Законы

← Обратно к новостям
16 мая 2019, 14:45

Пивовары Южного Урала просят Медведева спасти малый бизнес

Пивовары Южного Урала просят Медведева спасти малый бизнес

Последние обсуждения в сфере регулирования пивоваренной отрасли могут лишить малых пивоваров бизнеса и по совместительству любимого дела. Попытаться это предотвратить решил председатель Союза пивоваров Южного Урала Илья Ройтенберг, направивший 16 мая 2019 года письма председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, первому зампредседателя правительства РФ, министру финансов РФ Антону Силуанову, руководителю ФАС России Игорю Артемьеву, министру экономического развития РФ Максиму Орешкину, министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову и уполномоченному по защите прав предпринимателей в России Борису Титову.

Profibeer публикует текст письма.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В связи с озвученной Вами концепцией «регуляторной гильотины», считаем своим долгом обратиться за помощью и проинформировать о нововведениях, способных нанести непоправимый урон малому бизнесу в пивоварении.

Союз пивоваров Южного Урала изучил законопроект о внесении изменений в Федеральный закон №171-ФЗ в части введения реестра производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи и полагает, что предложенные поправки направлены на ущемление интересов малого и среднего бизнеса. Принятие законопроекта приведет к переделу пивоваренного рынка в пользу крупных пивоваренных компаний, исчезновению крафтового, авторского сегмента и высококачественного пивоварения в России в целом.

Из пояснительной записки следует, что внесение поправок обусловлено «высокой степенью общественной опасности» отсутствия дополнительного контроля в связи с выявлением систематических нарушений со стороны недобросовестных производителей пивоваренной продукции. В обоснование тезиса о высокой общественной опасности приводятся статистические данные за 2018 г. о том, что 570 организаций было привлечено к административной ответственности, 23 предприятия не осуществляют деятельность по задекларированным адресам, арестовано 3 617 218 единиц пивной продукции.

Однако из общего количества игроков рынка, которое составляет порядка 410 тыс. предприятий (1,5 тыс. производителей; 6,2 тыс. оптовиков; 120 тыс. магазинов живого пива; 70 тыс. точек общепита; 212 тыс. магазинов сетевой и несетевой розницы), к административной ответственности было привлечено 570 организаций. Следовательно, количество нарушителей — 0,14% от общего числа участников пивного рынка.

Из 1,5 тыс. производителей 23 были уличены в том, что якобы занимались нелегальным производством. Это 1,5% от общего количества производителей.

Количество арестованной продукции по данным разработчика законопроекта — 5.5 млн л, что в общем объеме производства составляет порядка 0,7%.

Указанные цифры наглядно показывают, что никаких серьезных нарушений на рынке пива нет, и тем более нет никакой высокой степени общественной опасности, которая бы требовала принятия незамедлительных и столь радикальных мер.

Ни одного случая отравления пивом, сидром, пуаре или медовухой не зафиксировано.

Обозначена цель принятия законопроекта — сделать прозрачным пивоваренный рынок, обеспечить прослеживаемость продукции от производителя до потребителя, защитить рынок от продукции, изготовленной с использованием этилового спирта и ненатуральных вкусоароматических добавок. При этом Минфин РФ отказался от идеи лицензирования, а в качестве альтернативы было предложено создать реестр производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.

Однако после прочтения законопроекта, создается впечатление, что его разработчики задались целью изжить развивающийся за последние годы малый бизнес. Разработчик фактически приравнял включение в реестр к лицензированию. Только для крупных предприятий, как правило, транснациональных, иностранных гигантов, предлагается преференция по автоматическому включению в реестр. Таких производителей насчитывается всего 85. Их снижение порогового значения мощности оборудования до 50 тысяч декалитров в год не беспокоит совсем. Следовательно, остальные 1400 действующих производителей, а это стопроцентно российские производители, автоматически в реестр не попадут и будут вынуждены повторно пройти процедуру допуска оборудования для включения в реестр. Пивоварни мощностью более 50 тыс. дал после принятия предложенных поправок будут вынуждены повторно доказывать свое право присутствия на рынке: проходить выездную проверку с непредсказуемым результатом; устанавливать автоматические счетчики; уплачивать госпошлину 800 000 руб.! Не будут включены в реестр в автоматическом режиме и многочисленные мини-пивоварни, реализующие свою продукцию непосредственно из танков. Такие крафтовые пивоварни должны будут закрыться и ожидать решения чиновника о возможности продолжения своего бизнеса.

