жилых домов. Полные запреты на продажу всего пива или разливного уже есть в Амурской, Курской, Оренбургской, Тульской, Кемеровской, Нижегородской областях, Краснодарском крае, Якутии. Во многих других регионах введены менее радикальные, но все же ограничения.

Мотивируются запреты просто — борьбой с алкоголизацией. Логика — чем меньше точек по продаже пива, тем меньше люди пьют. Не будем пока даже спорить с этой логикой, но давайте зададимся вопросом, откуда вообще появились магазины разливного пива?

Прощание киоска

Еще не так давно в российских городах было много ларьков, в которых продавали товары экспресс-потребления: воду, газировку, шоколад, снеки, конфеты, чай, кофе, презервативы, лапшу быстрого приготовления, консервы и, конечно же, пиво. Кстати, формат этот — не российское изобретение, встретить его можно и в Европе, и в Азии, и в США.

Киоск в Швеции

Формат ларька при всей своей неказистости был драйвером нашей экономики. Относительно небольшие вложения и понятный формат позволили тысячам, если не десяткам тысяч, людей начать свой бизнес. Многие из сегодняшних уважаемых бизнесменов стартовали с ларька. Местные производители получали в киосках свой сбыт, а многие из них заводили и свои сети нестационарной торговли. С точки зрения потребителя ларьки фактически стали «магазинами у дома», попутно решив оставшуюся в наследство от СССР проблему дефицита торговых площадей.

Пиво играло особую роль в экономике ларька. Как правило, малая розница продает большую часть товаров с минимальной наценкой или даже по себестоимости, чтобы создать поток покупателей. А зарабатывает всего на нескольких товарных группах, и пиво из них — самая маржинальная.

Пиво в классической рознице

  • Пиво — категория №2 в обороте товаров повседневного спроса*.
  • Доля в денежном обороте розничной торговли в 2018 году — 8,6%*.
  • Средняя цена за литр пива в 2018 году — 96 рублей*. Хлеб, молоко, чай создают трафик в классической рознице, пиво дает прибыль и позволяет выживать.

*По данным Nielsen

Но в 2013 году в России запретили продажу пива в нестационарной рознице. Большинство киосков в формате «у дома» ушли в минус. Параллельно в регионах России начали ужесточать требования к размещению нестационарных торговых объектов. Тысячи людей потеряли бизнес.

Первоэтажная Россия

Ларьки исчезли, но запрос от потребителей на быстрый и удобный доступ к определенным группам товаров остался. Предприниматели же, потерявшие свои ларьки, нашли возможность вернуться в бизнес и удовлетворить потребительский спрос. Они начали переоборудовать под точки продаж квартиры на первых этажах жилых домов.

То, что сейчас эти точки называются «магазины разливного пива» — отчасти случайность. Так совпало, что в тот момент появилось специализированное оборудование. «Пегасы» от новосибирских изобретателей позволили разливать газированные напитки в пластиковую тару без пены и без контакта с кислородом. Кстати, этим изобретением сейчас пользуются во всем мире. Россия активно экспортирует аппараты беспенного розлива в Европу и США.

Разливное пиво стало модным трендом — на него был большой спрос, эффект новизны, с его помощью можно было привлечь покупателей. Но если посмотреть на то, что продают в таких точках, мы увидим, что по сути это классические магазины у дома. Кроме пива и снеков там продается все то же, что продавалось в киосках: мороженое, вода, газировка, презервативы, шоколад, конфеты, пресса, угли для шашлыков, мангалы, посуда и т.д. Сами магазины все эти годы развивались, превращаясь в образцовый, современный и цивилизованный формат торговли. Только посмотрите, с какой любовью и вниманием к деталям они сделаны.

«Беру выходной», Москва
«Бодрисар», Краснодар
«БирМир», Воронеж

Таких магазинов шаговой доступности не много, их даже меньше, чем было ларьков, и спрос на них со стороны населения еще даже не удовлетворен. Людям неудобно стоять в пробках, проходить несколько кварталов до магазина, закупаться раз в неделю. Им нужна возможность  экспресс-покупок в шаговой доступности. Супермаркеты такой спрос полностью удовлетворить не смогут, этого им не позволит ни экономическая модель, ни формат, ни требования к помещениям.

Что будет?

Кто-то может сказать: «Ну так пускай продают все, кроме пива». Но розничный магазин без пива нерентабелен. И кроме бывших квартир на первых этажах жилых домов их размещать негде, такая у нас застройка. Даже в новых кварталах не всегда предусматриваются специальные помещения под розничную торговлю шаговой доступности.

