Американская ассоциация сидроделов USACM представила новую версию стилевого руководства, кратко описывающего виды сидра и пуаре.

Из-за санкций многие российские дистрибьюторы потеряли значительную часть своего портфеля. Опрошенные корреспондентом портала Profibeer Екатериной Журавлевой участники рынка сходятся во мнении: главная проблема для рынка — потеря условного импортного «массмаркета» первого эшелона от Guinness до Corona.
Ушедшие бренды
— Россию, в первую очередь, покинули самые популярные, массовые импортные марки пива. Как немецкие, так и чешские: Budweiser, PilsnerUrquell, Hofbräu, — рассказывает основатель сети магазинов «Беру Выходной» Николай Желагин.
По словам эксперта, разливной формат потерял существенно больше, чем бутылочный, и если раньше в магазинах «Беру Выходной» на кранах было 6-7 сортов импортного пива, то сейчас не более 2-3.
— Известные и популярные марки приходится заменять на, скажем так, «еще вчера» марки второго эшелона: Prazacka, Zubr, Bakalar, — объясняет Николай Желагин. — Но тут не работает принцип «на безрыбье и рак — рыба». Если потерян Guinness, люди не готовы просто покупать его заменитель. Поэтому, если мы и включаем в ассортимент марки второго эшелона, то берем их в два раз меньше по SKU из-за низкого спроса.
Поставки приостановили не только пивоварни из «массмаркета», но и многие иностранные производители «специалитетов», крафтового пива. Николай Желагин считает, что пострадали в первую очередь поставки из США и Великобритании, значительное снижение есть по Чехии. А по остальным странам количество SKU уменьшилось на 10-20%, но это именно самые популярные сорта.
— Мы потеряли, в первую очередь, пиво из Великобритании и США, — рассказывает партнер SVAM Group Вячеслав Кузьменко. — В частности, Shepherd Neame, Samuel Smith или Sweet Water. А вот наши поставщики из континентальной Европы, по большей части, продолжают работать с российским рынком. Продолжаем возить все бельгийские сорта и практически все немецкое пиво.
Основатель бара CraftRePUBlic Антон «GOODZON» Плигин также отмечает, что небольшие европейские пивоварни, такие как Tre Fontane или Axiom, все еще появляются на рынке. Но в некоторых странах Европы поставки в Россию блокируются особенно жестко.
— Мы потеряли практически всю Скандинавию и Прибалтику, — рассказывает глава отдела развития MarketBeer Василий Смирнов. — Они принципиально запрещают вывозить пиво в Россию, включая перегрузки в третьих странах. А вот поставщики из Бельгии, Нидерландов и, как ни странно, США у нас еще остались.
Рынок пива и санкции
— В нашем флагманском магазине как было 1 700 – 1 900 SKU импортного пива, так и осталось. Количество наименований не сильно уменьшилось, — комментирует ситуацию Николай Желагин. — С рынка все-таки ушли «хайповые», известные сорта пива, а марки второго эшелона вышли на первый план.
По словам эксперта, именно из-за этого общие продажи импортного бутылочного ассортимента упали почти в 2 раза.
— Достаточно тяжелыми были июнь и июль, так как на этот период пришелся не только вопрос потери брендов, но и проблемы с логистикой. В Европе тоже были проблемы с производством, поэтому мы попросту не справились с поставками. С осени ситуация стабилизируется — рассказывает Вячеслав Кузьменко. — Потери не критичны, так как российскими аналогами вполне можно заместить ушедшие сорта. Сейчас пивоваренные заводы в России варят пиво не хуже, чем в других странах.
Гендиректор компании «КЕЛЛЕР» Сергей Доценко отмечает, что те, кто до этого хорошо работал с импортом, сейчас имеют глобальные проблемы. Компании переходят на российских производителей, дабы удержать свой бизнес.
— Цены меняются каждый день, идет пересчет, меняют ценники, которые с февраля находятся в подъеме. Сейчас ценник более стабильный. До этого было очень сложно, все дорожало — объясняет Сергей Доценко. — Особенно тяжело ХоРеКе, импорт был важной частью их позиционирования. Все привыкли к этим компаниям, они остались, но ассортимент уже другой.
Василий Смирнов подчеркивает, что ситуация с разливным пивом очень непростая, так как присутствует большой спрос на разливной импорт. Эксперт утверждает, что потребители стали покупать более дешевое пиво.
— Не удалось глобально создать запасы импортного пива, после чего началась серьезная свистопляска с ценами, кто-то добавлял 30%, кто-то 50%. Однако, общие продажи удалось сохранить, потому что импортозамещение действительно работает — считает Николай Желагин.
Параллельный импорт: за и против
Недавно правительство разрешило параллельный импорт алкоголя, но только для некоторых напитков, преимущественно крепких, которые невозможно произвести в России. Помогла бы такая инициатива рынку пива?
