Законы

← Обратно к новостям
22 января 2019, 09:59

«Мы могли бы бороться с малыми пивоварами, но бьемся, чтобы их не лицензировали», — интервью Ораза Дурдыева (AB InBev Efes), часть II

«Мы могли бы бороться с малыми пивоварами, но бьемся, чтобы их не лицензировали», — интервью Ораза Дурдыева (AB InBev Efes), часть II

Продолжаем публиковать интервью Profibeer с Оразом Дурдыевым, директором по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes. Во второй из трех частей обсуждаем маркировку и разбираемся, лоббируют ли пивгиганты ограничения против малых пивоварен. Первую часть интервью можно почитать по ссылке.

«Маркировка поставит малые пивоварни перед выбором: умереть или уйти в тень»

Как изменился диалог с властью за последние годы?

В целом, у нас конструктивный диалог с Министерством финансов, за что им большое спасибо. Минфин повернулся к нам лицом и стал больше слушать. В этом заслуга и пивоваренной индустрии, той экспертизы, которую мы можем дать органам власти. Они оценили то, на каком уровне мы можем вести диалог.

Сейчас поменялось руководство РАР, мы уже познакомились, надеемся на конструктивный диалог, поддержку и взаимодействие. В Минпромторге сейчас идет активная дискуссия по маркировке, сложная, комплексная, но диалог тоже есть. Со всеми органами власти можно работать, менять тренд на более позитивный, предлагать меры по упрощению регулирования для легальных производителей.

Каковы перспективы по маркировке? Есть шанс, что ее удастся избежать?

Есть инициативы, продиктованные реалиями рынка. А есть вещи, которые вводятся безотносительно того, что на самом деле нужно бизнесу. Я боюсь, что с точки зрения маркировки мы находимся во второй категории, когда нужно все замаркировать просто чтобы было, без оглядки на то, нужно ли это пивоваренной отрасли или нет.

Пиво — это единственная алкогольная категория, которая не маркируется, не испытывает давления из-за жестких требований по складам для маркированной продукции и т.д. И при этом она является самой дисциплинированной с точки зрения сбора акцизов. Я бы на месте государства посмотрел бы на опыт пива и сказал: «О’кей, вино, водка, давайте мы вам смягчим регулирование, чтобы вывести часть рынка из тени».

Ни для кого не новость, что в крепком алкоголе около 50% рынка в тени. И маркировка там уже давно введена, но не решает этой проблемы. Мне не очень понятно, что мы хотим решить в пиве маркировкой. Контрафакт как таковой в пиве отсутствует, невозможно получить пиво, смешав что-то с чем-то — его в любом случае нужно сварить. Если мы говорим о неплательщиках акцизов, для борьбы с ними есть другие системы мониторинга.

Маркировка поставит малый и средний пивоваренный бизнес перед выбором: умереть или уйти в тень. Ведь она потребует не только огромных разовых затрат на принтеры и софт. Будет некая поддержка, услуга, которую пивоваров вынудят оплачивать. В других категориях бизнес платит по 0,5 копейки за марку. По факту мы обсуждаем новый вид прямого налогообложения.

Мы не сможем найти аналогов маркировки пива в Германии, Чехии или Англии. Ни в одной стране с развитой пивоваренной отраслью ее нет. При этом там нет серого рынка. Наверное, нужно изучить опыт этих стран и внедрить его, а не продвигать то, что не сработало в крепком алкоголе. Вся положительная динамика в этой категории была связана только с доработкой ЕГАИС. А маркировка… Мы все видели сюжеты по телевидению с подпольными складами, на которых лежат десятки коробок с марками.

И все-таки, что делать, если власть не изменит свою позицию по маркировке?

Значит, придется искать лучший вариант. Игроков много. РАР разрабатывает бумажную маркировку, ЦРПТ — c QR-кодами. Есть еще пара предложений по бутылочному учету с помощью онлайн-касс, это решение выглядит симпатично, потому что не потребует дополнительных затрат от пивоваров. Есть альтернативное предложение наносить уникальные коды с помощью принтеров, которые уже стоят на производствах.

