Пиво

← Обратно к новостям
16 сентября 2020, 18:33

«Проблема пивоварен в том, что они делают контент, который хочется им самим, а не тот, который заинтересует их аудиторию», — интервью Александра Савицкого («Просто Про Пиво»)

«Проблема пивоварен в том, что они делают контент, который хочется им самим, а не тот, который заинтересует их аудиторию», — интервью Александра Савицкого («Просто Про Пиво»)

Александр Савицкий меньше чем за два года собрал в своем телеграм-канале «Просто Про Пиво» 25 000 подписчиков и запустил ютуб-канал. В интервью порталу Profibeer он рассказал, как нашел свою аудиторию, как рождаются темы для постов и видео и почему попытки российского пивного бизнеса сделать свой брендовый контент пока не дают существенного «выхлопа».

«Многие ничего не понимают в пиве, но искренне хотят узнать о нем что-то новое»

— Как ты бросился с головой в историю с телеграм-каналом?

— Первые мысли пришли в 2017 году, когда я, разочаровавшись в офисной работе и уволившись из крупной IT-компании, попросился к приятелю потрудиться в его ориентированный на пиво и мясо гастробар в центре Москвы. Мне, как любящему пиво и мечтавшему открыть свой бар человеку, очень хотелось понять, как работают такие заведения изнутри и чем живут посещающие их любители пива.

Пивная карта уже почившего бара, в котором Александр Савицкий задумался о своем блоге

По итогам полугода, что я там провел, я понял две на тот момент неожиданные для себя вещи: первая — мне не стоит открывать свой бар, вторая — даже те, кто целенаправленно приходит выпить определенного пива, в большинстве своем ничего в нем не понимают. При этом многие из них искренне хотят узнать о пиве что-то новое, ну или как минимум не сопротивляются получению новых знаний. Пожалуй, именно это убедило меня в том, что рассказывать что-то о пиве широкой аудитории — не такая уж и дурацкая затея.

Полгода спустя я создал канал, еще через полгода начал его активно наполнять, а еще через полтора окончательно понял, что имеет смысл вкладываться в него по полной: и силами, и временем, и финансами. Иначе затея теряет смысл.

— Ты говорил, что начал вести канал 15 января 2019 года. Но это дата первого поста. А сам канал создан 13 мая 2018 года. Что это был за импульс? Что происходило в полгода между созданием канала и первым постом?

— Да, сам канал формально был создан в мае 2018 года. К тому моменту я снова ушел на корпоративные хлеба и — увы, уже по расчету, а не по любви — трудился в офисе молодой IT-компании. И хотя я был вовсю заряжен желанием нести пивные знания в массы, из-за основной работы руки до канала так и не доходили.

Импульсом стало увольнение: работать эффективно без искренней любви к делу я за свои 36 лет так и не научился, так что сразу после новогодних праздников мы с работодателем сошлись во мнении, что друг другу не очень нужны, и решили распрощаться. 15 января я вышел из кабинета HR, выдохнул, снял гору с плеч и написал первые два поста. С полной моральной готовностью к тому, что теперь этот «проект» и станет моим если не единственным, то основным занятием. Было очень забавно, когда руководитель компании спросил у меня, чем теперь планирую заниматься, выслушал честный ответ, сказал что-то в духе: «Ну да, ну да, круто, интересно», и тут же написал кадровикам: «Слушайте, может, он еще поработает, а?» По моей уверенности в затее это проявление сочувствия, конечно, ударило, но назад дороги уже не было.

— Почему из всех платформ ты выбрал именно «Телеграм»?

— Мне тогда показалось, что он мне подходит идеально: популярные соцсети мне никогда особо не нравились, а «телегой» я пользовался с удовольствием. К тому же она предлагала принципиально новый способ доставки контента до подписчиков: автор написал пост — читатель тут же его получил, и никаких тебе таинственных алгоритмов. Для небольших регулярных текстов в формате объяснительной журналистики с простыми иллюстрациями формат «Телеграма» подходил как нельзя лучше.

