Законы

← Обратно к новостям
19 марта 2018, 14:06 — Retail.ru

Антон Гущанский о ЕГАИС 3.0: «Мы готовы рассмотреть увеличение срока переходного периода»

Антон Гущанский о ЕГАИС 3.0: «Мы готовы рассмотреть увеличение срока переходного периода»

Начальник управления автоматизированных информационных систем Росалкогольрегулирования Антон Гущанский рассказал представителям бизнеса на лектории, организованном компанией «1С», о сроках, порядке перехода, новых требованиях и самых актуальных изменениях законодательства по ЕГАИС. Интервью опубликовал портал Retail.ru.

Расскажите подробнее о «побутылочном» учете

А.Г.: Ведется учет каждой единицы алкогольной продукции от этапа производства или импорта до момента ее продажи в розничном звене. Учет осуществляется на основе уникальных идентификаторов, информация содержится в цифровых кодах формата Data Matrix на акцизной или специальной федеральной марке. Состав обновленного кода новой марки пока находится на стадии согласования.

Потребуется ли в оптовом звене вскрывать упаковки и сканировать каждую бутылку?

А.Г.: Мы понимаем, что сканировать каждый штриховой код на бутылке в оптовой продаже или при импорте нецелесообразно, поэтому мы закладывали возможность агрегации в групповой таре – коробах, палетах – и возможность передачи их маркировки и идентификационных кодов. Получатели смогут понимать, какая продукция в каких коробах находится, и на основе этого строить свою логистику.

Мы не требуем открывать на оптовом звене короба, сканировать каждую бутылку, потом снова все запаковывать. Если ваши контрагенты вводят у себя такой порядок учета, не нужно это перекладывать на РАР и говорить, что это их требование. Это ваши собственные бизнес-процессы, которые вы решили выстраивать таким образом.

Будут ли переноситься сроки введения накладных третьей версии?

А.Г.: Изначально сроки ставились на 1 марта 2018 года. Однако по просьбам участников рынка мы отсрочили введение накладных третьей версии до 15 марта. Для этого были объективные причины. Но после 12:00 15 марта новые накладные второй версии приниматься не будут. Документооборот по отправленному ранее этого срока товару можно будет завершить документами того формата, в котором он начинался.

Аналогичная ситуация по введению «побутылочного» учета. Говорить о переносе сроков можно только по истечении определенного времени и по мере того, как вы будете внедрять новый учет.

Мы не будем сдвигать сроки, если вы начали работу по внедрению учета только 1 июня, хотя срок для обязательного перехода установлен на 1 июля. Если же мы будем видеть, что вы начали работу сейчас, заключили какие-то договора, закупили оборудование, идут монтажные работы, мы готовы будем рассматривать возможность увеличения срока переходного периода. Но мы будем это обсуждать ближе к обозначенной дате.

<pВ ЕГАИС 3.0 обязательно применять марки для «побутылочного» учета?

А.Г.: Мы хотели бы акцентировать внимание, что накладная третьей версии в необязательном порядке содержит марки. По сути, вы можете отправлять продукцию без марок, система будет это пропускать. Переход на полноценный «помарочный» учет состоится 1 июля 2018. Если вы захотите перейти на эти документы сейчас, то мы вас не ограничиваем.

Готова ли ЕГАИС к переходу на новые накладные?

А.Г. Есть еще определенные технические моменты, в том числе и на нашей стороне, которые мы решаем. Мы про них знаем, ответственности с себя не снимаем в части ведения движения по маркам и фиксации. Мы берем на себя обязательство, что закроем все проблемы, которые появляются до наступления контрольной даты.

Какие есть для производителей решения на рынке для введения «помарочного» учета?

А.Г.: Мы проанализировали большое количество производственных линий на разных предприятиях и удостоверились, что одинаковых линий нет. Типового решения в таком случае быть не может. Они будут состоять из одинаковых компонентов, но места размещения сканеров и других элементов будут почти всегда разные.

