Законы

← Обратно к новостям
15 января 2019, 13:59

«Акциз на пиво нужно снизить в два раза», — интервью Ораза Дурдыева (AB InBev Efes), часть I

«Акциз на пиво нужно снизить в два раза», — интервью Ораза Дурдыева (AB InBev Efes), часть I

Подходящий к концу 2018 год запомнится пивоваренной отрасли реками пива на Чемпионате мира по футболу FIFA 2018TM и слиянием гигантов российского рынка AB InBev и Efes Rus. А 2019 год должен дать ответы на вопросы: введут ли маркировку пива и сможет ли рынок наконец-то показать рост? Profibeer поговорил с Оразом Дурдыевым, директором по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes, о настоящем и будущем отрасли и планах компании. Публикуем интервью в трех частях.

«Отношение к пивоваренной отрасли меняется, как и ее регулирование»

Попробуем подвести окончательные итоги прошедшего Чемпионата мира по футболу FIFA TM. Как он повлиял на пивоваренную отрасль?

Чемпионат мира по футболу FIFA — это глобальное мероприятие, и чемпионат в России стал одним из лучших в истории.

Во-первых, для России это был некий тест пивной культуры, присущей Западу. Уже 10 лет пиво на российских стадионах не продается из-за опасений, что наши болельщики будут вести себя нецивилизованно. Но Чемпионат мира по футболу FIFA показал, что пиво и футбол как массовые мероприятия могут сосуществовать. У нас за время Кубка Конфедераций FIFA и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 не было зафиксировано ни одного инцидента. Это действительно знаковый момент.

После Чемпионата мира по футболу FIFA многие начали самостоятельно продвигать эту идею: «Почему бы нам не оставить пиво на стадионах?» От этого выиграют все. Нам нужно заполнять уже построенные стадионы, сохранить то отношение, которое появилось у болельщиков. А заставить нормального мужика сидеть и два часа смотреть футбол без пива — при том, что несколько месяцев назад он мог спокойно купить его на стадионе, — не самое хорошее решение. Поэтому, я думаю, есть большая доля надежды, что пиво вернется на стадионы, потому что это выгодно с точки зрения спонсорских контрактов, клубов, инфраструктуры. Деньги от продаж пойдут на поддержку детско-юношеского спорта и стадионов.

Во-вторых, во время чемпионата болельщики на стадионах выпили 1,5 млн литров пива. Самое примечательное, что более 2% этого пива было безалкогольным. Люди меняют отношение к безалкогольному пиву, оно становится полноценным, адекватным выбором.

Есть ли ощущение, что демонизация пивоваренной отрасли, которая есть в нашем обществе, отступит под натиском впечатлений от того, как весь мир веселился на Никольской и пил пиво?

К сожалению, на это отношение влияют многие факторы, и они не всегда объективны. На вещи, о которых вы говорите, стоит внимательнее посмотреть, тем более, есть опыт развитых стран. Потребление пива в Германии, Чехии в разы больше, чем в России, и там нет таких проблем с алкоголизацией. Значит, все-таки не пиво является ее драйвером.

Есть исследование: в свое время мы анализировали с российскими наркологами четыре стадии алкоголизма как болезни. Пиво появлялось только на первом этапе и то, как третий выбор из четырех (после водки и вина). На последующих стадиях алкоголизма пиво вообще исчезает. Это говорит о том, что пивной алкоголизм с научной точки зрения – миф и заблуждение.

Если бы мы ориентировались только на то, чего хочет потребитель, на проверяемые, научные данные, мы были бы в другой ситуации. Пиво было бы основным инструментом правительства, основным драйвером снижения потребления спиртного за счет перехода от крепкого к слабому алкоголю. Логично было бы, если бы государство следовало этой стратегии: отдавать слабоалкогольным напиткам приоритет, смягчать их регулирование, помогать рынку.

Конечно, надо признать, что за последнее время диалог с государством улучшился. Но на практике, пиво — единственная категория алкогольной продукции, которая упала за прошедший год, а у водки и крепкого алкоголя был ощутимый рост. Самое смешное, что нас еще в этом и обвиняют. Когда мы это обсуждали, просили как минимум не мешать отрасли, нам говорили: «А мы знаем, почему вы падаете, потому что у вас серый рынок стал расти».

«Каждое ограничение стимулирует рост серого рынка»

Обвинения в росте серого рынка пива возникают не на пустом месте?