Потом я решил масштабировать историю на ВК и «Инстаграм», но тщетно: просто дублировать посты из «Телеграма» не очень эффективно, а на разный контент не было ресурсов. В итоге ВК заморозился, а с «Инстаграмом» я еще, наверное, поработаю: есть пара идей касательно того, что интересного там можно сделать.

«Отечественная пивоваренная отрасль во многом похожа на наше государство»

— Как ты погружался в мир пива? В какой момент оно стало для тебя не просто напитком, а хобби?

— Обычно я говорю, что увлечение пивом у меня началось около 10 лет назад, но это короткая версия истории. По факту первое оставшееся со мной навсегда сильное впечатление от этого напитка я получил еще подростком, когда впервые попробовал «Гиннесс». Мне было лет 15, я учил английский язык в Ирландии (только потом я понял, насколько это иронично) и во время одной из прогулок с однокашниками попал в паб. Там-то, что называется, и лизнул свое первое в жизни интересное пиво. На вдумчивый чекин не хватило бы, но ощущения запомнились на всю жизнь. Впрочем, этот опыт не помешал позже пить с друзьями всякое «Клинское», «Ярпиво», «Балтику» и прочие марки пива двухтысячных, лишь иногда перемежая их тем же «Гиннессом».

Где-то в районе 2010 года я понял, что ирландский стаут — не предел, и начал потихоньку пробовать то, до чего мог дотянуться, особенно бельгийские сорта. Окончательно мой интерес к пиву как к явлению закрепился в 2013 году, когда я во время путешествия по Бельгии попал на легендарную пивоварню Cantillon. Местный ламбик поразил меня настолько, что стало ясно: будет очень интересно, очень сложно и, скорее всего, очень долго. Конечно, ни о каких блогах на тот момент я даже не думал, но начал погружаться в тему с нарастающим интересом.

Подвалы Cantillon

Кстати, получается, что именно Жан Ван Рой стал первым пивоваром, с которым я познакомился, но это было мимолетно и потому не очень осмысленно. Ну а так, чтобы прямо вот по душам поговорить... Кажется, это был Михаил Ершов, причем вот совсем недавно: в прошлом году. До того все мои беседы с пивоварами носили строго формальный характер, многие при этом вовсе происходили заочно.

Вообще я никогда не стремился завести каких-то приятелей в индустрии и общался с ее представителями исключительно для расширения пивного кругозора, не более. Погружение непосредственно в тусовку началось, когда канал стал набирать обороты. И, к моему удивлению, большинство людей охотно шло на контакт, по крайней мере, какого-то пренебрежения к себе я не чувствовал. Хотя, чего греха таить: иногда индустриальная тусовка напоминает клубок змей. Но, справедливости ради надо отметить, пивная отрасль в сравнении со многими другими — просто кладезь дружелюбия и доброжелательности.

— Был ли у тебя в начале портрет в голове — для кого ты собираешься писать? Насколько реальность отличается от этих представлений?

— Да, он сформировался как раз во время работы в баре. Я тогда понял, что всех любителей пива можно условно разделить на три группы: самая малочисленная — пивные энтузиасты и те, кто себя таковыми считает; самая многочисленная — обычные, бытовые потребители пива, не особо интересующиеся его сутью; и средняя — те, кто пиво любит и расположен к тому, чтобы узнать про него больше. Я метил в последнюю категорию, понимая при этом, конечно, что буду понемногу выцеплять и представителей других двух групп. Иными словами, я целился в тех, кто был готов слушать.

Сейчас, спустя полтора года, я понимаю, что в целом расчет был верный. Единственной большой неожиданностью для меня стало то, что на канал стали подписываться представители пивоваренной индустрии.

«Михаил Ершов подкупает блогера на тайной встрече»

— Как к твоему каналу относятся люди из индустрии? Пивовары, владельцы заведений?

— Боюсь сглазить, но строго плохих мнений от них пока не встречал. Но кто знает: возможно, негативные отзывы просто не доходили непосредственно до меня, и я жертва классической ошибки выжившего, ха-ха. В любом случае я до сих пор удивляюсь и радуюсь каждый раз, когда узнаю, что меня читает какой-нибудь талантливый пивовар или владелец известного заведения. Это, с одной стороны, льстит, а с другой — мотивирует ответственно относиться к делу: ударить в грязь лицом перед Владимиром Наумкиным, Сергеем Григорьевым или Еленой Тюкиной очень не хочется.