Союз пивоваров Южного Урала считает, что в реестр без проведения проверки должны быть включены все производители, ранее получившие допуск к использованию оборудования для производства, и информация о которых содержится в ЕГАИС. Включение предприятия в реестр должно являться необходимым условием для возможности осуществления легальной деятельности по производству пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи на территории РФ. Процедура включения в реестр не должна быть обременительной, и, самое важное — включение в реестр не должно быть аналогом лицензирования.

Также разработчики законопроекта указывают, что решение о включении или об отказе во включении в реестр принимает регулятор по результатам проведения внеплановой выездной проверки, аналогичной той, что проводится перед выдачей лицензии. При этом основания для отказа также аналогичны: наличие задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам, неточность в документах, несоответствие расчета мощности формальным требованиям к его составлению, отсутствие технологических документов на продукцию и т.д.

Особое беспокойство вызывают основания исключения организации из реестра, предусмотренные п.17 ст.171, и последствия такого исключения. Например, такое незначительное нарушение, как несвоевременная подача декларации, является основанием для исключения из реестра, однако это нарушение может быть следствием сбоя в программном обеспечении или произойти по ошибке сотрудника организации. Другое основание — несоответствие продукции государственным или международным стандартам вообще не является нарушением закона, поскольку не вся продукция производится по ГОСТ. Продукция может производиться по техническому регламенту, техническим условиям, техническим инструкциям, стандартам организации. Тем не менее, вышеперечисленные «нарушения» формально являются основаниями для исключения производителя из реестра с последующим изъятием (фактической конфискацией) произведенной продукции из оборота. На лицо явная несоразмерность санкций, связанных с исключением из реестра, последствиям незначительных нарушений требований закона.

Из реестра предлагается исключать предприятия за несвоевременную подачу деклараций, несвоевременную уплату штрафа или неисполнение предписания контролирующего органа. Однако данные деяния сами по себе являются административными правонарушениями и влекут за собой соответствующие санкции, предусмотренные КоАП РФ. Исключение из реестра в данном случае будет являться дополнительным наказанием, не предусмотренным законом.

Данным законопроектом не предусмотрена возможность повторного включения предприятия в реестр после исключения, а также непонятен процессуальный механизм обжалования исключения из реестра и восстановления в реестре.

Угроза исключения из реестра (фактическое прекращение бизнеса) – это «дамоклов меч», который будет постоянно нависать над производителем и делать его уязвимым и зависимым от регулятора. Причём маловероятно, что участь исключения из реестра коснется крупных, как правило, иностранных производителей, в то время как с малым российским бизнесом при незначительном нарушении требований и наличии формальных обстоятельств никто церемониться не будет.

Союз пивоваров Южного Урала считает, что учитывая нелицензионный характер деятельности по производству и обороту пива, включение в реестр таких производителей должно быть бессрочным, бесплатным, происходить без проведения проверки на основании волеизъявления производителей (аналогично регистрации в ЕГАИС), а исключение из реестра — по заявлению организации; в связи с ликвидацией организации; при выявлении контролирующими органами факта производства продукции, создающей угрозу причинения вреда жизни и здоровью потребителей. При этом регулятор вправе проводить плановые либо обоснованные внеплановые проверки производителей, включенных в реестр производителей и применять весь предусмотренный действующим законодательством набор мер административного воздействия в случае выявления нарушений требований Федерального закона №171-ФЗ. В связи с этим, Союз пивоваров Южного Урала считает, что статья 171 должна быть полностью пересмотрена.

