Законы

← Обратно к новостям
21 октября 2022, 11:25

Игорь Хавский: «Наша задача — чтобы отрасль и государство избежали катаклизма, который возникнет при введении маркировки»

Игорь Хавский: «Наша задача — чтобы отрасль и государство избежали катаклизма, который возникнет при введении маркировки»

С апреля 2023 года российские власти планируют запустить цифровую маркировку пивоваренной продукции национальной системой «Честный знак». Эта маркировка, считают чиновники, позволит усилить контроль за пивным производством. О том, почему новая система контроля является излишней, несвоевременной и угрожает развитию отрасли в новых экономических условиях, рассказал член правления «ОПОРЫ России» Игорь Хавский.

«Все пивовары будут поставлены в зависимость от бесперебойной работы оборудования, которое практически полностью завозится из недружественных стран»

— На недавнем съезде «ОПОРЫ России», отвечая на ваш вопрос об усилении госрегулирования в пивоваренной отрасли, вице-премьер федерального правительства и министр промышленности и торговли Денис Мантуров сказал, что пивовары уже опоздали со своими предложениями по маркировке. Это можно трактовать в том смысле, что решение о введении новых мер приняли без участия производителей. Как в отрасли отнеслись к сказанному вице-премьером?

— Малые пивовары удивлены позицией, которую озвучил вице-премьер. Это решение идет вразрез с нашими ожиданиями. Мы рассчитывали, что нас обязательно привлекут к обсуждению в процессе принятия такого серьезного отраслевого решения, как маркировка пивоваренной продукции. Тем более что 16 июля президент Владимир Путин дал поручение, в рамках которого должны были провести ревизию всех обязательных требований, вводимых в 2022-2024 годах, безусловно, цифровая маркировка в пивоваренной отрасли к таковым относится.

19 августа 2022 года рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере производства и оборота алкогольной продукции по поручению вице-премьера Дмитрия Григоренко проанализировала новую норму и пришла к выводу, что ее введение приведет к росту издержек для пивоваров и другим социально-экономическим последствиям. Члены рабочей группы новацию посчитали нецелесообразной и решили ее не вводить в свете новой экономической реальности.

Но Минпромторг моментально определил это решение как нелегитимное. Министерство сослалось на то, что предметом поручения Григоренко «являются обязательные требования, содержащиеся в нормативных правовых актах, в то время как проектируемые нормы не могут выступать в качестве обязательных для исполнения участниками оборота требований». Это было, напомню, в августе.

А уже в октябре господин Мантуров сказал нам, что малые пивовары «со своими предложениями опоздали». Очевидны противоречия в подходах к вопросу маркировки со стороны Минпромторга и его руководителя: отменять маркировку в августе 2022 года было рано, а сегодня уже поздно. Кроме того, непонятно, как  позиция министра соотносится с поручением президента РФ о ревизии вновь вводимых обязательных требований, и если все решения уже приняты без участия пивоваров, то мы не согласны с такой постановкой вопроса!

— Что будет означать для отрасли введение обязательной маркировки?

— Маркировка приведет к колоссальным дополнительным затратам и, как следствие, повышению цен на пиво. Это, на мой взгляд, отрицательное, но не самое печальное последствие. Главное же заключается в том, что все пивовары будут поставлены в зависимость от бесперебойной работы оборудования по маркировке, которое практически полностью завозится из недружественных стран.

ЦРПТ утверждает, что все необходимое для запуска маркировки есть на складах. Возможно, это так и есть. Но кто может гарантировать, что в текущей геополитической ситуации компании-поставщики не откажутся обслуживать установленное в РФ оборудование, поставлять запчасти?

В результате возможны длительные простои, которые могут быть губительными для пивоваров. Уже сейчас большинство зарубежных поставщиков отказываются обслуживать пивоваренное оборудование на территории РФ, уверен, что оборудование для маркировки не станет исключением.

— С какими еще проблемами сталкиваются сегодня малые пивовары?

— Есть большие проблемы с обслуживанием оборудования, которые приводят в лучшем случае к дополнительным затратам, а зачастую к остановкам производства. Есть сложности с сырьем: мы продолжаем импортировать специальные солода и практически весь хмель. Цены на логистику увеличились в три-четыре раза, а сроки доставки выросли вдвое. Производители вынуждены создавать дополнительные запасы сырья, что требует привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

На состоянии многих, особенно небольших предприятий сказалась частичная мобилизация. Малые пивовары не могут себе позволить иметь кадровый резерв, и если в процессе мобилизации производство покидает технолог или другой узкий специалист, чья квалификация требует длительной подготовки, оперативно найти ему замену практически невозможно.

Значительную часть клиентов малых пивоваров составляют предприятия общественного питания. В последние три недели падение выручки в общепите составило около 30%, что не могло не сказаться на малых пивоварнях.

«Мы рассчитываем, что у государства хватит мудрости отложить рассмотрение вопроса о маркировке пива на два-три года»

— До 26 октября идет публичное обсуждение новой редакции проекта постановления правительства, предусматривающего введение обязательной маркировки пивоваренной продукции. Учтены ли в нем предложения бизнеса, ознакомились ли вы с этим документом?