— Можешь ли сформулировать главное откровение о нашей отрасли, которое пришло к тебе, пока ты вел свой канал?

— Главным откровением для меня стало то, что отечественная пивоваренная отрасль во многом похожа на наше государство. Такая же большая, мощная и отчасти прогрессивная, но в то же время во многом нелепая, противоречивая и неопытная. Вот как в России могут одновременно существовать шикарный дешевый доступ в интернет и жилые дома с удобствами на улице, так и наше пивоварение может одной рукой выдавать мирового уровня современные сорта, а другой клеить на бутылки этикетки с надписью «живое» и «СССР». С потребителями примерно та же история: я сталкивался с людьми, которые осознанно рассуждают о качествах того или иного крафта и при этом считают, что в пиво добавляют спирт. Кроме шуток.

И еще: многие любители крафта и поклонники массового пива, как оказалось, живут в двух параллельных и при этом воинствующих реальностях. И это печально, потому что рост пивной культуры невозможен там, где фанаты пастри-стаутов и любители евролагеров считают друг друга ничего не понимающими в настоящем пиве дурачками.

Очевидно, столь чудовищный разрыв между этими крайностями связан с тем, что наша пивная индустрия — как подросток: растет быстрее, чем успевает умнеть.

«Формально канал зарабатывает, но пока не обеспечивает меня»

— Как ты смог так быстро набрать очень приличную аудиторию?

— Первый серьезный наплыв подписчиков я обеспечил себе статьей-ликбезом на сайте TJournal.ru: оттуда, если правильно помню, ко мне пришли как минимум около тысячи человек или даже больше. Чуть более эффективно сработала реклама в разных телеграм-каналах: от крупного «Двача» до разной степени мелкости тематических — спортивные, кулинарные, даже какие-то порнушные были. В общем, я всячески экспериментировал и, признаться, в итоге разочаровался в этом подходе: очень часто с рекламы тебе тупо гонят «ботов» — условно-живые аккаунты, которые по факту дают только красивые цифры и ничего более. Причем рано или поздно эти «кадавры» все равно отвалятся, сильно подпортив тебе статистику.

Если говорить о деньгах, то на рекламу за все время я потратил в общей сложности около 40 000 рублей в примерно такой разбивке: 20 000 + 10 000 + 4 000 + несколько раз по 500-1 000 рублей. Из них 15 000 было потрачено, как я считаю, абсолютно неэффективно. Сейчас я снова задумался о рекламе, в том числе и в «Телеграме», но на этот раз буду подходить к вопросу более осознанно.

Самый существенный прирост подписчиков можно было наблюдать после нашего совместного видео с Игорем Черским: аудитория тогда увеличилась почти вдвое. Сейчас роста практически нет, но в основном потому, что я последнее время играю роль лежачего камня. Как только начну сдвигаться — вода обязательно потечет: сейчас у меня почти 26 тысяч подписчиков, следующая крупная цель — 50 тысяч.

— Получается ли у тебя монетизировать свой канал? Можешь ли ты жить на эти деньги?

— Формально канал зарабатывает, но если посчитать полученные за все время с его помощью деньги и разделить на 20 месяцев существования проекта «Просто Про Пиво», получится довольно скромная сумма, жить на которую я, конечно, не смог бы. К счастью, у меня с самого начала был некоторый финансовый запас, который дал мне возможность сносно себя чувствовать некоторое время. Кроме того, некоторые деньги приносил фриланс: я время от времени выполнял заказы как копирайтер, в том числе для пивоварен. Недавно, кстати, была забавная история: один пивзавод использовал мой текст для маркетинга своего пива, причем без моего ведома, но после непродолжительных переговоров ребята заплатили, оформив лицензию на произведение, все как положено. Тоже своего рода монетизация, че уж там.

