Законы

← Обратно к новостям

Участники круглого стола на пивоваренном форуме в Сочи подготовили резолюцию для правительства

Участники круглого стола на пивоваренном форуме в Сочи подготовили резолюцию для правительства

Союз российских пивоваров провел круглый стол «Новые вызовы для пивоваренной отрасли: маркировка пивоваренной продукции, реестр производителей, меры по профилактике нелегального рынка». По итогам круглого стола участники приняли резолюцию и Союз в ближайшее время направит ее в правительство.

Публикуем текст резолюции:

Резолюция

участников круглого стола, проводимого в рамках XXVII Международной выставки «Пиво-2018» в г. Сочи, по теме «Новые вызовы для пивоваренной отрасли: маркировка пивоваренной продукции, реестр производителей, меры по профилактике нелегального рынка»

23 мая 2018 г. г. Сочи

23 мая 2018 года в рамках XXVII  Международной выставки «Пиво-2018» состоялся круглый стол по теме «Новые вызовы для пивоваренной отрасли: маркировка пивоваренной продукции, реестр производителей, меры по профилактике нелегального рынка» с участием  представителей российских производственных предприятий, суммарно производящих более 95 процентов пивоваренной продукции в стране, а также представителей торговых предприятий, осуществляющих деятельность на пивном рынке и в смежных отраслях, отраслевых общественных объединений стран Евразийского Экономического Союза и других экспертных организаций.

Предметом рассмотрения стали вопросы функционирования предприятий в современном правовом поле и необходимость комплексной модернизации законодательства РФ о производстве, обороте, продвижении и налогообложении пива и пивных напитков, отражающей особенности производства и оборота.

Обсудив основные принципы государственной политики в области законодательного и технического регулирования производства и оборота пивоваренной продукции и готовящиеся законодательные новеллы, а именно:

  1. Правоприменительную практику Федерального закона России от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в редакции внесенных изменений Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (далее – 171-ФЗ);
  2. План мероприятий ("дорожная карта") по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. № 2413-р;
  3. Концепцию модернизации алкогольного законодательства и раздельного регулирования основных видов алкогольной продукции.
  4. Поручение вице-премьера Хлопонина А. Г., по проработке предложений, касающихся введения лицензирования, маркировки, снижения порога мощности для малых предприятий с 300 тыс.дал в год.
  5. Законопроект № 433434-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", предусматривающий постепенное ограничение объема потребительской ПЭТ-упаковки для алкогольных напитков до 0,5 л к 2020 г.

Участники круглого стола отмечают следующее:

  • Современная российская пивоваренная отрасль – конкурентоспособная высокотехнологичная индустрия, которая вносит существенный вклад в экономику страны. В России зарегистрировано более 1200 пивоваренных предприятий. Согласно исследованию, проведённому Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара, вклад пивной отрасли в российский ВВП составляет 672 млрд. рублей или 0,9% ВВП. Деятельность пивоваренной отрасли и связанных с ней других отраслей экономики приводит к формированию приблизительно 443,5 тыс. рабочих мест, а с учётом индуцированного эффекта - 649 тыс. рабочих мест. Особенно важна связь между производством пива и сельским хозяйством, в частности, производством ячменя и солода. Производители пива закупают практически все компоненты для производства продукции в России.
  • В период с 2009 по настоящее время произошло существенное ужесточение акцизной политики в отношении пива и законодательства, регулирующего производство и оборот пивоваренной продукции. В частности, акцизная нагрузка с 2007 года для пивоваренной отрасли выросла в 9 раз. В результате в производстве и потреблении пива наблюдается устойчивая тенденция к снижению. Так, производство пива в России с 2007 г по 2017 г. сократилось почти на 40%: с 1147 млн.дал до 744 млн.дал. Состояние рынка пива в РФ в 2018 году остается нестабильным, при сохранении нулевой или негативной динамики рынка, в том числе, из-за низкой покупательской способности населения и потребительского спроса на пивоваренную продукцию.

При этом регулирование пивоваренной отрасли в России является одним из самых жестких в мире и характеризуется высоким уровнем ставок акцизов на пивоваренную продукцию, ограничением времени и точек продаж пивной продукции, практически полным запретом на рекламу пива, введением ЕГАИС и прочими мерами. В связи с усугубившейся ситуацией на рынке с 2007 года в России было закрыто 13 крупных пивоваренных заводов и несколько солодовен. Вместо того, чтобы создавать ясные и предсказуемые условия для отрасли, продолжаются попытки еще более ужесточить регулирование пивоваренной индустрии путем дальнейшего сокращения разрешенного объема потребительской ПЭТ упаковки, введения маркировки, лицензирования.

