Законы

← Обратно к новостям
13 января 2022, 12:56

Что ждёт пивную отрасль в 2022 году

Что ждёт пивную отрасль в 2022 году

В наступившем году рынок пива ждут несколько изменений. Чтобы предсказать их, не нужно быть астрологом. Скорее всего, уже в этом году станет обязательной маркировка пива, возможно, производители к концу года должны будут вступать в реестр, и всё это случится на фоне постоянного роста цен на сырьё. Посмотрим, когда именно и чего ждать отрасли.

Реестр, счётчики, ЕГАИС в пивной рознице

Один из главных «зависших» вопросов пивной отрасли — введение реестра пивоваренных предприятий и сопутствующие ему снижение порога производственной мощности, при котором можно работать без счётчиков (с 300 до 100 тыс. декалитров в год), и включение в ЕГАИС розничной продажи пива. Законопроект № 1079811-7, которым планировалось всё это внедрить, был принят в первом чтении в марте 2021 года, но затем его рассмотрение отложили на более поздний срок.

Сопутствующий ему законопроект № 1142943-7 о штрафах для предприятий, производящих пиво без включения в реестр, пока не рассмотрели даже в первом чтении. Принятие законопроектов ожидается не ранее сентября 2022 года.

В соответствии с законопроектом, исключать пивоваренные предприятия из реестра будет РАР. Минфин предложил свои поправки ко второму чтению, согласно которым РАР будет только приостанавливать деятельность предприятия, а затем обращаться в суд с требованием об исключении его из реестра (аналогично тому, как приостанавливается действие лицензии на производство крепкого алкоголя).

Участники рынка уже выступили против таких нововведений: «ОПОРА России» направила в правительство соответствующее обращение. Суды могут длиться многие месяцы, и всё это время предприятие будет простаивать, а продукцию придётся утилизировать, подчёркивают в предпринимательском объединении. Минфин не обсудил поправки с отраслью, подчеркивает «ОПОРА». Сейчас приостановить деятельность пивоваренного предприятия можно только в судебном порядке (если речь не идёт о грубых нарушениях правил промышленной безопасности, угрозе жизни или здоровью людей).

Снижение порога мощности для работы без счётчиков также не устраивает отрасль: НСППиН в своём обращении в Правительство и РАР подчёркивает, что у малых предприятий нет технологической возможности установить счётчики — у них большой объём ручного труда, а пиво производится и разливается небольшими партиями, поэтому при переключении АСИиУ много продукции будет теряться.

Маркировка пива

Маркировка пива тоже может быть внедрена уже в 2022 году: Правительство разработало проект постановления, устанавливающего правила маркировки и график её реализации.

Нанесение маркировки на «специализированную упаковку» (это понятие в проекте не разъясняется, но можно предположить, что это групповая упаковка — паллеты, мультипаки) начнётся с 1 сентября 2022 года. На потребительскую тару наносить маркировку нужно будет с 1 декабря 2022 года. С 1 июня 2023 года нужно будет подавать в систему маркировки сведения о выводе продукции в потребительской таре из оборота (то есть прежде всего о розничной продаже).

Производители пива считают такие сроки нереалистичными и предупреждают о рисках перебоев с поставками (при введении маркировки других видов товаров без проблем не обходилось). В Ассоциации производителей пива предупредили, что отведённого срока недостаточно, чтобы обеспечить всех участников рынка оборудованием для маркировки, и удивились отсутствию переходного периода. Однако ЦРПТ уверяет, что нагрузка на отрасль не вырастет, так как система «Честный знак» будет интегрирована с ЕГАИС.

Техрегламент и ГОСТы

Вступление в силу техрегламента о безопасности алкогольной продукции перенесли ещё на два года — теперь его планируют ввести в действие с 1 января 2024 года. Изначально планировалось, что документ вступит в силу в начале 2021 года. Однако по мнению российского Минфина, принятый в 2018 году документ содержит технические ошибки и неточности, которые могут усложнить работу производителей алкогольных напитков.

За отсрочку вступления документа в силу и внесение в него изменений выступали не только пивовары, но и виноделы и производители крепкого алкоголя — свои претензии были у всех. Разногласия у пивоваров вызвали многие моменты техрегламента, в том числе допустимое содержание несоложёного сырья в пиве и понятие «пива специального». Теперь у отрасли есть ещё два года на поиск консенсуса с самой собой и с властями.