Николай Желагин считает, что импортеры с радостью воспользовались бы такой возможностью. Однако нужно понимать, что импорт невозможен в крупных масштабах.
— Фактически играя против производителя, сложно завести в Россию большие объемы, отрицательно настроенных производителей достаточно много. Другое дело, что это могло бы помочь тем сортам, где производитель скорее не имеет какой-то принципиальной позиции, а просто вынужден поддаться общественному давлению и формально закрыть поставки в Россию, — отмечает Николай Желагин. — В таких случаях удалось бы найти вариант, который устроил бы и производителя и нашего импортера — формально не поставлять пиво в Россию, но продолжать импорт.
— Если владелец бренда изначально не настроен работать с Россией, то параллельный импорт не решит проблему. Так же и в крепком алкоголе: есть бренды, которые просто не хотят работать с Россией. Может быть, люди не будут покупать привычные бренды, но это не значит, что они останутся без продукта. Поэтому, я бы не бежал бы в сторону параллельного импорта. Да будет чуть сложнее работать с какими-то брендами — надо будет приучать потребителя к новым названиям, но это не значит, что продукция будет хуже — объясняет Вячеслав Кузьменко.
Василий Смирнов разделяет мнение: «Во-первых, тяжело достать, а во-вторых, высокие риски потерять репутацию. В Россию можно ввозить все, что угодно, но ты потеряешь свою репутацию».
Импортозамещение работает?
— Мы уже увеличили ассортимент российского пива, сидров, поэтому мы видим, что те ниши, которые выпали, будут заменены аналогами. Для усиления портфеля мы рассматриваем дополнительных поставщиков в Европе. У нас даже итальянское пиво продается — сейчас стала пользоваться популярностью итальянская марка Menabrea – рассказывает Вячеслав Кузьменко.
Николай Желагин утверждает, что сеть магазинов «Беру выходной» сразу запустила программу поиска максимально достойных сортов и старается из всех представленных на рынке выбирать лучшие: «Договариваемся с производителем о том, чтобы эти сорта носили наш бренд, такой полу-СТМ. Пока мы это сделали с Konix. Мы стараемся максимально позиционировать покупателя после нашей тщательной проверки, в том числе с участием блогеров, экспертов».
— Если нам удается найти стиль пива, который выступает в слепых дегустациях на уровне лучших импортных аналогов, то, собственно говоря, это мы и транслируем нашим покупателям. Например, Konix Helles выиграл у многих импортных сортов в слепой дегустации. Конечно, это тот продукт, который можно предложить покупателю, за место ушедших с рынка или сильно подорожавших импортных сортов — комментирует Николай Желагин.
Он подчеркивает, что концу года сеть магазинов «Беру выходной» придет к полному импортозамещению: «Берем ушедшим стилям достойные российские аналоги, они точно есть. Важно добавить, что наш потребитель к этому готов — мы это видим в наших магазинах. Сейчас, когда многие бренды ушли, есть много отрицательных моментов, но с моей точки зрения, есть и положительный момент, потому что наш покупатель наконец-то сможет понять, что в России есть прекрасные образцы пива, которые зачастую выступают на уровне лучших мировых образцов и очень сильно обгоняют немецкий или чешский массмаркет. Если раньше, условно говоря, банка пива в сетях могла стоить 69-90 рублей, и российскому пиву было очень сложно с этим конкурировать, то сейчас цена, условно говоря, 120-160 рублей — ценовая конкуренция уже куда более значимая».
— У нас пивоварение уже давно, скажем так, «на уровне», стесняться здесь нечего. Наши пивовары молодцы, уже научились всему и достойно делают различные сорта пива, не только в классике, но и в крафте. Переживать не о чем. Проблема только в ингредиентах, потому что не все в России есть — из-за этого бывают большие проблемы в пивоварении. Что-то убрали с рынка, какие-то ингредиенты ушли «насовсем» — объясняет Сергей Доценко.
Кетл-сауринг даёт пивоварам широкие возможности для творчества и позволяет расширить палитру выпускаемого пива. О том, как освоить эту технологию пивоварне, раньше не пробовавшей экспериментировать с кислым пивом, рассказывает главный пивовар Breakside Brewery Бен Эдмундс.
Боше — старинный напиток из карамелизованного мёда — всё чаще привлекает внимание домашних и профессиональных медоваров. О том, где искать корни этого рецепта, и о том, как безопасно организовать дома «извержение медового вулкана», в журнале Atlas Obscura рассказывает Джемма Тарлах.
Всё чаще в описаниях зарубежных пивных новинок появляется интересный ингредиент — Phantasm, высушенные отходы переработки новозеландского винограда совиньон-блан. По заявлениям пивоваров, этот «волшебный порошок» помогает максимально раскрыть в пиве тропический характер.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти / Зарегистрироваться
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Войти / Зарегистрироваться