Союз пивоваров Южного Урала также не согласен с предлагаемыми изменениями в Налоговый кодекс РФ, устанавливающими госпошлину за включение в реестр. Размер госпошлины за формальную процедуру включения в реестр (65 000 или 800 000 руб.) для субъектов малого бизнеса является чрезмерно высоким. Уплатить госпошлину 800 000 руб. способны только крупные игроки, что очередной раз наводит на мысль, для кого или против кого составлялся данный законопроект. Считаем, что, поскольку включение в реестр не является лицензированием, а должно производиться в заявительном порядке автоматически, то процедура включения в реестр должна быть бесплатной. В противном случае, учитывая предлагаемый фактически лицензионный порядок включения в реестр, создается огромный риск потери госпошлины при отказе во включении по формальным основаниям.

Предложение о снижении с 300 до 50 тыс. дал порогового значения мощности основного технологического оборудования для производства пива, обязывающего производителей устанавливать АСИиУ, является серьезным ударом по малому бизнесу. С 2019 г. РАР изменил формулу расчёта мощности пивоваренных производств и теперь вместо 30 дней готовки продукта, пиво считается полноценно приготовленным в цилиндро-конических танках за 14 суток. Сразу вспоминается Ваш пример с приготовлением омлета! Дело в том, что в малом пивоварении не используются ускорители и прочие методы, позволяющие приготовить пиво в указанные или более ранние сроки. Тем более невозможно за 14 дней, соблюдая технологии производства, приготовить специальные сорта, требующие длительной выдержки. Если малое предприятие хочет выпускать качественный продукт и быть конкурентоспособным на рынке, никто не выставит к продаже 14-дневное пиво. Этим шагом регуляторы лишают предпринимателя возможности готовить пиво высокого качества, а россиян найти его в барах и на прилавках. Производить 14-дневное пиво (приказ Минфина от 16.11.2018 № 239 н), указанное в расчете, никто не будет, так как такое незрелое пиво невозможно будет реализовать из-за его низкого качества и вкусовых характеристик. Кроме того, 14 дней «увеличивают» на бумаге мощность производства в 2 раза. Но на деле это же не так! Рядовая мини-пивоварня с варочным порядком 1000 л., штатом сотрудников в среднем 6 человек и выпускающая в месяц пива 25 тонн, автоматом попадает в предприятия мощностью более 50 тыс. дал. и становится равной промышленным гигантам, со всеми негативными и неподъёмными для малого бизнеса последствиями. Крупных транснациональных производителей снижение порогового значения мощности до 50 тыс. дал не затрагивает. Это бьёт только по малому российскому производителю.

Союз пивоваров Южного Урала напоминает, что снижение до 50 тыс. дал на открытых совещаниях не обсуждалось, каких-либо расчетов, обосновывающих данную цифру представлено не было. Ранее обсуждалось, и было принято решение о снижении до 100 тыс. дал. При снижении минимального порогового значения мощности с 300 до 100 тыс. дал порядка 63-70 предприятий, совокупный объем производства которых составляет 1,41% от общего рынка, будут вынуждены установить АСИиУ.

Весь 2013 год Союз пивоваров Южного Урала направлял в различные ведомства письма с разъяснениями по поводу невозможности установки счётчиков (АСИиУ) на большинстве малых предприятий. Тогда Дума нас не услышала, и пивовары вынуждены были закупить счётчики, заплатив за каждый от 300 000 до 800 000 руб. Некоторые вынужденно покупали по несколько счётчиков. Однако, через 25 дней после вступления закона в силу, Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в котором разрешил мини-пивоварням мощностью ниже 300 тыс. дал. работать без счётчиков. Все эти годы, приобретённые дорогие пластмассовые измерители пролежали на складах, а в 2018 г. закончился их гарантийный срок. Неужели эта история повторится?

Союз пивоваров Южного Урала абсолютно уверен, что у регулятора уже имеется необходимый и достаточный набор средств контроля, позволяющих получать достоверную информацию об объемах производства и оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. Более того, в рамках озвученной Вами концепции «регуляторной гильотины» полагаем, что назрела необходимость пересмотреть ряд положений Федерального закона № 171-ФЗ, в части снижения чрезмерного давления на предпринимателей. В этой связи, ряд новых инициатив по ужесточению регулирования производства и оборота продукции вызывает недоумение и категорически не поддерживается Союзом пивоваров Южного Урала  Действующее законодательство уже сейчас содержит необходимый и достаточный набор средств административного воздействия и ужесточение ответственности ничем не оправдано.