Пока же пивоварам нужно помнить, что в ходе многострадального процесса регистрации новых сортов во ФРАП не нужно указывать, что пиво сварено по техрегламенту Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ЕАЭС 047/2018) — вместо этого документа нужно указать «Отсутствует».

Вместе с техрегламентом должны были вступить в силу новые стандарты, в том числе ГОСТ «Пивоваренная продукция. Термины и определения», ГОСТ «Напитки пивные. Общие технические условия», ГОСТ «Пиво специальное. Общие технические условия». Их также отложили на 2024 год.

Акциз вырос, солод подорожал

Помимо грядущих расходов на оборудование для маркировки и счётчики, пивовары уже несут повышенные расходы в связи с ростом акциза и подорожанием сырья, прежде всего солода. Пока пивоварам удаётся как-то сдерживать влияние подорожания сырья на потребительские цены: по данным Росстата, средняя цена на 1 л пива в 2020-2021 годах выросла всего на 4,34%, в то время как накопленная инфляция за этот период составила 13,7%. Но сдерживать рост цен бесконечно нельзя, поэтому неизбежно придётся переложить возросшие расходы на потребителя, что не будет способствовать спросу.

По оценкам экспертов, цены на солод будут расти минимум до осени 2022 года, когда будет собран новый урожай (если он будет достаточным). Урожай 2021 года оказался неудачным из-за плохих погодных условий, к тому же заметную часть европейского солода «отъел» Китай, который из-за торговой войны с Австралией переключился на других поставщиков, нарастив при этом спрос на ячмень из-за чумы свиней.

Помимо этого, свой вклад в рост цен и снижение предложения внесли пожары в Турции, нехватка морских контейнеров и даже немецкий закон о защите климата, из-за которого такие энергоёмкие производства, как солодовенные, будут нести повышенные расходы. Все эти неочевидные факторы создали на рынке ситуацию «идеального шторма», когда цены могут только расти.

На фоне мировой ситуации российским поставщикам ячменя выгоднее продавать зерно за рубеж, что усложняет ситуацию на российском рынке солода. Вывозом зерна власти управляют при помощи механизма зернового демпфера, но, по мнению пивоваров, этого недостаточно — они попросили Правительство ввести экспортные квоты на ячмень и солод, однако Минсельхоз не видит в этом необходимости.

Акциз на пиво крепостью до 8,6% (а также на сидр, пуаре и медовуху) в 2022 году вырос на 1 рубль, до 24 рублей, на пиво крепостью свыше 8,6% — на 2 рубля, до 45 рублей. Такой же ежегодный рост запланирован на период до 2024 года. Впрочем, бюджет принимается ежегодно, и исключать пересмотр этих ставок в сторону повышения нельзя.

Новые возможности продажи

Завершить прогноз на 2022 год хочется чем-то приятным — возможно, у пивоваров появятся новые возможности продажи своей продукции. Должен наконец решиться вопрос с возвращением продажи пива на стадионы. Пока для проведения в России крупных международных соревнований приходится принимать отдельные законы-исключения, как это было с Кубком конфедераций, чемпионатами мира и Европы по футболу, и как будет с чемпионатом мира по волейболу, запланированным в 2022 году.

Госдума обещала принять закон о пиве на стадионах после принятия закона о паспорте болельщика. Однако закон о Fan ID уже принят и подписан президентом, но дата второго чтения документа о пиве на стадионах пока не назначена. Будем надеяться, что это обещание выполнят.

Ещё одна надежда связана с экспериментом по продаже вина через «Почту России». Эксперимент должен начаться 31 марта 2022 года и продлится до конца 2024-го, почта уже тестирует упаковку для доставки вина. При успешной реализации эксперимента его могут распространить на другие напитки. Легализовать онлайн-торговлю алкоголем планировалось ещё до пандемии: сначала предполагалось продавать российские вина, а затем добавить в ассортимент пиво.

0 5749
Поделиться
Комментарии 0

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети
07 февраля 2022
«Продэкспо-2022» (Москва)

29-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо» пройдёт в Москве, в ЦВК «Экспоцентр», с 7 по 11 февраля 2022 года.

20 февраля 2022
Beer & Food Attraction (Италия)

Выставка Beer & Food Attraction пройдёт с 20 по 23 февраля 2022 года в выставочном центре Fiera di Rimini.

12 марта 2022
VI фестиваль домашнего пива в Екатеринбурге

12 марта 2022 года в баре «Градусы» (8 Марта, 43а) пройдёт самый большой баттл домашних пивоваров на Урале.

Лучшее
0 38205
Иван Белецкий: дефектное пиво или «крафт»?