Есть решения и для производителей, и для импортеров, все они отличаются уровнем автоматизации, ценовым диапазоном. На многих предприятиях они уже тестируются. Мы обратились к участникам рабочей группы с просьбой не отказывать другим участникам рынка в возможности посмотреть, как у них реализовано внедрение «помарочного» учета. Для розницы больших изменений не предвидится, они и сейчас сканируют марку каждой бутылки при продаже.

Некоторые сети сообщили, что не будут принимать продукцию с марками «побутылочного» учета до 1 июля. Оправдано ли это?

А.Г.: Да, у нас есть письмо от ряда участников рынка, в котором они сообщают об этом. Мы работаем с розницей и обговариваем этот вопрос.

Мы такой подход не приветствуем, потому что с 1 июля без марок ничего ходить не будет. Если систему не обкатать сейчас, есть риск после введения обязательного «побутылочного» учета просто «встать». Мы акцентируем внимание на том, что хотя бы какой-то пул продукции нужно прогнать, чтобы настроить свои процессы и учетные системы.

Что делать с выданными ранее марками?

А.Г.: Если они выданы до установленного срока, их можно будет использовать без ограничений. Нам не нужно, чтобы производители уничтожали большое количество марок.

По поводу партионной продукции мы уже говорили, что с определенного момента времени вам придется учитывать ее помарочно. Но абсолютно не в наших интересах делать это, когда у вас будут большие остатки, поэтому мы подождем определенный период, может год-полтора, когда у вас эта продукция начнет вымываться и замещаться продукцией, учтенной помарочно. Срок пока не определен, он будет установлен исходя из того, как ваши остатки будут вымываться.

Каким образом будет маркироваться тара с бутылками?

А.Г. У нас было два пути – попросить вас договориться между собой о каком-то едином формате маркировки или утвердить все самим. Пока, к сожалению, производители с сетями не договорились. В ближайшее время я должен получить ответ от СПАПа (Союза производителей алкогольной продукции) и АКОРТа. Если общее решение принято не будет, значит мы идем вторым путем – утверждаем маркировку самостоятельно.

Будет ли производитель наносить какую-то информацию на новый формат марки?

А.Г.: Нет. В составе алкогольного кода содержится уникальный идентификатор марки, он неповторимый для другой марки. Вы можете марку получить и уже через 15 минут наносить на бутылку. Вы нам отдаете отчет, что вы произвели продукцию с вот такими номерами марок. В этот момент и происходит привязка конкретной марки к конкретной продукции. Нанесение какой-либо информации с вашей стороны в данном случае не требуется.

Подскажите по поводу функционала переноса остатков с КПП на КПП. Изменился КПП, остался тем же адрес деятельности. Мы пробовали два раза, ничего не происходит.

А.Г. В инструкции написано, что мы рассматриваем два рабочих дня. Если в личном кабинете место деятельности не выделяется зеленым цветом, значит, мы приняли отрицательное решение по поводу переноса остатков между этими двумя адресами. 

Этот функционал используется лишь для одной ситуации – когда адрес остался аналогичным. Возможно, вы его уточнили до номера помещения, добавили литеру к дому, но все остальное осталось аналогичным. После того, как строчка загорелась зеленым, необходимо сделать накладную на перемещение остатков.

Случилось так, что в заведении общепита бармен пробил по кассе и списал марку, не отсканировав. В итоге получился излишек. Что в такой ситуации делать?

А.Г.: Вы допустили нарушение порядка списания. Будет ли лицензирующий орган обращать на это внимание, я не могу сказать, потому что вас лицензирует субъект. Для того чтобы подбить остатки к нормальному состоянию есть акт списания с основанием «иные цели», там штриховой код указывать не обязательно.

Будет ли общепит сдавать декларацию по форме 11 в связи с введением ЕГАИС 3.0?

