Законы

← Обратно к новостям
15 января 2019, 13:59

«Акциз на пиво нужно снизить в два раза», — интервью Ораза Дурдыева (AB InBev Efes), часть I

«Акциз на пиво нужно снизить в два раза», — интервью Ораза Дурдыева (AB InBev Efes), часть I

Подходящий к концу 2018 год запомнится пивоваренной отрасли реками пива на Чемпионате мира по футболу FIFA 2018TM и слиянием гигантов российского рынка AB InBev и Efes Rus. А 2019 год должен дать ответы на вопросы: введут ли маркировку пива и сможет ли рынок наконец-то показать рост? Profibeer поговорил с Оразом Дурдыевым, директором по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes, о настоящем и будущем отрасли и планах компании. Публикуем интервью в трех частях.

«Отношение к пивоваренной отрасли меняется, как и ее регулирование»

Попробуем подвести окончательные итоги прошедшего Чемпионата мира по футболу FIFA TM. Как он повлиял на пивоваренную отрасль?

Чемпионат мира по футболу FIFA — это глобальное мероприятие, и чемпионат в России стал одним из лучших в истории.

Во-первых, для России это был некий тест пивной культуры, присущей Западу. Уже 10 лет пиво на российских стадионах не продается из-за опасений, что наши болельщики будут вести себя нецивилизованно. Но Чемпионат мира по футболу FIFA показал, что пиво и футбол как массовые мероприятия могут сосуществовать. У нас за время Кубка Конфедераций FIFA и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 не было зафиксировано ни одного инцидента. Это действительно знаковый момент.

После Чемпионата мира по футболу FIFA многие начали самостоятельно продвигать эту идею: «Почему бы нам не оставить пиво на стадионах?» От этого выиграют все. Нам нужно заполнять уже построенные стадионы, сохранить то отношение, которое появилось у болельщиков. А заставить нормального мужика сидеть и два часа смотреть футбол без пива — при том, что несколько месяцев назад он мог спокойно купить его на стадионе, — не самое хорошее решение. Поэтому, я думаю, есть большая доля надежды, что пиво вернется на стадионы, потому что это выгодно с точки зрения спонсорских контрактов, клубов, инфраструктуры. Деньги от продаж пойдут на поддержку детско-юношеского спорта и стадионов.

Во-вторых, во время чемпионата болельщики на стадионах выпили 1,5 млн литров пива. Самое примечательное, что более 2% этого пива было безалкогольным. Люди меняют отношение к безалкогольному пиву, оно становится полноценным, адекватным выбором.

Есть ли ощущение, что демонизация пивоваренной отрасли, которая есть в нашем обществе, отступит под натиском впечатлений от того, как весь мир веселился на Никольской и пил пиво?

К сожалению, на это отношение влияют многие факторы, и они не всегда объективны. На вещи, о которых вы говорите, стоит внимательнее посмотреть, тем более, есть опыт развитых стран. Потребление пива в Германии, Чехии в разы больше, чем в России, и там нет таких проблем с алкоголизацией. Значит, все-таки не пиво является ее драйвером.

Есть исследование: в свое время мы анализировали с российскими наркологами четыре стадии алкоголизма как болезни. Пиво появлялось только на первом этапе и то, как третий выбор из четырех (после водки и вина). На последующих стадиях алкоголизма пиво вообще исчезает. Это говорит о том, что пивной алкоголизм с научной точки зрения – миф и заблуждение.

Если бы мы ориентировались только на то, чего хочет потребитель, на проверяемые, научные данные, мы были бы в другой ситуации. Пиво было бы основным инструментом правительства, основным драйвером снижения потребления спиртного за счет перехода от крепкого к слабому алкоголю. Логично было бы, если бы государство следовало этой стратегии: отдавать слабоалкогольным напиткам приоритет, смягчать их регулирование, помогать рынку.

Конечно, надо признать, что за последнее время диалог с государством улучшился. Но на практике, пиво — единственная категория алкогольной продукции, которая упала за прошедший год, а у водки и крепкого алкоголя был ощутимый рост. Самое смешное, что нас еще в этом и обвиняют. Когда мы это обсуждали, просили как минимум не мешать отрасли, нам говорили: «А мы знаем, почему вы падаете, потому что у вас серый рынок стал расти».

«Каждое ограничение стимулирует рост серого рынка»

Обвинения в росте серого рынка пива возникают не на пустом месте?

Люди видят следствие, но не понимают причину, почему этот рынок вообще стал появляться. Его никогда не было, пиво — самая дисциплинированная в плане уплаты акцизов категория. Но на производителей накручено столько ограничений, что некоторые просто уже не могут вести этот бизнес полностью легально. Войти в пивную отрасль можно только с определенным капиталом, а если при этом пытаться соответствовать всем существующим правилам и ограничениям, далеко не все могут окупить свои вложения.

Каждый раз, когда внедряется какое-то избыточное или чрезмерное нововведение, по факту это очень сильно сказывается на объеме. Способность населения покупать сейчас очень чувствительна к цене. И с каждым ограничением пропасть между стоимостью работы «в белую» и стоимостью работы «в серую» все больше увеличивается. По факту мы приходим к тому, что «якобы благими» намерениями стимулируем развитие серого рынка, вместо того чтобы дать послабление легальным производителям.

Можно строить позитивное регулирование, можно — запретительное. У нас, когда говорят «давайте что-то урегулируем», почему-то автоматически идет речь о том, что нужно что-то запретить, ограничить и т.д. Почему бы, наоборот, не дать больше свободы, больше возможностей, простимулировать легальный сектор, чтобы сделать нелегальность слишком рискованной, тяжелой и невыгодной?

