Пиво Pro

← Обратно к новостям
06 февраля 2025, 10:15

Хмель подорожал на 50%, тара — на 20%. Даниил Бриман о вызовах и рисках 2025 года

Хмель подорожал на 50%, тара — на 20%. Даниил Бриман о вызовах и рисках 2025 года

2025 начался с тревожных новостей: небывалый рост акцизов, повышение импортных пошлин, введение отслеживаемости солода в пивоварении и многое другое. Председатель совета Союза российских пивоваров (СРП) Даниил Бриман рассказал Profibeer, как эти и другие изменения повлияют на индустрию напитков. А также поделился целями, которые ставит для себя СРП на 2025 год.

— Какие основные проблемы и риски встают перед отраслью в 2025 году?

— Сегодня на повестке введение поэкземплярного учета в системе «Честный знак», которое стартовало в конце 2024 года. Пока есть риск, что оптовый и розничный рынки не готовы к нововведению. Ключевые участники отрасли, в числе которых Союз российских пивоваров, просили отложить поэкземплярный учет на шесть месяцев, но наши слова не были услышаны. Вызывает тревогу и перспектива создания реестра продавцов пива. С одной стороны, стремления Росалкогольтабакконтроля контролировать продажи алкоголя абсолютно понятны. С другой стороны, пока не ясно, как и в каком виде задумка будет реализована. Опасаемся, что нововведение приведет к непомерной нагрузке для добросовестных продавцов и сокращению рынка сбыта.

И одна из самых громких тем — повышение акцизов, которое уже отразилось на потребительских ценах. Пивоваренные компании подняли ценники на свою продукцию на 10-15%, но и это не предел. Пока не ясно, как повышение акцизов сказалось на спросе: в январе продажи алкоголя всегда проседают, поэтому оценить степень нанесенного вреда пока сложно.

Важно отметить, что налоговая нагрузка повышается одновременно с подорожанием всех компонентов, формирующих стоимость пива — сырья, комплектующих, упаковки, энергоресурсов. Стоимость бутылки и алюминиевой банки выросла к году на 20%. Картон, этикетка, кронен-пробка и поддоны тоже растут, даже несмотря не то, что выпускаются в России, ведь для их производства используются импортные компоненты. Цена на алюминий и вовсе привязана к бирже и курсу рубля. Отдельно хотелось бы отметить, как  из-за курсов валют подорожал хмель — на 35-50% в зависимости от сорта. Несмотря на небольшую долю хмеля в сырьевой себестоимости, подорожание на десятки процентов дает повышение потребительских цен на 1-2%, а в случае с охмеленными сортами  — на все 5%.

Ну, и в довершение: пивоваренная отрасль столкнулась с колоссальным дефицитом кадров. Я не знаю ни одной площадки, ни одного завода, где штат полностью укомплектован. Не хватает всех — начиная от разнорабочих и заканчивая квалифицированными сотрудниками — механиками, наладчиками, электронщиками, специалистами КИПиА. Это связано, я думаю, с возросшей конкуренцией за кадры, в том числе между отраслями экономики. Сейчас активно развивается сфера услуг, поэтому люди уходят в такси, в доставку, в строительный бизнес. В оборонной промышленности мы закономерно наблюдаем резкий рост зарплат и увеличение заказов. Кроме того, из-за ужесточения миграционной политики произошел отток мигрантов, поэтому при поиске персонала теперь компании ограничиваются внутренним рынком.

— Как изменился ассортимент российского пива?

—  Я предполагаю, что тренд на безалкогольное пиво будет развиваться не только в Европе, но и в России. Основной прирост потребителей безалкогольного пива происходит за счет молодого поколения — тех, кто моложе 25 лет. Поэтому ежегодно доля покупателей, выбирающих пиво без градусов, будет расти. Повредить развитию тренда может запрет на рекламу безалкогольного пива. Такая инициатива сейчас обсуждается.

Отмечаю, что внутри сегмента безалкогольного пива заметна тенденция в сторону вкусового разнообразия. Раньше оно было преимущественно классическим, сейчас же появляется все больше вариаций — например, с фруктами. Это общая особенность: выбор вкусового пива, не только безалкогольного, расширяется. Но, полагаю, это временное явление, так как потребитель рано или поздно пресытится и вернется к классике. Тем не менее, в 2025 году, особенно в сезон, можно ждать появления все большего числа фруктовых новинок не только на крафтовом рынке, но и в массовом сегменте. 

— На ваш взгляд, как на пивном рынке скажется повышение импортных пошлин?