Участники круглого стола выступают против лицензирования пивоваренной продукции, считая данную меру избыточной. Усиление неналоговой нагрузки не может решить задачу борьбы с возникающими минимальными случаями серого пивоваренного рынка. Существующие сегодня механизмы и инструменты налогового и производственного контроля, а также полномочия правоохранительных органов позволяют справляться с преступлениями, которые совершают недобросовестные производители.

Министерство финансов РФ выступило с инициативой создания Реестра производителей пивоваренной продукции. В этом случае, разумным подходом было бы указать минимальные законодательные требования для включения в реестр (наличие заявленного в РАР списка пивоваренного оборудования и расчета мощности; установка и опломбирование РАР приборов учета выпущенной продукции - для тех предприятий, кто обязан это делать (порог должен постоянно снижаться); подключение к ЕГАИС, в т.ч. наличие заявок на производство в реестре пивоваренной продукции РАР по всем сортам). Основанием для исключения может быть только добровольное исключение компанией при прекращении производства пивоваренной продукции.

Ознакомившись с проектами документов по созданию в Российской Федерации системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками до 2024 года и Плана ее реализации, включающего мероприятия по переходу на систему прослеживаемости всех групп товаров на территории Российской Федерации, участники круглого стола выразили несогласие с их основными положениями.

По мнению участников круглого стола, механизм нового регулирования окажет существенное негативное влияние на деятельность легального рынка и оборот товаров как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

В проекте четко указано, что предприятия, выпускающие в оборот товары, будут компенсировать затраты разработчика путем приобретения знаков, оборудования, программного обеспечения и его поддержку и пр. Бизнес также будет вынужден направить затраты на расширение штата сотрудников, доработку учетных систем и производственных процессов. Следует ожидать, что производитель переложит эти высокие издержки в цену товаров, т.е. на потребителей, что в условиях сокращения покупательской способности населения приведет к дальнейшему сжиманию легального рынка, при этом дополнительных доходов в бюджет не принесет.

4 апреля 2018 г. группа депутатов внесла законопроект № 433434-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», предусматривающий постепенное ограничение объема потребительской ПЭТ-упаковки для алкогольных напитков до 0,5 л к 2020 г. Идея запрета производства и продажи алкогольных напитков в ПЭТ-таре обсуждается депутатами и чиновниками разного уровня с 2011 года. После длительных дискуссий в 2016 году было принято компромиссное решение, что допустимый объем пластиковой упаковки для пива не будет опускаться ниже 1,5 л. Соответствующее ограничение вступило в силу в 2017 году: с 1 января в таре большего объема стало нельзя производить пиво, с 1 июля — торговать им.

Именно ограничение разрешенного объема ПЭТ-тары эксперты считают основным драйвером падения рынка пива в 2017 году. По оценке Союза российских пивоваров, негативный вклад ограничений по размеру ПЭТ-упаковки составил не менее 5%.

Новое ограничение объема ПЭТ-упаковки не приведет к снижению алкоголизации населения, «в первую очередь молодежи и людей детородного возраста», как заявляют в пояснительной записке авторы законопроекта. Известно, что основной причиной алкоголизации, а также высокого числа алкогольных отравлений становится крепкий и, нередко нелегальный, алкоголь. Практика показывает, что решение этой проблемы требует не новых законодательных ограничений, а эффективного комплексного применения действующего законодательства и заинтересованного участия государства, общества и бизнеса.

Также представляется нецелесообразным расширение полномочий субъектов РФ по ограничению оборота алкогольной продукции. Проблемы правопорядка, к которым зачастую апеллируют региональные власти при введении дополнительных ограничений на уровне субъекта, должны решаться в рамках имеющихся полномочий контрольно-надзорных органов без создания дополнительных барьеров для легального бизнеса.

В текущем году широко обсуждаются возможности для легализации и контроля за осуществлением дистанционной торговли алкогольной продукцией, которая законодательно запрещена, но на практике существует в РФ. Участники круглого стола считают целесообразным разрешить дистанционную торговлю для пивоваренной продукции, регулирование которой должно базироваться на нормах 171-ФЗ, регулирующих оборот и розничную продажу пива.

Как уже неоднократно отмечалось, растущая налоговая нагрузка на пивоваренную отрасль способствует снижению объема производства пива. В свою очередь справедливая и сбалансированная акцизная политика в отношении алкогольной индустрии может обеспечить соблюдение экономических интересов бизнеса и государства, а также оказать положительное влияние на здоровье нации и смещение структуры потребления на напитки с более низким содержанием алкоголя.