Есть разные решения, все они стоят денег. Надо понять, какую проблему мы решаем, обсчитать, как это скажется на ценах, как повлияет на объем. Нужно все взвесить, потому что сложная и дорогая маркировка приведет к снижению объемов и уходу малых пивоваров в тень. Государство рискует потерять акцизы и получить рост серого рынка. Чтобы компенсировать потери, оно захочет еще поднять акцизы, и еще больше игроков уйдут в тень. И так мы получим 50% рынка в серой зоне, как в крепком алкоголе.

«Установить счетчики малым пивоварням дешевле, чем лицензироваться»

Какова сейчас доля серого рынка пива в России?

Сложно сказать, потому что на рынке пока нет системы учета на всех стадиях. Кто бы ни давал вам сейчас такие данные, они все высосаны из пальца. Мы очень ждем, когда онлайн-кассы позволят понять, сколько реально бутылок прошло в той или иной торговой точке. Тогда мы сможем сравнивать объемы продаж и производства.

Плюс у нас есть малые и даже средние пивовары, которые в принципе не обязаны ставить счетчики. Бизнес на доверии: они сами декларируют, сколько произвели. А какие у них на самом деле объемы — никто не знает.

Мы ведем с ними диалог, объясняем: «Ребят, вам сейчас дешевле поставить счетчик, чем потом лицензироваться». Ведь когда представители власти аргументируют лицензирование, маркировку пива, говорят, что 7-10% пива в тени. Мы спрашиваем у них, есть ли претензии к крупным пивоварам. Их нет. Получается, что вопрос к малым и средним, которые не хотят ставить счетчики. Им светят лицензирование и маркировка. Дешевле им установить счетчики, или нет?

Для малых пивоваров это выглядит так, будто большие лоббируют установку счетчиков, чтобы остановить их рост.

Когда малые пивовары обвиняют большие компании в том, что те лоббируют счетчики, они не понимают все риски. Пусть посмотрят, что сделали в «табачке». Они наносят вообще две маркировки: и акцизную марку, и код от ЦРПТ. Два вида маркировки, и крупные производители сами это попросили, и еще от третьей не отказались бы. Они просто вымыли всех малых и средних производителей и теперь могут позволить себе хоть десять маркировок.

Если бы мы хотели то же самое сделать с малыми и средними пивоварнями, мы бы сами пришли в правительство и попросили маркировку. Понесли бы разовые затраты, но расчистили рынок. Нам на это намекают сами разработчики и инициаторы маркировки.

Но у нас нет такой цели, хотя уже три года крупные производители теряют долю рынка, которую занимают малые пивоварни. Мы просто хотим, чтобы все платили акцизы. Нам очень важны крафтовики, малые производители. Мы заинтересованы, чтобы они росли, взращивали в стране культуру потребления, обучали потребителя. Они делают очень хорошую работу для всей отрасли. Мы могли бы вытеснить их с рынка, но не делаем этого, а бьемся, чтобы их не лицензировали. Нет ни одной меры, направленной на ущемление малого и среднего бизнеса, которую бы поддерживали крупные пивоваренные компании и Союз российских пивоваров.

Если бы у всех было одинаковое понимание ситуации, то было бы проще отстаивать наши общие интересы. Нам в любом случае нужна прослеживаемость, и она стоит не очень дорого. Поставь себе счетчик, докажи, что ты платишь акциз в полной мере, и вопросов к тебе больше не будет. Если у тебя нормальный, легальный бизнес, чего бояться?

Мне кажется, что есть несколько противоречий. Первое — вы говорите, что ждете, когда пиво можно будет проследить по всей цепочке от завода до покупателя, и в то же время выступаете против маркировки. Но ведь марка для того и нужна — замкнуть всю цепочку в ЕГАИС.

Я не зря упоминал онлайн-кассы и то, что делает Сбербанк. Акцизная марка решает две задачи. Первая — фискальная, показать, оплачен акциз или нет. Вторая — отличить поддельный алкоголь от настоящего.