Александр Савицкий собрал один из PenaPack'ов, скоро будет готов второй

Что касается коммерческих рельсов. Запросы на размещение платных постов приходят в среднем дважды в неделю, но я, за очень редкими исключениями, отказываю: не хочется рекламировать ставки на спорт, телеграм-каналы про криптовалюту и размещать заказные обзоры какого-нибудь нового сидра. Деньги ведь хочется зарабатывать собственными знаниями, умениями и опытом, а не только партнерскими постами: копирайтинг, лекции, свое пиво, в конце концов. Кстати, любопытный факт: донейты от подписчиков за три месяца принесли заметно больше средств, чем все размещенные в канале рекламные посты вместе взятые. За что подписчикам огромное спасибо: очень приятно, что есть те, кто настолько неравнодушен к моему труду.

Так или иначе, проектом я буду заниматься до тех пор, пока у меня есть на что жить и присутствует интерес к теме. Бросать его только потому, что он сам по себе не приносит денег, не планирую.

«Космические бюджеты для старта в YouTube не нужны»

— В какой момент решил параллельно развивать YouTube?

— Это было год назад. Я решил, что нужно попробовать себя в новом формате: взял старую зеркалку со штативом, откопал в закромах какой-то дешевый микрофон-петличку лет двадцати от роду, написал сценарий и в сентябре снял первый ролик. Феноменального успеха не было, но я понял, что получилось не ужасно и можно двигаться дальше. Небольшой опыт организации съемок в прошлом тут мне очень помог.

«Ютуб» и «Телеграм», конечно, принципиально разные площадки с разным подходом к продвижению. В «Телеграме» ты можешь рассчитывать только на себя, на рекламу и на сарафанное радио. В «Ютубе» же огромную роль играют непредсказуемые алгоритмы: успех в существенной степени зависит от того, окажется ли твой ролик в рекомендуемых или нет. А оказаться он там может по сочетанию никому не известного набора факторов, среди которых активность в комментариях, среднее время просмотра, взаимное расположение Близнецов к Весам и черт знает что еще. В результате ролик, где какой-то чувак буквально жарит на сковороде «Балтику 9», набирает полмиллиона просмотров, а реально интересное видео про какую-нибудь пивоварню едва дотягивает до десяти тысяч. Но в целом работает простое правило: контент должен цеплять, а чем — это уже дело десятое.

По поводу различий аудитории у меня есть лишь догадки: подписчики телеграм-канала и ютуб-канала пересекаются, как мне кажется, лишь отчасти, и есть ощущение, что аудитория в «телеге» не очень заинтересована в моих видео. Во всяком случае, существенного скачка просмотров видео после его анонса в канале не происходит. Что, конечно, изрядно фрустрирует.

— Какие минимальные инвестиции нужны, чтобы запустить приличный ютуб-канал?

— Тут все зависит от формата и персонального понимания приличности. Но встречают чаще всего все равно по одежке: в наше время у тебя как минимум должен быть хороший звук и хотя бы сносная картинка, включая пусть и примитивный, но грамотный монтаж. И, конечно же, стройная и желательно грамотная речь. Особенно если ты, что называется, торгуешь лицом и что-то рассказываешь на камеру. Качество самого содержимого при этом, как ни печально, часто уходит на второй план.

Подготовка к съемкам ролика

Каких-то космических бюджетов в целом для старта ютуб-канала не требуется. Приемлемую картинку можно получить даже с современного смартфона, а более-менее годную петличку сейчас можно приобрести за несколько тысяч рублей. Фантастический результат при таком сетапе, конечно, не получишь, но для старта сойдет: была бы хорошая идея и желание ее реализовать. Я вообще начинал с условно нулевых трат: камера и микрофон уже были, а осветительным прибором работал прикрученный к доске садовый LED-прожектор с натянутым на него пакетом в роли рассеивателя. Сейчас аппаратура, конечно, посерьезнее, но принципиально мало что поменялось: в определенном смысле я до сих пор все делаю, что называется, на коленке.

Вообще всегда нужно помнить о классической схеме: дешево, быстро, качественно — можно выбрать только два. В моем случае жертвовать приходится в основном скоростью, хотя и от двух других пунктов нет-нет да и отщипнешь.

— Где ты в итоге видишь большие перспективы — в «Телеграме» или в «Ютубе»?