Союз пивоваров Южного Урала считает, что включение в реестр должно иметь заявительный характер при соблюдении производителями минимальных требований, предусмотренных действующим законодательством (наличие помещения в собственности или аренде, наличие сертификатов на технологическое оборудование, установка АСИиУ (при мощности более 300 тыс. дал), подключение к ЕГАИС).

Учитывая низкую степень общественной опасности возможных правонарушений в сегменте пивоваренной отрасли (отсутствие контрафакта, отсутствие угрозы причинения серьезного вреда здоровью потребителя), Союз пивоваров Южного Урала считает необоснованным введение уголовной ответственности в отношении производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. Данная мера, вопреки утверждению разработчика проекта закона, не только не будет иметь благоприятные экономические и социальные последствия, но, напротив, крайне негативно скажется на предпринимательском климате и заставит задуматься малых и средних производителей о целесообразности продолжения ведения столь рискованного бизнеса. Можно с уверенностью сказать, что после введения уголовной ответственности для производителей не лицензируемой алкогольной продукции, так называемый «крафтовый» сегмент пивоваренной отрасли перестанет существовать, а на полках останется лишь массовая безликая продукция крупных пивоваренных предприятий. Передел рынка пива будет неизбежен.

Принимая во внимание возможные негативные последствия для малого и среднего бизнеса, которые может повлечь принятие предложенных поправок, Союз пивоваров Южного Урала не поддерживает законопроект. Вместе с тем, в качестве альтернативы, которая укладывается в формат предложенных поправок, Союз пивоваров Южного Урала предлагает в течение 2019 года:

  1. Проработать и внедрить механизм фиксации и передачи информации в ЕГАИС об объемах розничных продаж пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. Данная мера позволит сопоставлять количество произведенного и реализованного алкоголя в данном сегменте и убрать спекуляции относительно объемов неучтенной продукции, находящейся в обороте.
  2. Снизить минимальное пороговое значение мощности основного технологического оборудования для производства ПСМ с 300 до 100 тыс. дал в год.
  3. Ввести минимальную розничную цену (МРЦ) на пиво как эффективную меру, которая положительно зарекомендовала себя в других сегментах рынка.

Кроме того, Союз пивоваров Южного Урала считает, что самый надёжный выход из тупиковой ситуации по малым предприятиям пивоварения — внедрение вменённого акциза или, проще сказать, патента на производство. Продавая патент малым предприятиям с пороговым значением мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи до 100 тыс. дал в год, государство получит простоту контроля и снизит затраты на администрирование отрасли более чем в 10 раз. Налоговая служба будет знать заранее, сколько соберёт денег – сумма налога будет фиксированной, а значит, прогнозируемой. Регионы получат гарантированные отчисления в бюджет. Формула, по которой можно рассчитать стоимость патента, проста и известна не первый год. Стоимость патента будет зависеть от подтверждённой мощности производства в РАР. Патент на производство позволит малому бизнесу забыть, как страшный сон, про ЕГАИС, онлайн-кассы, возможные маркировки и прочую нагрузку, мешающую вести нормально бизнес, а сотрудникам курирующих органов подсчитывать каждый грамм выпускаемой продукции. Патент можно будет применять и в других отраслях. Такая практика существует во многих странах.

Союз пивоваров Южного Урала считает, что предложенный механизм окажет наименьшее негативное воздействие на предпринимательский климат в отрасли. Помогите нам спасти малое пивоварение в России.

0 2966
Поделиться
Комментарии 0
19 октября 2019
«Винокур Экспо Осень» (Москва)

19 октября 2019 г. в павильоне 11.1 ВЦ «Сокольники» соберутся производители оборудования, аксессуаров и ингредиентов для винокурения со всего мира и России.

19 октября 2019
UralCraftFest 2019 (Екатеринбург)

19 октября в Екатеринбурге, в баре «Градусы», пройдёт фестиваль крафтовой культуры UralCraftFest 2019.

23 октября 2019
Семинар VARKA (Екатеринбург)

23-24 октября в Екатеринбурге пройдёт семинар о пивоварении VARKA.

Лучшее
1 15722
Schneider Weisse – как они это делают?