Марка, в большей степени, помогает понять, легальная ли в продаже бутылка, или подделка. Поддельного пива нет, так что этот вопрос отпадает. Что касается фискальной части, налог платится с объема. Даже количественный учет бутылок, без его индивидуализации, уже дает понимание, уплачен акциз или нет.

Сейчас в разработке находится каталог товаров, и когда он будет реализован, РАР и налоговая смогут одновременно получать информацию, какую именно бутылку продали в конкретном магазине. Они будут видеть в ЕГАИС, сколько пива произвела пивоварня, сколько поставила в магазин, сколько магазин продал.

Я хочу еще напомнить, что акциз-то платится не после розничной продажи. Акциз платится производителем намного раньше. Финальная часть нужна просто чтобы выстроить цепочку, чтобы видеть все потоки и, сложив их, получить на входе и выходе одну сумму. Для этого не обязательно индивидуализировать каждую бутылку.

Второе противоречие. Вы призываете малые пивоварни поставить счетчики. Но есть мнение, что все «малыши» вместе не смогут произвести столько серого пива, сколько некоторые крупнейшие региональные производители — у которых стоят счетчики, и к которым при этом уже давно есть претензии от налоговой и РАР.

Абсолютно верно. Только чтобы на это ссылаться, нужно поставить себе счетчики. Понимаете, когда вы ничего не делаете, вы лишаете себя аргументов. Вы рассуждаете гипотетически. Государство сейчас ищет серое пиво у малых пивоварен, потому что у них нет счетчиков. А вот если они поставят их, а серое пиво не исчезнет, у вас будут аргументы в диалоге с властью.

«Мы работаем над введением дифференцированного акциза»

Есть ли либеральные реформы, которые могут помочь пивоваренной отрасли в ближайшее время?

Мы сейчас активно обсуждаем возврат пива на стадионы. Для нас это важно с точки зрения даже не фактических продаж, а изменения вектора мышления регуляторов и общества с негативного на позитивный.

Также мы сейчас активно работаем над введением дифференцированного, сниженного акциза для слабоалкогольных напитков. Это позитивная практика, которая существует во всем мире. Она поможет развитию слабоалкогольной категории и при этом не приведет к снижению поступлений от акцизов. От нее выиграет и бизнес, и общество и государство.

На каком этапе сейчас находится обсуждение проекта ВШЭ по раздельному регулированию пива, вина и крепкого алкоголя?

Законопроект был доработан в соответствии с ранее озвученными на рабочих группах комментариями. В настоящий момент мы ожидаем отзыв по нему от правительственной комиссии, курирующей пивоваренный рынок.

Если говорить об эффективности данного закона, то достаточно просто обратиться к опыту европейских стран. Практически везде, где производство и оборот пива и пивных напитков регулируются отдельно от крепкого алкоголя, пивоваренная отрасль вносит весомый вклад в развитие экономики этих стран, а потребление крепкого алкоголя уменьшается.

Третья часть интервью

1 5251
Поделиться
Лица
Дурдыев Ораз Алиевич

Директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам АО «САН ИнБев».

Комментарии 1
Жак-Ив в кустах
23 января 2019, 16:06

Ну да, пиво - оно всегда пиво. Его только если водой бодяжить или насувать туда димедрола, как в несознательных кафешках. А контрафактное пиво - это НОНСЕНС!

18 апреля 2019
Tap Take Over BrewDog (Москва)

18-19 апреля в московском баре STØY craft bar (Валовая, д. 30) пройдёт Total Tap Take Over шотландской пивоварни BrewDog.

24 апреля 2019
IV Ресторанный экономический форум (Москва)

24-25 апреля в Москве пройдёт IV Ресторанный экономический форум, одно из ключевых событий рынка индустрии питания.
В первый день форума пройдут 10 тематических конференций – рестопрактикумов, а второй день будет посвящён рестотурам.

01 мая 2019
St. Petersburg Craft Event

Крафтовый фестиваль для любителей авторского пивоварения, хорошей музыки и гастрономического разнообразия пройдёт 1 мая 2019 года в центре дизайна ArtPlay.

Лучшее
1 12190
Инфографика: визуализируем дегустацию пива – аромат, солод и хмель