— Если исходить из желания популяризовать проект, то «Ютуб» в данном случае, конечно, выглядит перспективнее: видеоконтент потребляется куда охотнее текста, как ни крути, хотя и производить его в разы сложнее, да и выхлоп при этом непредсказуемее. С другой стороны, идеальный расклад для меня тот, в котором оба формата сосуществуют, поддерживая и дополняя друг друга. Собственно, именно к этому я и стремлюсь.

— Сейчас многие пивоварни, и не только, пытаются делать контент для своих потребителей. Вкладываются в соцсети, в медиа, создают команды. Но результаты скромные. Как думаешь, какие ошибки они делают?

— Концептуально контент наших пивоварен мало чем отличается от контента какой-нибудь «Кока-Колы»: в обоих случаях это довольно стандартные заходы, выполняющие базовые задачи. Разница между ними лишь в, скажем так, себестоимости каждого поста. Но если для производителя самой популярной в мире газировки соцсети — это просто до кучи существующий канал для работы отделов маркетинга и пиара, то для многих пивоварен он может быть чуть ли не единственным рабочим окошком в реальный мир с текущими и потенциальными потребителями. И вот тут я вижу первую проблему: многие в это окно ставят какую-то свою картинку и смотрят на нее, вместо того, чтобы выглядывать в проем, изучать происходящее снаружи и делать выводы. То есть пивоварни делают контент, который хочется им самим, а не тот, который заинтересует их потенциальную аудиторию. В результате контент или не работает вовсе, или работает только на тех, кто уже стал благодарным клиентом и по умолчанию позитивно воспринимает все, что выкладывает пивоварня. При таком раскладе цифры едва ли будут сильно расти.

Вторую проблему проиллюстрирую историей из своего опыта. Когда на канале было в районе 12-15 тысяч подписчиков, я написал пост о том, что готов свободно предоставить свою «трибуну» любой малой пивоварне. Дескать, присылайте текст на любую важную для вас некоммерческую тему, и я его размещу бесплатно. Знаете, сколько представителей индустрии пожелало воспользоваться предоставленной возможностью? Четверо. Двое из которых в итоге так ничего и не написали. Не исключаю, что мой канал на тот момент был Неуловимым Джо, но не хочется думать, что люди на ровном месте отказывались от возможности заявить что-то о себе на пусть и не гигантскую, но все же существенную аудиторию. Причина, на мой взгляд, в другом: пивоварням зачастую просто нечего сказать сверх стандартного «привет, у нас вышло новое пивко». Точнее, поводы наверняка есть, а вот возможности и желания облечь их в понятную людям форму нет.

У обеих проблем, как мне кажется, общая почва — это молодость индустрии и, как следствие, отсутствие достаточного количества специалистов в области пивного маркетинга и пиара. Увы, иногда эта почва еще и удобряется излишней самоуверенностью и ощущением, что ты без пяти минут король и вот-вот возьмешь за тестикулы все королевство — в этом случае насущность проблемы становится особенно очевидна.

Здоровая простота, открытость, эмпатия и уважение — этого, думаю, будет вполне достаточно для сближения с покупателем любой современной пивоварни.

«Пивные мифы рождаются от сочетания незнания и паранойи»

— Самое популярное видео на твоем канале — «Пиво из СССР и оставшиеся после него мифы». Тебя это скорее радует или огорчает?

— В первую очередь меня это не удивляет. На стадии написания сценария это видео задумывалось как один из нескольких роликов цикла «Самые лютые пивные мифы», и про СССР там было буквально пара абзацев. Потом я решил, что можно немного сместить акценты: пересобрал список мифов и переписал сценарий таким образом, чтобы центральной темой стали не сами пивные стереотипы, а их советское происхождение. Кстати, это по сути тот же маркетинговый ход, за который я регулярно журю отечественных пиводелов. Такая вот ирония. Но я себя оправдываю тем, что таким образом привлекаю людей к новым знаниям.