А.Г.: Если почитать 14 статью, там написано, что общепит сдает 11 форму декларации. Вместе с тем, в Минфин направлено предложение освободить общепит от обязанности сдавать декларации, убрав исключение по фиксации розничной продажи в ЕГАИС. Тогда это позволит убрать декларации. К сожалению, пока в закон изменения не внесены.

Будет ли в личном кабинете информация для формирования декларации?

А.Г.: Декларации – это пережиток прошлого. Многие из вас спрашивали, должны ли равняться декларации с ЕГАИС. Мы отвечали, что они не могут равняться, потому что это разные методологии учета. Например, в декларации товар указывается по дате накладной, а в ЕГАИС – по дате поступления. То есть, с точки зрения декларации товар уже у вас, а с точки зрения ЕГАИС – еще нет.

Откуда в первом регистре могут взяться отрицательные остатки?

А.Г.: По первому регистру отрицательных остатков быть не может. На регистре 2 могут быть. У нас проводились совещания по поводу отрицательных остатков на регистре один, проходили внутренние проверки, у нас нет отрицательных остатков на первом регистре. 

В методологии ведения остатков, которая у нас на сайте размещена, указано в каких случаях могут получаться отрицательные остатки на 2 регистре остатков. Если же вы видите отрицательные остатки на 1 региcтре, возможно, проблема в вашей учетной системе. Она может получить корректные данные из ЕГАИС, а вывести в своем интерфейсе некорректные сведения.

Какие электронные подписи можно использовать для ЕГАИС?

А.Г.: Для ЕГАИС используется любая электронная подпись, выданная любым удостоверяющим центром (УЦ) по 63-ФЗ и сгенерированная на аппаратный криптоключ. УЦ должен предоставить подпись и средства работы с подписью.

Мы никого не ограничиваем, единственное требование по ЕГАИС – использование аппаратного ключа. У нас был выбор – аппаратный криптопровайдер или программный. Если бы мы выбрали программный, всем участникам рынка пришлось бы продлевать ежегодно лицензию программы, выход новой операционной системы повлек бы адаптацию с криптопровайдером и много других проблем.

Аппаратный криптоключ записан на флешке, она покупается единожды. Есть правда проблема с криптоключами, выпускаемыми компанией «Аладдин». В дальнейшем мы думаем, что сможем в рамках УТМ реализовать моменты, позволяющие не так интенсивно использовать образ записи ключа и тем самым значительно повысить срок работы криптоключа.

Когда планируется отмена алкогольных деклараций для магазинов?

А.Г.: Для магазинов декларации отменены уже с этого года. По 14 статье розница декларации не сдает, за исключением ряда вариантов. В их число входят магазины в поселениях без интернета, освобожденных от фиксации продажи в ЕГАИС, организации общественного питания и розничная продажа пива. Если у вас фиксируется закупка и розничная продажа продукции в ЕГАИС, декларации вам сдавать не нужно.

0 6561
Поделиться
Лица
Гущанский Антон Валерьевич

Начальник управления автоматизированных информационных систем ФС РАР.

Комментарии 0
12 января 2019
Jolly Goblin Fest-2019 (Обнинск)

12 января в Обнинске пройдёт четвёртый фестиваль Jolly Goblin Fest, приуроченный к семилетию паба «Весёлый гоблин».

16 февраля 2019
IV Фестиваль домашнего пивоварения (Екатеринбург)

Четвёртый фестиваль домашнего пивоварения пройдёт в Екатеринбурге 16 февраля 2019 года.

16 февраля 2019
Конференция «CRAFT. Сделать модный бизнес прибыльным» (Малоярославец)

16 февраля 2019 года в Малоярославце (Калужская область) пройдёт конференция «CRAFT. Сделать модный бизнес прибыльным», организованная пивоварней GRENADER.

Лучшее
6 15816
Павел Егоров: История крафтового пива в России