Люди видят следствие, но не понимают причину, почему этот рынок вообще стал появляться. Его никогда не было, пиво — самая дисциплинированная в плане уплаты акцизов категория. Но на производителей накручено столько ограничений, что некоторые просто уже не могут вести этот бизнес полностью легально. Войти в пивную отрасль можно только с определенным капиталом, а если при этом пытаться соответствовать всем существующим правилам и ограничениям, далеко не все могут окупить свои вложения.

Каждый раз, когда внедряется какое-то избыточное или чрезмерное нововведение, по факту это очень сильно сказывается на объеме. Способность населения покупать сейчас очень чувствительна к цене. И с каждым ограничением пропасть между стоимостью работы «в белую» и стоимостью работы «в серую» все больше увеличивается. По факту мы приходим к тому, что «якобы благими» намерениями стимулируем развитие серого рынка, вместо того чтобы дать послабление легальным производителям.

Можно строить позитивное регулирование, можно — запретительное. У нас, когда говорят «давайте что-то урегулируем», почему-то автоматически идет речь о том, что нужно что-то запретить, ограничить и т.д. Почему бы, наоборот, не дать больше свободы, больше возможностей, простимулировать легальный сектор, чтобы сделать нелегальность слишком рискованной, тяжелой и невыгодной?

Когда был высокий подоходный налог, все зарплаты были в конвертах. После того, как его снизили до 13%, ситуация более или менее стабилизировалась. Здесь тот же принцип, особенно в акцизной политике. Если снять излишние ограничения, снизить акциз, это простимулировало бы рост, который дал бы бюджету те же налоговые поступления. Дал бы новые рабочие места, а одно рабочее место в пиве генерирует десять в смежных отраслях, от фермерского хозяйства до логистики.

Мы даем работу, мы даем постоянство, мы взаимодействуем с самых ранних стадий с теми же фермерами — даем им контракты на три года вперед, уверенность в сбыте, знания, спутниковые технологии, анализы земли, эффективность. Мы развиваем экономику страны, но если наш продукт будет недоступен для потребителей, все это теряет смысл.

Нам очень не хватает предсказуемости и стабильности законодательства. Нет ни одного года, когда бы не появлялось несколько инициатив по ограничению рынка. Иногда мы тратим столько усилий на борьбу с этими инициативами, что ни у нас, ни у государства не остается времени продумать позитивный сценарий. То время, которое мы тратим, чтобы продемонстрировать ущерб от непродуманных инициатив, мы могли бы вложить в разработку мер по поддержке легальных производителей.

Какой, на ваш взгляд, размер акцизов был бы адекватным?

Институт Гайдара делал прогнозы, смотрел, насколько можно изменить акциз, чтобы поймать оптимальный баланс для интересов государства, потребителя и бизнеса. Есть несколько подходов. Можно снизить акцизы единоразово. Можно менять ставки акцизов в зависимости от крепости пива, как, например, в Великобритании — чем легче пиво, тем ниже акциз. Это бы стимулировало производство менее крепкого пива. Мы несколько раз выходили с этой инициативой, но так как это сложно с точки зрения администрирования, отклика она не нашла.

Если все-таки мы когда-нибудь сядем и посмотрим на потребителя, на государство, на экономику в целом, и попытаемся найти оптимальный подход, верным вариантом будет снижение акциза на пиво в два раза. Безусловно, это было бы невыгодно крепкому алкоголю, но если мы преследуем цель по деалкоголизации, наверное, это было бы правильно.

«Когда акциз заморозили, отрасль стабилизировалась впервые за десять лет»

Мы подробно поговорим о маркировке во второй части интервью. Какие, кроме нее, есть еще серьезные риски для пивоваренной области с точки зрения законодательства?

Сложно сейчас работать с инициативами по дальнейшему ограничению ПЭТ, потому что основания у них не те, к которым мы привыкли. Раньше нам говорили, что основания для ограничений — безопасность и борьба с чрезмерным потреблением, которое провоцируется большими упаковками. Сейчас об этом никто даже не вспоминает — рассуждают, поможет ли это алюминию, или нет. Представьте, в прошлом году мы ожидали роста объема производства пива на 5%. Но из-за эффекта ограничения ПЭТ до 1,5 литра получили минус 5%. 10% мы потеряли только из-за ограничения пластиковой упаковки.

В целом у нас периодически появляется некий пакет мер с дальнейшими ограничениями. Я их так объединяю, потому что там лежит и возраст, и запрет рекламы, и первые этажи, упаковка без идентифицирующих признаков, и ограничение визуальности на полках — чего там только нет. Они все время обсуждаются на разных уровнях и нет-нет, да и оформляются в виде законопроектов.