Учитывая получившийся результат, в том числе и количество подгоревших седалищ в комментариях, я остался доволен: переупаковка смыслов удалась, цель достигнута — десятки тысяч людей узнали о пиве что-то новое. Впрочем, меня огорчает то, что это видео набрало всего 90 тысяч просмотров: могло бы и побольше.

— Ты очень активно общаешься со своими читателями. Какой самый идиотский вопрос они тебе задавали? Нам всем приходилось развенчивать мифы про порошок или живое пиво, но наверняка тебе хоть раз приходилось сталкиваться с какой-то более экзотической, лютой дичью.

— Вопросов таких не припомню, но было крайне экзотичное утверждение. В комментариях к одному из роликов на «Ютубе» объявился довольно хамоватый мужик и с присущей в таких случаях безапелляционностью заявил, что проверяет качество пива выливанием его на печь-каменку: хорошее, качественное пиво, по его мнению, при этом пахнет хлебом, а плохое — дерьмом. Я зачем-то попытался его разубедить, пытаясь объяснить бессмысленность странного метода, но тщетно: оппонент аргументы отвергал и твердил, что все разливное хорошее, а вот баночное и бутылочное при контакте с раскаленной печкой воняет навозом.

— Вообще, пиво — это, пожалуй, самая «мифологизированная» пищевая индустрия. Как думаешь, почему? Почему именно вокруг пива так активно плодятся и укореняются самые дикие потребительские мифы?

— Есть такая штука — аргумент от незнания: это когда мы сталкиваемся с чем-то сложным или неизвестным и, за неимением подходящих знаний, пытаемся себе объяснить его природу тем, что у нас есть. Обычно это что-то очень простое и понятное. Это один из базовых механизмов нашего мозга, помогающих нам не поехать кукухой в течение жизни, которая, в сущности, и состоит из сложного и неизвестного. Чем шире кругозор у человека, чем больше у него знаний, тем меньше этот механизм будет им востребован.

За стойкой в пивном баре

Так вот, как никогда в жизни не видавший дронов житель деревни принимает огоньки в небе за корабль инопланетян, так и ничего не знающий о брожении и экономической составляющей пивоварения простой любитель пива объясняет наличие в нем спирта тем, что его туда тупо налили. Потому что это самое простое, понятное и по сути единственное доступное ему объяснение, которое сразу закрывает вопрос. Плюс есть еще такой специфический фактор: постоянное опасение того, что тебя успешно обманут — этакая паранойя, которая с аргументами от незнания отлично играет в паре. Почему пиво стоит дешево и не очень вкусное? Потому что сделано из порошка! Это простое и понятное объяснение, которое заодно как бы защищает автора от обмана: он раскрыл заговор, поэтому обведенным вокруг пальца он себя уже не чувствует.

Почему именно пиво обрастает мифами больше других? Полагаю, из-за того, что это невероятно популярный напиток, который при этом считается не очень сложным и вроде бы понятным. На деле же, пьющий это пиво среднестатистический потребитель с не самым широким кругозором и нежеланием заморачиваться, со временем столкнется с массой вопросов касательно природы пива и, разумеется, будет искать ответы на них не в книжках, а среди самых простых аргументов. Люди любят простые объяснения и с удовольствием их распространяют.

Чтобы изменить ситуацию, нужно, во-первых, перестать эксплуатировать потребительское невежество в коммерческих целях (тут можно передать привет доброй половине региональных пивоварен), а во-вторых, просвещать своего покупателя.

— Пробовал читать пивные блоги в «Яндекс-Дзене» и комментарии к ним? Можно ли в принципе переубедить людей, которые так уверены в своей правоте?

— О да, незабываемый опыт, конечно. «Дзен» — отличный тренажер нервов и умения отказываться от игры в шахматы с голубями. Думаю, что, как контентная платформа, «Дзен» себя дискредитировал, сместившись куда-то ближе к «нижнему интернету» и превратившись в откровенную помойку. Там есть хороший контент, но его исчезающе мало. А жаль, ведь проект был многообещающий.

Переубедить настолько уверенных в своей правоте людей, какие тусуются в «Дзене», можно, но обычно оно того просто не стоит. Я считаю, что тратить свои силы нужно на тех, кто готов сменить свою точку зрения или, по крайней мере, готов тебя выслушать.