— По моему убеждению, доля импорта едва ли существенно снизится в хореке. Если в конце 2024 года кружка Guinnes стоила 600-700 рублей, теперь будет стоить тысячу. Казалось бы, рост значительный, но это цифры одного порядка, соответственно, спрос не должен упасть. Из розничных магазинов импортные бренды тоже не исчезнут — речь прежде всего про эконом-сегмент. Просто многие из них будут производиться в России по лицензии.

— Какие цели ставит себе Союз российских пивоваров на 2025 год?

— Глобально наши цели не изменились. Одна из них — это разработка и утверждение нового ГОСТа на пиво. Этой задачей мы плотно занимаемся второй год. И, надо сказать, есть большие шансы, что в 2025 году она будет достигнута. Новый ГОСТ, разработанный НИИ им. Горбатова, отличается от действующего, главным образом, определением понятия пива. Согласно ему, содержание солода в засыпи не должно быть ниже 80% — только такой продукт сможет называться пивом. В этом году актуальность этого изменения только повысилась. С 1 января, как вы знаете, в России в десять раз выросли ввозные пошлины на спиртные напитки, включая пиво. При обсуждении этого шага возобновилась дискуссия о том, насколько повышение пошлин учитывает интересы потребителя. А с ним ряд других вопросов: достаточно ли качественно российское пиво? Сможет ли оно заместить во всех смыслах выпадающий импорт? Так вот, именно для того, чтобы отечественное пиво соответствовало лучшим мировым стандартам, чтобы оно производилось по лучшим рецептурам и из лучшего сырья, необходимо утвердить новый ГОСТ.

Вторая наша цель тоже остается неизменной на протяжении нескольких лет. Это введение минимальной розничной цены на пиво. В прошлом году прошли все межведомственные согласования, Российская Федерация направила свое предложение в ЕАЭС, и сейчас оно находится на рассмотрении в Евразийской экономической комиссии. Пока же странам-участницам Союза разрешено введение МРЦ только для напитков крепостью свыше 28°. Кроме того, в России отдельным постановлением установлена МРЦ на игристые вина.

Введение минимальных розничных цен особенно важно для нас в условиях высокой инфляции, которую мы наблюдаем в 2025 году. Сейчас малым и средним производителям как никогда сложно сохранять привлекательный для потребителей ценник. Повышая стоимость товара на полке, пивовары не преследуют цели получения сверхприбыли, речь идет скорее о выживании и сведений дебета с кредитом. МРЦ необходима, чтобы все участники отрасли реализовывали свою продукцию по экономически обусловленным, а не искусственно заниженным ценам.

01376
Смотрите также
0 19617
24.08.2020
Как сделать дома алкогольный зельтер

Издательство Brewers Association выпустило книгу Криса Колби, посвящённую алкогольным зельтерам. В ней приводятся рецепты и советы по производству этого напитка как на промышленном уровне, так и дома.

1 51586
16.02.2021
Новый стиль: холодный IPA

Американские пивовары придумали очередной вид IPA — теперь холодный. О том, чем отличается этот стиль, и о пивоварне, которая его создала, рассказывает журнал Craft Beer & Brewing.

0 127686
26.04.2022
Отдать должное дьяволу: как варят Duvel

Светлый, сухой, шипучий и элегантный бельгийский золотой крепкий эль Duvel имеет множество поклонников и подражателей по всему миру. О том, как создаётся это одновременно простое и сложное пиво, в журнале Craft Beer & Brewing рассказывает Брендан Кирни.

0 33165
10.06.2021
Как начать эксперименты с кетл-саурингом

Кетл-сауринг даёт пивоварам широкие возможности для творчества и позволяет расширить палитру выпускаемого пива. О том, как освоить эту технологию пивоварне, раньше не пробовавшей экспериментировать с кислым пивом, рассказывает главный пивовар Breakside Brewery Бен Эдмундс.

Комментарии 0

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети
25 марта 2025
Cider World 2025 (Франкфурт)

25-26 марта 2025 года во Франкфурте пройдёт Cider World — главное событие европейского сидроделия.

31 марта 2025
Семинар «Нормативно-правовое регулирование пивоваренной отрасли» (Санкт-Петербург)

31 марта 2025 года в Санкт-Петербурге, в отеле «АЗИМУТ», пройдёт семинар «Нормативно-правовое регулирование пивоваренной отрасли».

03 апреля 2025
Конференция «Углекислота–2025» (Москва)

IV Международная конференция «Углекислота–2025» пройдёт 3 апреля в Москве.