Но мы рады уже тому, что сейчас я назвал только эти риски. Раньше всегда главным риском было резкое повышение акциза. Я рад, что мы сейчас ставим его не первым и даже не третьим. Нам удалось донести, что рост акциза ни к чему хорошему не приведет. Надеюсь, что дальше дискуссия в акцизном плане будет конструктивная, нас будут слышать.

2016 год, когда нам заморозили акциз, был первым за десять лет неуклонного падения, когда отрасль стабилизировалась. Потом ввели ограничение ПЭТ до 1,5 литра, и мы опять просели. Поэтому мы надеемся, что акцизная дискуссия нам все-таки поможет стабилизироваться, новые ограничения не придут, и тогда мы сможем начать расти. Нам очень сильно этого не хватает.

Вторая и третья части интервью

17096
Поделиться
Лица
Дурдыев Ораз Алиевич

Директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам компании AB InBev Efes.

Смотрите также
0 7605
10.06.2021
Как начать эксперименты с кетл-саурингом

Кетл-сауринг даёт пивоварам широкие возможности для творчества и позволяет расширить палитру выпускаемого пива. О том, как освоить эту технологию пивоварне, раньше не пробовавшей экспериментировать с кислым пивом, рассказывает главный пивовар Breakside Brewery Бен Эдмундс.

1 12782
16.02.2021
Новый стиль: холодный IPA

Американские пивовары придумали очередной вид IPA — теперь холодный. О том, чем отличается этот стиль, и о пивоварне, которая его создала, рассказывает журнал Craft Beer & Brewing.

0 2702
06.08.2021
В Удмуртии запретят ночную продажу алкоголя общепитам, которые торгуют полуфабрикатами

Власти Удмуртии обеспокоены ростом числа заболевших коронавирусом. Поэтому в регионе запретят ночную продажу алкоголя заведениям общепита, которые не имеют полного технологического цикла и работают с полуфабрикатами.

0 8725
06.05.2021
Как собирать и хранить дрожжи

Пивовары часто повторно используют дрожжи для экономии и более эффективного брожения. Однако чтобы дрожжи были здоровыми, нужно соблюдать правила их сбора и хранения, о которых рассказывает сайт Craft Brewing Business. При следовании им можно использовать дрожжи семь-десять раз.

0 1924
27.07.2021
Евросоюз пока не запрашивал в ВТО консультации по российскому «закону о шампанском»

26 июля 2021 года торговый источник в Женеве сообщил, что пока Евросоюз не запрашивал в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) консультации с Россией по спорам о новом законе, который разрешает использовать термин «шампанское» только для российских напитков, а импортную продукцию относит к термину «игристое вино». Источник допустил, что Москва и Брюссель ведут переговоры, но ВТО к ним не имеет отношения.

0 3436
22.07.2021
Производители вин должны до 1 сентября предоставить в РАР заявления о переоформлении лицензии

2 июля вступили в силу изменения в ФЗ № 171 и ФЗ № 468. В этой связи РАР сообщает, что организации, имеющие лицензии на производство, хранение и поставки фруктового вина, винных напитков, виноматериалов, должны до 1 сентября 2021 в соответствии с п. 12 статьи 19 ФЗ № 171-ФЗ подать в РАР заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением вида производимой продукции:

Комментарии 1

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети
Михаил
15января2019, 16:27

Насчёт акциза - правда только на-половину. Не договаривает товарищ.... Снижение - это верно, только идти сразу нужно ещё дальше. Для мелких производителей пива акциз должен быть в разы меньше, чем для крупных. Как везде у давних потребителей пива: немцев, чехов, бельгийцев и т.д.

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети
24 мая 2022
Hispack (Испания)

Hispack, крупнейшая в Испании и одна из важнейших в Европе выставок, посвящённых упаковке, обработке и логистике, состоится в Барселоне с 24 по 27 мая 2022 года.

24 мая 2022
XХХI международный форум «ПИВО-2022» (Сочи)

24-27 мая 2022 года в Сочи, в гранд-отеле «Жемчужина», пройдёт традиционный Международный форум «ПИВО» — крупнейшее в России специализированное выставочное мероприятие пивной индустрии, главное место встречи представителей пивоваренной и безалкогольной индустрии России и зарубежных предприятий.

25 мая 2022
Interfood Astana (Казахстан)

Выставка «Продукты питания, напитки, ингредиенты, упаковка и оборудование для пищевой промышленности» пройдёт в Нур-Султане с 25 по 27 мая 2022 года.

Лучшее
3 53320
Пивной гороскоп: как выбрать пиво в соответствии со знаком Зодиака