«Нужно избавиться от гордыни и признаться себе в том, что я не вытащу все в одиночку»

— Какую долю твоего времени занимает канал в «Телеграме» и ютуб-канал? Какие у тебя хобби и увлечения кроме пива?

— Если честно, чистое время никогда не высчитывал. И даже если бы попробовал, вряд ли что-то получилось: бывает, что один пост отнимает у меня полдня, а иной раз — 20-30 минут. С видео другая история: сама съемка и монтаж занимают не так много — от 3-5 до 10-12 часов. А вот подготовка, которая на 95% состоит из написания рабочего сценария, может занимать в разы больше: иногда текст просто «не идет» или версия за версией не проходит внутренний ОТК, в этом случае расход времени может быть пугающе большим. Но иногда это неизбежно: журналистский опыт заставляет быть довольно требовательным к результату, который должен отвечать определенным стандартам.

Часто это происходит еще и потому, что я иногда ленюсь и склонен к прокрастинации. В качестве контрмер я завел в «Телеграме» еще два канала: «Бирфинг» — новостной канал про пивную индустрию и личный канальчик «Савицкий пишет», в который отправляется в том числе и то, что не пролазит в «Просто Про Пиво» по формату. Такая диверсификация заставляет постоянно узнавать что-то новое и тренировать «писательскую мышцу» — это помогает держать себя в тонусе, не филонить и регулярно генерировать интересный контент.

Впрочем, свободное время все равно есть. Его я трачу на довольно-таки приземленные занятия: музыка, кино, сериалы, чтение, в основном, правда, пивного тематического контента. Могу и с геймпадом перед телеком посидеть, чего совершенно не стесняюсь. Кроме того, поскольку я живу за городом, в частном секторе, регулярно приходится заниматься специфическими бытовыми вещами вроде ухода за садом — это иногда отнимает существенную часть свободного времени. Две собаки тоже заскучать не дают. Впрочем, во время подобных занятий я все равно, как правило, думаю о проекте: придумываю темы, формулирую какие-то ключевые мысли для постов, размышляю о том, какие интересные вещи можно сделать. Например, идея того ролика про пивные мифы из СССР пришла ко мне во время стрижки газона, а темы публикаций я регулярно придумываю за рулем.

Вообще у меня немало мелких увлечений — от фотографии и кулинарии до сноуборда и рыбалки, но из крупных могу выделить одно, вполне подходящее к пиву: я очень люблю мотоциклы и мотопутешествия. В частности, объехал на двух колесах Грузию и половину Европы. В этом году были грандиозные планы касательно мототрипа по российским пивоварням, но черные лебеди, один за другим, больно клевали в нежные места и велели сидеть дома.

Где-то в районе словенского Триглава

— Ты сейчас все делаешь один. Наступит ли момент, когда ты решишь: «мне нужна команда»?

— Для этого, видимо, нужно избавиться от гордыни и признаться себе в том, что я не вытащу все в одиночку, если захочу двигаться сильно дальше и сильно выше. Кажется, я уже где-то недалеко от этого момента. Но это не точно. Сложно отказаться от комфортного состояния, когда весь процесс от и до планируется, исполняется и контролируется мною единолично. Кроме того, фундамент «Просто Про Пиво» — это мои тексты, и делегировать их написание кому-то я еще не готов. Пока что мне хочется, чтобы авторский проект оставался авторским.

С другой стороны, существует куда более тривиальная и насущная преграда — финансовая. На команду нужны деньги, а поскольку внешних инвестиций у меня нет, команде придется ждать за дверью до тех пор, пока проект не начнет зарабатывать достаточно.

— Пробовал ли ты варить пиво сам? Не задумываешься ли о своей контрактной варке или может даже пивоварне?

— Дома лежит набор для начинающего живовара, но так получилось, что мне сейчас проще и во многом интереснее приехать к кому-то на пивоварню и свариться там. Опыт контрактной варки был, но скажем так: поскольку владелец пивоварни очень похож на меня некоторыми особенностями характера, должного результата в виде стоящих на полках баночек с пивом нет до сих пор. Тот случай, когда очень полезно посмотреть на себя со стороны.