— Это уже не первая редакция проекта постановления, однако ни одно из примерно семидесяти негативных отраслевых замечаний, сделанных нами к прежней редакции, новая не учитывает. Пивовары, в частности, считают систему маркировки избыточной, поскольку она будет дублировать существующую систему — ЕГАИС. Незначительно доработав ЕГАИС, можно с той же, даже, возможно, большей эффективностью решать задачи, которые ставятся перед цифровой маркировкой. ЕГАИС — проверенная временем учетная система, на внедрение которой государство и бизнес потратили большие деньги. Зачем тратить миллиарды рублей на новую систему, нам непонятно.

— Знакомая ситуация: чиновники принимают неоднозначное решение, платить за которое будут производители и потребители. Остались ли у пивоваров козыри, которые смогут убедить правительство не вводить маркировку пива?

— Мы всегда исходили и исходим сейчас из логики здравого смысла. Это наш основной, как вы говорите, козырь. Пока готовим отзывы на новую редакцию проекта постановления правительства «Об утверждении Правил маркировки пива, напитков изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации» и надеемся, что в этот раз они будут учтены.

Мы также рассчитываем, что у государства хватит мудрости отложить рассмотрение вопроса о маркировке пива на два-три года. Этого времени будет достаточно, чтобы завершить эксперимент, опубликовать результаты, полученные на каждом предприятии, гласно и открыто подвести итоги эксперимента. При этом должна быть оценена не только техническая возможность нанесения цифрового кода на упаковку, но и экономическая целесообразность введения дополнительного регулирования и учтены затраты всех участников рынка от производителя до розницы.

Кроме того, нужно обязательно дать оценку нескольким годам работы ЕГАИС, на внедрение которой, к слову, бизнес потратил порядка 13 млрд рублей. Оценка работы ЕГАИС — это обязательное условие для принятия решения о введении любого нового регулирования, о чем прямо говорится в Федеральном законе № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Мы всегда настроены на конструктивный диалог с государством и видим свою задачу в том, чтобы отрасль, а вместе с ней и государство избежали катаклизма, который, на наш взгляд, неизбежно возникнет при введении маркировки.

03481
Поделиться
Смотрите также
0 13521
10.06.2021
Как начать эксперименты с кетл-саурингом

Кетл-сауринг даёт пивоварам широкие возможности для творчества и позволяет расширить палитру выпускаемого пива. О том, как освоить эту технологию пивоварне, раньше не пробовавшей экспериментировать с кислым пивом, рассказывает главный пивовар Breakside Brewery Бен Эдмундс.

0 4454
27.07.2021
Евросоюз пока не запрашивал в ВТО консультации по российскому «закону о шампанском»

26 июля 2021 года торговый источник в Женеве сообщил, что пока Евросоюз не запрашивал в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) консультации с Россией по спорам о новом законе, который разрешает использовать термин «шампанское» только для российских напитков, а импортную продукцию относит к термину «игристое вино». Источник допустил, что Москва и Брюссель ведут переговоры, но ВТО к ним не имеет отношения.

0 5232
06.08.2021
В Удмуртии запретят ночную продажу алкоголя общепитам, которые торгуют полуфабрикатами

Власти Удмуртии обеспокоены ростом числа заболевших коронавирусом. Поэтому в регионе запретят ночную продажу алкоголя заведениям общепита, которые не имеют полного технологического цикла и работают с полуфабрикатами.

0 6113
22.07.2021
Производители вин должны до 1 сентября предоставить в РАР заявления о переоформлении лицензии

2 июля вступили в силу изменения в ФЗ № 171 и ФЗ № 468. В этой связи РАР сообщает, что организации, имеющие лицензии на производство, хранение и поставки фруктового вина, винных напитков, виноматериалов, должны до 1 сентября 2021 в соответствии с п. 12 статьи 19 ФЗ № 171-ФЗ подать в РАР заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением вида производимой продукции:

0 22181
06.05.2021
Как собирать и хранить дрожжи

Пивовары часто повторно используют дрожжи для экономии и более эффективного брожения. Однако чтобы дрожжи были здоровыми, нужно соблюдать правила их сбора и хранения, о которых рассказывает сайт Craft Brewing Business. При следовании им можно использовать дрожжи семь-десять раз.

1 18096
16.02.2021
Новый стиль: холодный IPA

Американские пивовары придумали очередной вид IPA — теперь холодный. О том, чем отличается этот стиль, и о пивоварне, которая его создала, рассказывает журнал Craft Beer & Brewing.

Комментарии 0

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети
20 октября 2022
Онлайн-лекции «Школа пивоваров»

Союз российских пивоваров организует очередной цикл лекций для технологов пивоваренных производств в рамках образовательного проекта «Школа пивоваров», который будет состоять из 11 занятий в период с 20 октября по 29 декабря 2022 года.

24 декабря 2022
St. Petersburg Craft Event (Санкт-Петербург)

24-25 декабря 2022 года пройдёт первая зимняя сессия фестиваля крафтовой культуры St. Petersburg Craft Event.

06 января 2023
SibCraftFest Craft Magic Night 2023 (Новосибирск)

6 января 2023 года в Новосибирске, в ресторанном комплексе «ГУСИ» в Академгородке, уже в третий раз пройдет Craft Magic Night – зимний вариант фестиваля SibCraftFest.

Лучшее
1 67432
Schneider Weisse – как они это делают?