Количество таких магазинов будет расти, пока есть запрос от потребителя. И если запретить продавать пиво на первых этажах жилых домов, этот спрос никуда не исчезнет. Но удовлетворяться он будет уже псевдообщепитами. Это произошло в тех регионах, которые запретили продажу пива в жилых домах, теперь у них засилье псевдообщепитов и местные власти ничего не могут с ними поделать.

Из местной прессы: «Курская область: «Оказалось еще хуже, — пояснил депутат областной Думы Александр Анпилов. — Стали перерегистрироваться в предприятия общественного питания. Мы не ожидали, что эта процедура достаточно легкая. В результате жалоб стало поступать еще больше».

Нужно понять две вещи. Первое — на розничном рынке первичен запрос от покупателя. Если он хочет покупать пиво и другие товары в шаговой доступности, он будет это делать, бизнес всегда примет ту форму, которая нужна потребителю. Второе — чем больше ограничений для легального бизнеса, тем лучше экономика у нарушителей законов.

Пошаговая схема: как непродуманными ограничениями увести розницу в нелегальный сектор

При этом среди двадцати лучших по социально-экономическому положению субъектов РФ только в двух действуют жесткие запреты на продажу пива в жилых домах: в Краснодарском крае и Нижегородской области (РИА Рейтинг, 2018).

Тульский кейс

Характерен пример Тульской области. С июня 2018 в регионе запрещена продажа разливного пива в жилых домах и любого пива в магазинах, расположенных в бывших квартирах. Группа предпринимателей попыталась оспорить это решение в суде.

В ходе рассмотрения дела выяснилось, что областные власти приняли закон без должной подготовки, в нарушение закона Тульской области «О законах области», а ОРВ провели только после принятия закона. Под ограничения попали более 500 предпринимателей.

Представитель «Красного и Белого» привёл статистику, что продажи крепкого алкоголя выросли на 50%.

• Во всех регионах, ограничивающих продажи пива в жилых домах, растет число псевдообщепитов.

• Смерть классической розницы и специализированных магазинов пива стимулирует продажи федеральных алкогольных дискаунтеров.

• Теряют каналы продаж местные производители, приносящие акцизы в бюджет.

Свидетель по делу — сотрудник комитета по предпринимательству и потребительскому рынку — признал, что авторы законопроекта не проводили предварительную работу и не выявляли статистику о продажах алкоголя и его вреде. Впрочем, Тульский областной суд отказал в удовлетворении административного иска предпринимателей. При этом прокуратура выступала за отмену закона.

К счастью, ни Правительство, ни Госдума никогда не поддерживали ни одну инициативу по запрету продажи пива в магазинах в жилых домах. Но в регионах пока что не все поняли, какая опасность таится в попытке ограничить формат, востребованный обществом.

2 5104
Поделиться
Комментарии 2
Юрий Катунин
13 августа 2019, 17:35

Интересно, а отчего авторы статьи не проанализировали, отчего в таких странах, как Германия, Финляндия, Дания, Великобритания, Бельгия, Чехия, США не существует магазинов разливного пива не просто на первых этажах жилых зданий, а вообще не существует. Почему европейцам и американцам и в голову не приходит наливать пиво из кега в пластиковую бутылку и нести его домой пить у телевизора?

Вячеслав
14 августа 2019, 08:27

Наверное потому что, русскому человеку всегда нужно на "черный день" отложить - поэтому денег на посиделки с пивом в баре нет, а дома дешевле и безопаснее. Но проблема с "отложить на черный день" в правительстве регулярно обсуждается. А вот зачем мы постоянно на что-то копим они вряд ли додумаются.

23 августа 2019
3-й Astra Craft Weekend (Астрахань)

23 и 24 августа 2019 года на летней площадке отеля «Азимут» (ул. Кремлевская, 4) пройдет Третий астраханский крафтовый фестиваль ASTRA CRAFT WEEKEND.

24 августа 2019
Прикамский фестиваль малых пивоварен Craft Fair (Ижевск)

24 августа 2019 года в Ижевске пройдёт Четвёртый Прикамский фестиваль малых пивоварен Craft Fair.

24 августа 2019
Craft Depot Fest 2019 (Москва)

Фестиваль Craft Depot Fest пройдёт 24 августа в Москве, на территории бизнес-квартала «Арма».

Лучшее
0 13725
Иван Белецкий разбирает мифы о крафтовом пиве