Пива дома стало столько, что для него пришлось ставить отдельный холодильник

В планах сварить кое-что интересное в Питере, но это произойдет осенью, а то и зимой. Впрочем, я открыт для предложений: мне всегда интересно посотрудничать с хорошей пивоварней.

— Как ты в целом относишься к истории, когда блогер начинает варить пиво?

— Прекрасно отношусь! Вообще не вижу ни единой причины, по которой можно было бы к этому относиться плохо. Помимо прочего, это отличная возможность оказаться на месте тех, кому ты еще вчера ставил двушечку в Untappd, потому что «недотягивает».

«Крафтовому пиву в России сейчас не хватает баланса»

— Какие тренды в современном пивоварении ты приветствуешь, а какие считаешь скорее негативными?

— Мне очень импонирует тренд по снижению крепости: сварить легкий и при этом вкусный IPA или что-то иное не очень крепкое всегда сложнее, а значит, усилий и знаний к этому прикладывается больше, а это, в свою очередь, сулит интересный результат. Кроме того, я с удовольствием наблюдаю за возвращением к жизни чахнущих или вовсе забытых стилей и за стремлением пивоваров к стилевому разнообразию. Того же Дениса Сальникова, при всем неоднозначном отношении к нему и коллег по цеху, и потребителей, я очень ценю за то, что в его ассортименте можно найти и гродзисское, и альтбир, и лихтенхайнер.

Засилие всевозможных «пастриков», «имперцев» и «фруктовок», которые все чаще оказываются одномерными, напротив, уже раздражает. С одной стороны, глупо обвинять пивоваров в том, что они куют железо, пока горячо. С другой — многие настолько увлекаются, что становятся заложниками собственных результатов, когда ты вынужден варить ходовые сорта даже тогда, когда уже не хочешь.

Ну и чтобы два раза не вставать, выскажусь про хард-зельцеры: крайне интересный тренд, за которым любопытно наблюдать. Но, как мне кажется, это очень временная ну или, по крайней мере, нишевая история. Думаю, в итоге зельцеры по популярности в лучшем случае встанут в один ряд с радлерами.

— Какое последнее новое пиво, которое ты пробовал, вызвало у тебя восторг?

— Это было упомянутое выше гродзисское производства Salden's. Удивительный стиль и, как мне кажется, прекрасное его исполнение.

— Какого пива в России тебе сейчас не хватает?

— Способного удивить балансом, а не крайностями. А еще мне очень не хватает конкретно кёльша: хочется, чтобы достойное пиво в этом стиле было в ассортименте как можно большего количества отечественных пивоварен.

Кельш — любимый стиль

— Какие изменения в нашей индустрии ты хотел бы увидеть в ближайшем будущем?

— Если говорить о ремесленном пивоварении, то я хочу увидеть, как сложное пиво с простым характером уступает место простому пиву со сложным характером. Меньше квазизамороченных пастри-стаутов и томатных гозе — больше работы с дрожжами и интересных лагеров. Я знаю, что многие наши небольшие пивоварни уже двигаются в эту сторону, и это радует. Ну а среди потребителей, конечно, хочется видеть рост пивной культуры. Над этим и будем работать.

0 9354
Поделиться
Комментарии 0

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Через соц.сети
21 октября 2020
XХIX Международный форум «ПИВО» в Сочи

С 21 по 24 октября 2020 года в крупнейшем выставочном центре города-курорта Сочи в Гранд-отеле «Жемчужина» состоится XХIX международный форум «Пиво-2020».

24 октября 2020
Фестиваль напитков «Крепкий мир» (Москва)

24 октября 2020 года в Москве, в зале «Амбер Плаза», пройдёт Восьмой международный фестиваль алкогольных напитков «Крепкий мир».

06 ноября 2020
Merano Wine Festival (Италия)

Merano WineFestival, впервые состоявшийся в 1992 году, стал первым в Европе мероприятием, посвященным исключительно выбору продуктов высшего качества в эксклюзивной атмосфере.

Лучшее
3 37098
Пивной гороскоп: как выбрать пиво в соответствии со знаком Зодиака