Законы

← Обратно к новостям
17 сентября 2024, 13:25

Алкогольная политика в регионах противоречит федеральной стратегии

Алкогольная политика в регионах противоречит федеральной стратегии

Ограничения продаж пива — популярная тема для законотворчества на региональном уровне. В апреле по российским областям прокатилась очередная волна ужесточения правил реализации пива в помещениях в жилых домах. И хотя летом каток запретов вроде бы остановился, отрасль еще может столкнуться, например, с новыми требованиями к площади магазинов в Воронежской области (законопроект прошел первое чтение) или полным запретом на продажу разливного пива в магазинах в жилых домах в Липецкой области.

Удивительно, что в России борьба с алкоголем почти всегда бьет в первую очередь по пиву и малому бизнесу. Причем, вопреки федеральному законодательству и мировой практике.

Как надо

С 2023 года в России действует «Концепция сокращения потребления алкоголя в Российской Федерации на период до 2030 года и дальнейшую перспективу». Она заменила схожий документ, действовавший до 2020 года.

Концепция содержит в себе несколько важных тезисов:

·        упор не на регуляторные меры, а на меры в области профилактики заболеваний, вызванных злоупотреблением алкогольной продукцией, информирования населения о пагубном влиянии алкоголя на здоровье и формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;

·        научная обоснованность антиалкогольных мер, учет российского и зарубежного опыта сокращения потребления алкоголя;

·        акцент на сокращение потребления крепких спиртных напитков.

Государство не только видит решение проблемы алкоголизации в изменении структуры потребления (уменьшение доли крепкого алкоголя), но и реализует это видение в федеральном законодательстве. Так, в законе 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…» даны преференции натуральным слабоалкогольным напиткам брожения — в отличие от крепкого алкоголя, для их производства, оптовой и розничной продажи не требуется лицензия. Кроме того, продавать их в розницу могут индивидуальные предприниматели (остальные виды алкоголя — только ООО), а у магазинов, в которых из алкоголя продается только пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуха, нет дополнительных требований к площади.

Эффективность такого подхода правительства к регулированию отрасли доказывается историческим и международным опытом. СССР после гражданской и Великой Отечественной войн, Великобритания времен «джиномании» (эпидемии повального пьянства в 18 веке, употребления дешевого джина), послесухозаконные США и т.д., — всегда изменение структуры потребления в пользу пива и других натуральных напитков брожения помогало предотвратить алкоголизацию населения и давало ощутимый положительный экономический эффект.

К сожалению, инициативы субъектов Российской Федерации, местные законы очень часто противоречат позиции федеральной власти и бьют в первую очередь по слабоалкогольным натуральным напиткам, особенно пиву.

Как есть

За последние десять лет у областных законодателей сложился более ли менее стандартный набор мер, среди которых можно выделить три основные группы.

·        Введение требований к минимальной площади торгового объекта. В последнее время одна из самых часто встречающихся региональных новелл. Запрет на продажу алкоголя в точках меньше определенной площади. Подобные ограничения влияют в первую очередь на малый бизнес и лишают пиво и других слабоалкогольные напитки брожения одной из федеральных преференций.

·        Ограничения продаж именно пива, пивных напитков, пуаре и медовухи, а не других алкогольных напитков. Авторы законопроектов мотивируют свой интерес именно к этой продукции тем, что для ее продажи по федеральному закону не требуется лицензия, а значит, «якобы», ее сложнее проконтролировать. Между тем, именно отсутствие необходимости нести расходы на лицензирование не только делает пиво привлекательным товаром для малых предпринимателей, но и играет большую роль в снижении объемов продаж водки и изменении структуры потребления алкоголя в пользу легких напитков натурального брожения.

·        Ограничение определенных форм продажи пива — а именно разливного пива. Это касается в первую очередь малого и среднего бизнеса. Компании федерального уровня, а также алкогольные дискаунтеры, на полках которых есть и водка, делают ставку на продажи фасованной продукции. Разливной же сегмент остается основным каналом продаж именно для региональных ритейлеров.

Подобные ограничения тем более удивительны, если вспомнить, что 100% акцизов от пива поступают в местные бюджеты, тогда как водочный акциз поступает наполовину в федеральный бюджет. Казалось бы, уже на уровне распределения акцизов государство стимулирует регионы развивать именно пивоваренную отрасль, но местные законодатели продолжают стрелять себе в ногу.

Более того, запреты ведут еще и к сокращению многообразия розницы в регионе. Местные предприниматели, наполняющие бюджеты, теряют каналы продаж, а выигрывают от ограничений крупнейшие ритейлеры и федеральные алкодискаунтеры, продающие дешевый крепкий алкоголь.

К подобным ограничениям есть вопросы и с точки зрения антимонопольного законодательства. Ведь нельзя устанавливать в регионе разные условия ведения бизнеса, осуществляющего один и тот же вид деятельности. С точки же зрения закона нет, например, никакой разницы между продажей разливного и фасованного пива: пока в федеральной законодательстве нет соответствующих дефиниций, запрет на продажу пива в розлив — это дискриминация для разных производителей и продавцов внутри одной товарной группы.