В целом, участники круглого стола считают целесообразным применение дифференцированного подхода к регулированию производства и оборота алкогольной продукции с учетом ее крепости и особенностей производства. По сути, речь идет о модернизации алкогольного закона (171-ФЗ). Предполагается, что в обновленном законе особенности регулирования пивоваренной отрасли будут проанализированы и закреплены в отдельной главе.

В связи с вышеизложенным, участники круглого стола РЕКОМЕНДУЮТ направить в профильные органы государственной власти следующие предложения:

  • в ходе формирования нормативной базы наднационального регулирования консолидировать экспертный потенциал стран Евразийского экономического союза и таким образом организовать непрерывный диалог профессионального сообщества с представителями Евразийской экономической комиссии, Министерством финансов, РАР и другими профильными ведомствами стран Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизстана и России. При этом, наиболее спорные вопросы необходимо выносить в сферу отрытого общественного обсуждения с обращением к международному опыту;
  • в области модернизация законодательства РФ по регулированию алкогольного рынка -  совместно с представителями других видов алкогольной продукции и профильными министерствами и ведомствами завершить рассмотрение текста законопроекта по модернизации регулирования алкогольной отрасли (категории: пиво, вино, крепкий алкоголь), подготовленного Высшей Школы Экономики, и проработать вопрос о  внесении его в установленном законодательством порядке в Государственную Думу Российской Федерации в качестве изменений в Федеральное законодательство по регулированию алкогольного рынка и представить в Правительство Российской Федерации план работы по подготовке необходимых проектов изменений в федеральные законы и нормативно-правовые акты для последующего внесения в Государственную Думу;
  • совместно с профильными министерствами и ведомствами продолжить проработку вопроса по стабилизации ситуации по нелегальному обороту пивоваренной продукции и развитию конкуренции на пивоваренном рынке и совершенствованию регулирования производства и оборота пивоваренной продукции;
  • поддержать меры Правительства по ужесточению административной ответственности в отношении индивидуальных предпринимателей за нарушения при реализации в розничной торговле пивоваренной продукции, сидра, пуаре, медовухи, в том числе их реализацию без уплаты акциза;
  • осуществить разработку методики, направленной на повышение контроля за качеством производимой и реализуемой на территории Российской Федерации пивоваренной продукции, сидра, пуаре, медовухи;  
  • в 2019-20 гг. провести процедуру оценки фактического воздействия ограничения разрешенного объема ПЭТ тары и оценить влияние принятого закона на состояние пивоваренного рынка. По результатам мониторинга и оценки ситуации на рынке сделать вывод о целесообразности сохранения данного ограничения;
  • обратиться в Правительство с просьбой отложить принятие решения по реализации проекта маркировки до более глубокого обсуждения предложений разработчика с экспертным сообществом и с непосредственным участием бизнеса, оценки эффективности инвестиций в создание системы маркировки и прослеживаемости товаров в России, с учетом доходов и издержек государства и бизнеса, а также покупательской способности населения;
  • обратиться в Правительство с просьбой воздержаться от введения лицензирования производства пива, как избыточной меры регулирования;
  • поддержать инициативу Министерства финансов РФ по созданию Реестра производителей пивоваренной, предусмотрев минимальные законодательные требования для включения компаний в Реестр и добровольного исключения из него, в случае прекращении компанией производства пивоваренной продукции;
  • поддержать законодательную инициативу по отмене запрета на дистанционную торговлю алкогольной продукцией, в том числе пивоваренной, обеспечив механизм для соблюдения норм законодательства при реализации алкоголя;
  • сохранить в 2019-2020 гг. ставки акциза на пивоваренную продукцию на уровне 2018 года - 21 рубль за литр;
  • гармонизировать акцизную политику РФ с другими странами Евразийского экономического союза;
  • исключить категорию безалкогольного пива из подакцизной продукции в Налоговом кодексе РФ.
0 1387
Поделиться
Комментарии 0
19 ноября 2018
Форум «Антиконтрафакт-2018» (Москва)

19-21 ноября в Москве состоится Шестой международный форум «Антиконтрафакт-2018», посвящённый проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе защиты прав интеллектуальной собственности.

22 ноября 2018
Семинар «Актуальные требования к пивоваренной отрасли в рамках действующего законодательства» (Воронеж)

22 ноября в Воронеже пройдёт семинар «МИЦ «Пиво и напитки ХХI век». Семинар будет посвящён актуальным требованиям законодательства, а также профессиональной дегустации пива.

22 ноября 2018
5-я конференция пивоваров Поволжья (Самара)

22-23 ноября пройдёт очередная конференция для пивоваров.

Лучшее
1 25698
Пять хмелей крафтовой революции