Когда был высокий подоходный налог, все зарплаты были в конвертах. После того, как его снизили до 13%, ситуация более или менее стабилизировалась. Здесь тот же принцип, особенно в акцизной политике. Если снять излишние ограничения, снизить акциз, это простимулировало бы рост, который дал бы бюджету те же налоговые поступления. Дал бы новые рабочие места, а одно рабочее место в пиве генерирует десять в смежных отраслях, от фермерского хозяйства до логистики.

Мы даем работу, мы даем постоянство, мы взаимодействуем с самых ранних стадий с теми же фермерами — даем им контракты на три года вперед, уверенность в сбыте, знания, спутниковые технологии, анализы земли, эффективность. Мы развиваем экономику страны, но если наш продукт будет недоступен для потребителей, все это теряет смысл.

Нам очень не хватает предсказуемости и стабильности законодательства. Нет ни одного года, когда бы не появлялось несколько инициатив по ограничению рынка. Иногда мы тратим столько усилий на борьбу с этими инициативами, что ни у нас, ни у государства не остается времени продумать позитивный сценарий. То время, которое мы тратим, чтобы продемонстрировать ущерб от непродуманных инициатив, мы могли бы вложить в разработку мер по поддержке легальных производителей.

Какой, на ваш взгляд, размер акцизов был бы адекватным?

Институт Гайдара делал прогнозы, смотрел, насколько можно изменить акциз, чтобы поймать оптимальный баланс для интересов государства, потребителя и бизнеса. Есть несколько подходов. Можно снизить акцизы единоразово. Можно менять ставки акцизов в зависимости от крепости пива, как, например, в Великобритании — чем легче пиво, тем ниже акциз. Это бы стимулировало производство менее крепкого пива. Мы несколько раз выходили с этой инициативой, но так как это сложно с точки зрения администрирования, отклика она не нашла.

Если все-таки мы когда-нибудь сядем и посмотрим на потребителя, на государство, на экономику в целом, и попытаемся найти оптимальный подход, верным вариантом будет снижение акциза на пиво в два раза. Безусловно, это было бы невыгодно крепкому алкоголю, но если мы преследуем цель по деалкоголизации, наверное, это было бы правильно.

«Когда акциз заморозили, отрасль стабилизировалась впервые за десять лет»

Мы подробно поговорим о маркировке во второй части интервью. Какие, кроме нее, есть еще серьезные риски для пивоваренной области с точки зрения законодательства?

Сложно сейчас работать с инициативами по дальнейшему ограничению ПЭТ, потому что основания у них не те, к которым мы привыкли. Раньше нам говорили, что основания для ограничений — безопасность и борьба с чрезмерным потреблением, которое провоцируется большими упаковками. Сейчас об этом никто даже не вспоминает — рассуждают, поможет ли это алюминию, или нет. Представьте, в прошлом году мы ожидали роста объема производства пива на 5%. Но из-за эффекта ограничения ПЭТ до 1,5 литра получили минус 5%. 10% мы потеряли только из-за ограничения пластиковой упаковки.

В целом у нас периодически появляется некий пакет мер с дальнейшими ограничениями. Я их так объединяю, потому что там лежит и возраст, и запрет рекламы, и первые этажи, упаковка без идентифицирующих признаков, и ограничение визуальности на полках — чего там только нет. Они все время обсуждаются на разных уровнях и нет-нет, да и оформляются в виде законопроектов.

Но мы рады уже тому, что сейчас я назвал только эти риски. Раньше всегда главным риском было резкое повышение акциза. Я рад, что мы сейчас ставим его не первым и даже не третьим. Нам удалось донести, что рост акциза ни к чему хорошему не приведет. Надеюсь, что дальше дискуссия в акцизном плане будет конструктивная, нас будут слышать.

2016 год, когда нам заморозили акциз, был первым за десять лет неуклонного падения, когда отрасль стабилизировалась. Потом ввели ограничение ПЭТ до 1,5 литра, и мы опять просели. Поэтому мы надеемся, что акцизная дискуссия нам все-таки поможет стабилизироваться, новые ограничения не придут, и тогда мы сможем начать расти. Нам очень сильно этого не хватает.

Вторая и третья части интервью

1 5723
Поделиться
Лица
Дурдыев Ораз Алиевич

Директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам АО «САН ИнБев».

Комментарии 1
Михаил
15 января 2019, 16:27

Насчёт акциза - правда только на-половину. Не договаривает товарищ.... Снижение - это верно, только идти сразу нужно ещё дальше. Для мелких производителей пива акциз должен быть в разы меньше, чем для крупных. Как везде у давних потребителей пива: немцев, чехов, бельгийцев и т.д.

19 июля 2019
IV фестиваль народных напитков на Южном Урале

Четвёртый фестиваль народных напитков на Южном Урале пройдёт 19-20 июля 2019 года на базе отдыха «Курочкино».

20 июля 2019
GUSLЯK 2019 (Московская область)

20 июля, в субботу, на территории семейной пивоварни Schwarz Kaiser (Московская область, Егорьевский район, деревня Челохово, дом 1Б) пройдёт фестиваль крафтового пива GUSLЯK 2019.

26 июля 2019
Summer Craft Fest 2019 (Пенза)

26-27 июля в Пензе, на набережной реки Суры в городе Спутнике, состоится Второй летний фестиваль авторского и крафтового пивоварения.

Лучшее
14 17097
Государство и пиво: коллекция маразмов