Малышей не обижать

Мировой опыт демонстрирует другой подход — ограничение крупной розницы для поддержки малого бизнеса.

Например, в Европе, как и в России, власти регулируют площадь торговых объектов. Но если у нас устанавливают «минимальную» площадь магазина или бара, то, например, во Франции идут с другого конца и вводят ограничения по количеству торговых объектов большой площади. Великобритания ограничивает размещение крупных и сетевых торговых объектов, чтобы сохранить лавки в исторической застройке.

В Германии действует федеральный закон Ladenschlussgesetz — запрет работы магазинов по воскресеньям и праздникам. А для поддержки сельских магазинов в сезон урожая действует исключение, и в это время многие едут за город, чтобы купить свежие фермерские продукты. Похожие правила в Австрии: в воскресенье закрываются все магазины, за исключением аптек и киосков.

В большинстве стран Европы, таких как Бельгия, Нидерланды, Венгрия, действует жесткое законодательство по охране культурно-исторического наследия, а также градостроительных концепций. В результате практически невозможно открыть крупные объекты в историческом центре, в котором сохраняется классическая розница. А крупные торговые центры уходят на окраины.

Также стоит отметить, что, вопреки мифам о свободном рынке, западные страны активно используют ценовое регулирование для поддержки малого бизнеса. Например, Федеральное ведомство по надзору за деятельностью картелей в Германии запретило крупных сетям продавать товары по цене ниже себестоимости. А Бельгии, Франции, Ирландии и некоторых других странах для ритейлеров де факто установлены минимальные розничные цены, чтобы не дать им за счет демпинга выдавить с рынка локальные магазины.

Найти баланс

Региональные законодатели часто мотивируют свои ограничительные проекты количество специализированных магазинов пива в регионе. Но надо понимать, что количество покупателей от количества магазинов не меняется. А вот количество магазинов пропорционально нежеланию людей стоять в очередях. Аптек сейчас тоже очень много, но количество больных растет точно не из-за их количества. Магазин пива же — аптека для души.

Если в регионе есть какие-то проблемы с ростом правонарушений, запрет легального бизнеса их не решит. Ищите другие пути решения проблемы. Например, можно обязать все магазины с пивом иметь тревожные кнопки и договор с ЧОП. Розница поворчит, но со временем еще и станет вашим главным союзником в борьбе за общественный порядок.

0994
Поделиться
Смотрите также
0 19624
24.08.2020
Как сделать дома алкогольный зельтер

Издательство Brewers Association выпустило книгу Криса Колби, посвящённую алкогольным зельтерам. В ней приводятся рецепты и советы по производству этого напитка как на промышленном уровне, так и дома.

1 51598
16.02.2021
Новый стиль: холодный IPA

Американские пивовары придумали очередной вид IPA — теперь холодный. О том, чем отличается этот стиль, и о пивоварне, которая его создала, рассказывает журнал Craft Beer & Brewing.

0 127694
26.04.2022
Отдать должное дьяволу: как варят Duvel

Светлый, сухой, шипучий и элегантный бельгийский золотой крепкий эль Duvel имеет множество поклонников и подражателей по всему миру. О том, как создаётся это одновременно простое и сложное пиво, в журнале Craft Beer & Brewing рассказывает Брендан Кирни.

0 22686
03.03.2023
Что такое Phantasm — порошок из винограда, который усиливает тиолы в пиве

Всё чаще в описаниях зарубежных пивных новинок появляется интересный ингредиент — Phantasm, высушенные отходы переработки новозеландского винограда совиньон-блан. По заявлениям пивоваров, этот «волшебный порошок» помогает максимально раскрыть в пиве тропический характер.

0 20744
24.08.2021
Как приготовить боше — напиток из карамелизованного мёда

Боше — старинный напиток из карамелизованного мёда — всё чаще привлекает внимание домашних и профессиональных медоваров. О том, где искать корни этого рецепта, и о том, как безопасно организовать дома «извержение медового вулкана», в журнале Atlas Obscura рассказывает Джемма Тарлах.

Комментарии 0

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети
31 марта 2025
Семинар «Нормативно-правовое регулирование пивоваренной отрасли» (Санкт-Петербург)

31 марта 2025 года в Санкт-Петербурге, в отеле «АЗИМУТ», пройдёт семинар «Нормативно-правовое регулирование пивоваренной отрасли».

03 апреля 2025
Конференция «Углекислота–2025» (Москва)

IV Международная конференция «Углекислота–2025» пройдёт 3 апреля в Москве.

06 апреля 2025
Выставка Vinitaly 2025 (Верона)

6-9 апреля 2025 года в Вероне, в выставочном центре Veronafiere, пройдёт Vinitaly — ведущая выставка-ярмарка вин и спиртных напитков, ориентированная на операторов винодельческого бизнеса на международных рынках.

Лучшее
1 57714
Большое интервью Михаила Ершова: «Мы находимся в нише, в которой никого нет»